Медицинский сайт
  • Главная
  • Анализы
  • Восстанавливает утраченный голос правильно. Упражнения для восстановления голосовых связок после ларингита

Восстанавливает утраченный голос правильно. Упражнения для восстановления голосовых связок после ларингита

Постановка голоса
Пение — один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Следовательно, это действие естественное и простое. Тому, у кого природные данные певца, хочется петь точно так же, как и тому, кто от природы бегун и ему хочется бегать. Тело певца устанавливает связи, необходимые именно для пения, легче, чем какие-нибудь иные, и требует их использования, потому что в живой природе то, что не используется, — отмирает.
Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чем необходимо знать и помнить певцу. Это работа комплекса мышц, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Комплексная работа невозможна без координирующего центра, а так как ее организует эмоция, профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения.
У людей, поющих голосами, которые мы называем «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, — это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит.
Но певческие школы в большинстве случаев предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления звука на каждой ноте. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены и осмысленной фразы и думает не о том, кому, почему и для чего он поет, а о том, попала ли данная нота туда, куда он ее направил.
Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анализ же своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения. Иногда внимание певца сосредоточено на какой-нибудь одной группе мышц: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол!». Это-то и нарушает естественные связи звуковедения, а с ними теряется и чувство радостно поющего тела, которое есть от природы у человека, как есть оно у соловья или жаворонка.
Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом вмешательстве связь рвется в каком-то звене и голос перестает звучать. Потеря голоса — это нарушение связей звуковедения, а его возвращение — восстановление этих связей.
Что же надо делать, чтобы сохранить и развить связи звуковедения?
Голос воспроизводим мелодию. А мелодия — это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел — его бросила рука, ветка качнулась — ее толкнул ветер. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!
Инструмент певца — часть его тела. И при том одна из наиболее важных и наименее управляемых — органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, и эти движения зависят от эмоционального состояния.
Следовательно, учиться петь — это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Но не только дыхание подчиняется эмоциям, но и эмоции можно подчинить дыханию! У актеров и певцов есть профессиональный термин «опора». «Опертый» голос — это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? Прикоснуться к плечу партнера — еще не значит на него опереться. Опереться — это перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», то есть попросту уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. Ощущение похоже на то, какое испытываешь, опираясь на чужое плечо: упругое, физически приятное сопротивление мышц. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется петь!
Вдох — движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох — значит мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, следовательно, удобнее петь, если вы сделали сознательно или бессознательно вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик.
Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо научиться задерживать правильно сделанный вдох. И еще не нужно думать о дороге, по которой вы поведете вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге, там возникает напряжение. Ведите вдох движением и эмоциональным настроем. Пользуйтесь наклоном во время вдоха. Затаите дыхание и пойте, никуда не направляя звук.
Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и просто делать вредно! Вдох же, заполняющий легкие, не искажая их формы, может вернуть и голос, и здоровье!
Лучшая в мире постановка голоса не русская, не французская, не немецкая и даже не итальянская, а природная. Если вы сознательно взяли правильный вдох и задержали его, все остальное сделает певческая интуиция.
Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню трудовую, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настояние, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, как не могут объединить просто слова без мелодии. Желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их под музыку. Для человека, поющего естественно, пение — это протяжная речь повышенной эмоциональности.
И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, оперетточной и даже оперной музыке вокализ — исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов затруднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив — вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно — действие заумное и сложное. И слова в этом случае только мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если же для вас пение — протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести эти слова, ведь, как известно, «хорошо произнесенное наполовину спето».
О хорошем певце в народе говорят: «Нутром поет!» И не думайте, что петь нутром — значит петь особо выразительно. Нет. Народ говорил как слышал: поет нутром — значит, звучит тело, как музыкальный инструмент. Звучит грудь. А маска, купол, зубы — неподвижная надстройка над тем, что поет. Поэтому думайте, что произносите слова диафрагмой. И не насилуйте ее. Она все знает. Достаточно только подумать о том, что тело делает слово, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки — мелодию с текстом.
Музыка имеет три измерения — высоту, тембр и силу. Певец должен просто помогать голосовым связкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних призвуков. А что касается силы, о ней нельзя думать, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости — звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких — грудные мышцы.
«Потеря» голоса
У всех наших пациентов певцов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие или фиброматозные узелки, — было мелкое ключичное или грудное перерасширение и напряженное дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни. Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки.
Если в узких верхушках легких воздуха слишком много, ему тесно. И он стремится уйти во время звучания такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить или петь, не может. Он продолжает речь или пение на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и, конечно, кончает работу больным.
Идет к врачу. А дальше по кругу: бюллетени, медикаменты, советы беречь голос. И на помощь болезни приходит страх. Человек начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они — напрягаются в ответ на его мысли. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительней, и, если молчание и медикаменты не помогают, — оперативное удаление узелка. Но как бы ни был прекрасен хирург — улучшение самочувствия и звука кратковременны, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно возникновение узелка повторно. Снова оперативное удаление и, в большинстве случаев, предложение сменить профессию.
Следовательно, надо не беречь голос, а иначе организовывать дыхание и звуковедение.
Первое, что мы рекомендуем и актерам, и певцам, убрать избыток воздуха из верхних долей легких. Мы тренируем вдох, самый удобный для задержания. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избытка воздуха. Петь и говорить сразу становится легче.
Затем мы делаем звуковые упражнения на тех же движениях, на каких делали вдохи. Диафрагма и брюшной пресс активно работают во время звучания, и болевые ощущения или узелок начинают исчезать. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, они сработают уже по привычке. Привычка же требует подкрепления. Дыхательные упражнения надо повторять.
И вот еще что. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение — знайте: там — ошибка. Найдите движение, которое это ощущение уберет.
Проверьте все сказанное выше. Спойте что-нибудь раза четыре подряд, чтобы не думать, что вы еще «не распелись». А затем сделайте упражнение «насос»: 9 раз по 32 вдоха-движения. А после этого повторите ту же самую вещь. И вы почувствуете, что петь легче, и услышите, что голос звучит значительно лучше. Дыхание, которое вы тренировали, продержится по инерции еще некоторое время. «Затаите» дыхание и пройдите 8 шагов. «Затаите» и пройдите 12 шагов, 16 шагов. Берите в спину. Тренируйте вдох на наклоне вперед. И на нем пойте, т.е. говорите нараспев, думая о смысле слов и красоте мелодии.
Нам внушают, что петь хорошо — трудно и сложно, а плохо — легко и просто. Но ведь в жизни-то все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший — легко и непринужденно. Теперь вы знаете почему!
Актерские упражнения
Перед выполнением звуковых упражнений, опубликованных в разделе о заикании, и специальных актерских упражнений, о которых речь пойдет в этой части книги, нужно сначала сделать упражнения из основного комплекса «насос» и «обними плечи». Они подготовят голосовой аппарат к дальнейшей работе.
Рекомендации певцам и драматическим актерам
Никогда не думайте о дыхании ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чем говорите или поете. Зрители, сидящие в первом ряду партера, не должны видеть, как певец на сцене пользуется дыханием.
Не тяните и не напрягайте шею во время пения или монолога. Напряжение мышц шеи передается на гортань и происходит недосмыкание голосовых связок. Звук получается сдавленным и не летит в зрительный зал.
Абсолютно свободными и подвижными (незажатыми) должны быть и плечи. Только при таком условии у актера и певца будут свободно и объемно звучать низкие ноты (грудной регистр).
А вот для того, чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать так называемую диафрагмальную «опору», т.е. очень сильное напряжение внизу живота. Здесь очень большое значение имеют крепкие ноги и абсолютно здоровые половые органы.
Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст так называемый «столб звука», который есть от Бога у оперных певцов с мировыми именами.

Одним из неприятных событий может стать потеря природного голоса. Не всегда врачи дают при этом больничный. А если ваша работа связана предполагает ведение переговоров, то совсем беда. Как же в таком случае быстро восстановиться и вернуться к привычному образу жизни, где нет места молчанию?

Почему пропадает голос?

Человек обладает способностью издавать звуки посредством вдыхания воздуха через ротовую и носовую полости. Эта уникальность называется голосом.

Попадая внутрь, воздушные массы заставляют связки или голосовые складки создавать вибрации, которые принимают непосредственное участие в звуковых колебаниях. Когда хотя бы одно звено в этой цепи нарушено, голос пропадает.

Чаще всего проблемы с голосом возникают в холодные поры года, когда отмечаются вспышки простудных заболеваний. Голосовые функции могут нарушить переохлаждение или инфекция. Голос может пропасть не полностью, а частично, с возможностью шептать. Причиной такого расстройства могут являться:

  1. Развитие заболеваний
  2. Недостаточная влажность воздуха
  3. Перенапряжение голосовых связок
  4. Сильное потрясение или стресс
  5. Перенесенная операция на щитовидной железе
  6. Курение на протяжении многих лет
  7. Отеки или
  8. Попадание в горло инородного тела
  9. Травмы голосовых связок
  10. Химическая или лучевая терапия при онкологических заболеваниях
  11. Царапающая или раздражающая слизистую поверхность горла пища

Первое место по популярности занимает, конечно же, простуда. При этом связки могут быть не затронуты заболеванием.

Голос пропадает при сильной «заложенности» горла. Нетренированные связки при длительном или несвойственно громком общении могут привести к «срыву» голоса. Он может полностью и не пропасть, но становится очень тихим и сиплым.

Симптомы

  • Нарушение тона голоса
  • Появление охриплости, осиплости
  • Одолевающий
  • Ощущение «кома» в горле

Заболевания

  • Декомпенсированный гипотиреоз
  • Паралич (парез) возвратного нерва
  • Миопатия голосовых складок

Может произойти повреждение нервов, которые регулируют напряжение голосовых складок. Вызвано это может быть инсультом, опухолью мозга, черепно-мозговыми травмами, увеличением лимфатических узлов, аневризмой аорты или туберкулезными, менингококковыми, сифилисными инфекциями.

Диагностика

Обратиться за медицинской помощью при потере голоса следует, если самостоятельно он не восстановился на протяжении трех дней. Обращаться следует к отоларингологу. Диагностика для назначения курса лечения будет включать в себя:

  1. Осмотр и опрос больного
  2. ротоглотки
  3. (исследование гортани и голосовых связок)

Последние две методики исследования используются для исключения вероятности развития опухоли. При ее обнаружении берется биопсия для установления злокачественности новообразования.

Зев и глотка больного обследуется ЛОРом с помощью специального зеркала. Называется эта манипуляция . Курс лечения назначается после постановки диагноза по результатам проведенных исследований.

Есть несколько советов, которые помогут восстановить севший или пропавший голос, если его отсутствие не вызвано серьезными отклонениями в здоровье. Соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Молчите. Это позволит вашим голосовым связкам отдохнуть. На время молчания можно укутать горло во что-то теплое. Если требуется поговорить, то делать это лучше шепотом.
  2. Пейте теплые напитки. Питье должно быть горячим, но не обжигающим. Еще больше пользы принесет добавление в такие напитки меда, имбиря, лимона, калины.
  3. Полощите горло. Через 1-1,5 часа промывайте его травяными отварами.
  4. Выполняйте ингаляции. Делать их можно как с помощью специального аппарата – небулайзера, так и над обыкновенной кастрюлей.
  5. Успокойте нервы. Для этого отвлекитесь от проблем, поделайте дыхательную гимнастику, займитесь расслабляющим хобби.
  6. Дышите увлажненным воздухом. Поставьте в комнате аппарат увлажнителя или развесьте смоченные в воде полотенца.
  7. Правильно питайтесь. При повреждении связок рекомендуется наполнить рацион белковой пищей, овощами и фруктами.

Если вы курильщик, то придется отказаться на время восстановления голоса от своей вредной привычки. Если через 3 дня улучшений не произошло, то обратитесь за консультацией к врачу.

Медикаментозное

Самостоятельно приобретать лекарства для лечения голосовых связок не стоит.

Лучше довериться специалисту, который с учетом причины недуга, степени его тяжести и имеющихся у вас противопоказаний сделает назначения. При потере голоса выписывают:

  • Таблетки « ». Антибактериальное средство для лечения ротовой полости.
  • Леденцы или сироп « ». Обладает противомикробным, противокашлевым, анальгезирующим и смягчающим действием.
  • Таблетки «Гомеовокс». Эффективное средство для лечения различных заболеваний горла.
  • Спрей « ». Оказывает антисептическое, анальгезирующее, обволакивающее и увлажняющее действие.
  • Спрей « ». Обеззараживает и снимает воспаление.
  • Спрей « ». Комбинированное средство для лечения ротовой полости.

Перед применением лекарств следует изучить инструкцию к ним и соблюдать установленные режим применения и дозировку. Если врач вам выписал другой режим и объем употребления, то придерживайтесь именно его. Продолжительность медикаментозного курса лечения составляет в среднем около недели.

Народные методы лечения

В домашних условиях можно выполнить множество процедур, которые значительно облегчат самочувствие и помогут быстро восстановить голос.

Перед применением любого из них предварительно получите консультацию у врача, так как могут иметься противопоказания. Народная медицина предлагает:

  1. Коктейль «Гоголь-моголь». Для его приготовления понадобится 2 куриных желтка, сахар, 2 ст.л. меда, 100 мл теплого молока. Все тщательно взбивается. 2 оставшихся белка взбиваются отдельно с сахаром и добавляются в общую смесь. Нужно пить теплым и лучше всего перед сном.
  2. Горячее молоко с добавлением меда и кусочком сливочного масла.
  3. для полоскания из ромашки, эвкалипта и календулы. Травы берутся в равны частях (по 1 ст.л.) и заливаются кипятком. Через полчаса процеженным настоем можно полоскать горло. Применять его таким образом через каждые 2 часа, подогревая до оптимальной температуры.
  4. . На ночь на горло положите компресс из марли, пропитанной любым подогретым растительным маслом. Поверх обмотать шею шарфом.
  5. Капустный компресс. Также выполняется на ночь. Лист капусты обмазывается медом и прикладывается к горлу. Сверху все закрывается шарфом.
  6. . В емкость с кипятком добавьте несколько капель апельсинового, кедрового или лимонного эфирного масла. Наклоните голову над емкостью, накройтесь полотенцем и подышите получившимся паром. Выбор масла производите с учетом личных предпочтений и отсутствием аллергии.

Народная медицина предлагает для восстановления голоса очень большое количество различных рецептов. Среди них вы обязательно найдете для себя что-то подходящее. Если улучшений от их проведения нет, то проконсультируйтесь с ЛОРом.

Эффективное средство для восстановления голоса:

Полезные упражнения

В логопедии есть большой раздел, который называется фонопедия. Он направлен на лечение звуковых и голосовых патологий. Специальная техника выполнения фонопедических упражнений позволяет разработать голосовые связки и вернуть обычную речь.

Программа для каждого пациента разрабатывается индивидуально. Она учитывает особенности голосового нарушения, имеющиеся патологии связок и причины нарушения голоса. Тренировка проходит поэтапно:

  1. Произношение закрытых слогов с сочетанием мягких звуков.
  2. Произношение прямых слогов с сонорными согласными.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Звуковые упражнения, схожие с музыкальной распевкой.
  1. Психотерапия.
  2. Коррекция фонационного и физиологического дыхания.
  3. Тренировка голосового аппарата с помощью упражнений.
  4. Автоматизация.

Технику выполнения некоторых упражнений можно найти в интернете, но без контроля специалиста должного эффекта от самостоятельных занятий может не получиться. Поэтому при серьезных расстройствах лечение должно проходить под строгим контролем логопеда.

Питание

При потере голоса главная и обязательная рекомендация – обильное теплое питье. Это могут быть чаи, травяные настои, морсы, компоты, молоко и даже алкоголь. Из крепких напитков подогретыми можно пить красное вино, коньяк или глинтвейн с анисом. В вашем ежедневном рационе должны быть:

  • Бульоны
  • Нежирные сорта мяса
  • Свежие овощи и фрукты

Использовать в это время специи и пряности не рекомендуется или же в минимальных количествах. Вашему горлу будет легче, если пищу перемолоть и употреблять в перетертом виде. Чем мягче она станет, тем меньше дискомфорта вы испытаете.

Поступающая еда и напитки должны быть теплыми, но не обжигающими. Переохлаждать воспаленное горло не стоит. При потере голоса нельзя есть копчености, соленья, пить кофе и газированные напитки. Они создают дополнительное раздражение для гортани.

Профилактические мероприятия и прогноз

Чтобы избежать или минимизировать риск потери голоса следует придерживаться некоторых врачебных рекомендаций. Следовать им гораздо легче чем потом восстанавливать нормальную работу своих связок:

  1. Давайте связкам «отдых» и регулируйте громкость во время разговора.
  2. Откажитесь от курения.
  3. Питание должно быть сбалансированным и правильным.
  4. Избегайте холодной пищи.
  5. Избегайте стрессовых ситуаций и не забывайте про отдых.

Чем раньше вы начнете восстановление работы связок, тем более быстрым и успешным будет результат. При первых проявлениях потери голоса принимайте меры по их устранению в домашних условиях. Если улучшений нет, обращайтесь к врачу и не затягивайте с лечением.

Голос у человека является одним из главных средств для общения с окружающими людьми. Именно поэтому его потеря создаёт массу неудобств и проблем. За наличие голоса у человека отвечают голосовые связки – они представляют собой две эластичные мышцы, которые расположены в гортани и крепятся к хрящам гортани. Для появления звука необходимо, чтобы связки полностью смыкались, к сожалению, существует много причин, которые приводят к проблемам с голосом и его полному отсутствию.

Существуют множество причин, которые приводят к потере голоса, основными из них являются:

  • Различные инфекционные болезни дыхательной системы в частности — гортани, такие как тонзиллит, фарингит, ларингит.
  • Постоянные нагрузки на голосовые связки – у преподавателей, военных, певцов.
  • Воздействие пыли, дыма, холодного воздуха и напитков.
  • Ожоги как химические, так и термические.
  • Опухоли гортани.
  • Параличи или парезы связок.

Симптомы при потере голоса

Существуют определенные симптомы, которые характерны для заболеваний, сопровождающихся потерей голоса, к ним относят:

  1. Появление охриплости.
  2. Постепенно человек переходит на шёпот.
  3. Полная афония – то есть отсутствие голоса.

У детей основной причиной утраты голоса могут стать папилломы – доброкачественные опухолевидные новообразования, которые необходимо как можно раньше удалять. Основным признаком при этом заболевании является непрекращающаяся охриплость голоса.

Методики лечения

Главным фактором в определении методов лечения при потере голоса является выяснение причины данного состояния. Очень часто лечение заключается в устранении симптомов основного заболевания, которое и привело к поражению голосовых связок и потере голоса.

На сегодняшний день для разработки голосовых связок применяют специальные комплексы упражнений. В основном они разрабатывались фониатрами (так называют специалистов, которые занимаются восстановлением голоса), поэтому являются достаточно эффективными. Однако зачастую добиться полного восстановления голоса можно только при проведении комплексного лечения, которое назначает врач.

Главное, на что следует обратить внимание пациентов, у которых пропал голос – это соблюдение молчания.

Ни в коем случае не следует надрывать связки и говорить через силу, это может привести к афонии, после которой восстановить голос в полном объёме будет очень сложно. Кроме того, необходимо избегать употребления горячей, острой, соленой и холодной пищи. Также нужно будет забыть о спиртных напитках, кислых фруктах, например, цитрусовые следует полностью исключить из рациона больного.

Способы восстановления голоса

Как указывалось выше, для восстановления утраченного голоса назначаются специальные дыхательные упражнения. На сегодняшний день существуют различные комплексы, которые помогают восстановить голос и улучшить его звучание.

    Вначале необходимо присесть на корточки, при этом расстояние между коленями должно составлять не больше размеров 1–2 кулаков. Спина при этом должна оставаться ровной, руки нужно положить на колени. Находясь в таком положении нужно сделать выдох, максимально напрягая руки, горло и шею. Через 6-10 секунд можно расслабиться, и сделать несколько обычных вдохов-выдохов и повторить глубокий выдох.

    Подобные упражнения следует сделать 6-10 раз, их можно повторить через пару часов.

  1. Сначала необходимо лечь на спину и делать вдохи таким образом, чтобы в них участвовал живот, затем нужно будет задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося при этом звук «С», это упражнение делается около 5 минут. После этого на выдохе следует произносить звуки «З» и «Ш».
  2. Следующим этапом этого комплекса упражнений является произношение звука «М» на выдохе, положения тела при этом остается таким же, как и во время выполнения предыдущего упражнения.
  3. После этого, попытайтесь напевать букву «М», делая каждый звук наиболее длинным. Продолжительность этого упражнения составляет не менее 5 минут.
  4. Затем следует с открытым ртом тянуть звук «Н», при этом следите за тем, чтобы произносимые буквы звучали без дребезжания.

Другие методики восстановления связок

Чтобы восстановить связки, для начала следует снять напряжение и расслабить их. Для этого используется специальное упражнение, получившее название «Зевающего льва». Во время проведения этой процедуры необходимо запрокинуть голову назад и широко открыть рот, после этого нужно постараться издать звук, похожий на громкое зевание, при этом должна изменяться его тональность. Именно зевание, по мнению специалистов, является лучшим способом расслабить гортань, в которой и находятся голосовые связки.

Ещё одним эффективным способом расслабить связки является снятие напряжения с диафрагмы, именно по этой причине у многих людей возникают проблемы с голосом. В таком случае применяют специальные методики дыхательной гимнастики, среди них особое место занимает система Стрельниковой. Эту методику используют в ведущих клиниках и центрах нашей страны для лечения других заболеваний дыхательной системы.

Как можно укрепить связки

Хорошим средством для укрепления связок является полоскание горла отваром из трав, для его приготовления нужно взять: цветки ромашки, календулы и листья эвкалипта.

Отличным способом укрепить связки является приём смеси из растёртых с сахаром и сливочным маслом сырых желтков куриных яиц.

Медики при охриплости голоса рекомендуют через каждые два часа полоскать горло раствором фурациллина, морской соли или настойки прополиса. Часто их чередуют с приёмом антибактериальных препаратов, в случае, если причиной афонии или охриплости голоса являются инфекции, это позволяет улучшить состояние больного.

При проведении лечебной гимнастики и других процедур для восстановления голосовых связок необходимо по возможности исключить все факторы, способствующие раздражению гортани, в частности, отказаться от продолжительных разговоров по телефону. Это, по мнению специалистов, сильнее раздражает голосовые связки, чем обычное живое общение. Нежелательно также выходить из тёплого помещения на холод. Кроме того, следует избавиться от курения, так как вдыхание никотина раздражает связки.

При чрезмерном напряжении на связках образуются узелки, которые представляют собой наросты, они и будут создавать помеху для нормального звучания вашего голоса.

Для укрепления связок нужно произносить слова только на выдохе. Улучшить звучание или полностью восстановить утерянный голос можно только при чётком соблюдении рекомендаций врача и регулярном проведении назначенных методик лечения, в том числе и точного выполнения дыхательной гимнастики.

Существует ряд профессий, требующих чёткой дикции и звонкой речи, а в результате систематических перегрузок голосовых связок, голос становится сиплым и охриплым. В таких случаях требуется укрепление голосовых связок, путем выполнения различных упражнений и вспомогательных средств. Как укрепить голосовые связки при помощи гимнастики и упражнений, попробуем выяснить в данной статье.

Почему пропадает голос?

Причиной потери голоса могут стать различные факторы. Как правило, от охриплости страдают люди, чья профессия связана с постоянной нагрузкой на голосовые связки, это дикторы, преподаватели, певцы и актёры. В силу своей деятельности им приходится натруждать связки, что приводит к нарушению их работы. Но помимо профессиональных нарушений, потерять голос можно и в результате иных причин:

В зависимости от того какая причина стала толчком для развития патологии назначается последующее лечение.

Упражнения для связок

Если потеря голоса связана с их перенагрузкой на связки, решить проблему можно путём правильного подбора упражнений. Для того чтобы развить звонкость голоса и убрать осиплость можно выполнять следующий комплекс упражнений:

  • занять позицию лёжа, сделать глубокий вдох, а на выдохе поочередно произносить звуки «с», «з» и «ш». Важно, чтобы произношение было протяжным и медленным;
  • аналогичное упражнение повторять со звуком «м», главное, чтобы произношение звука было ровным, а голос грудным на протяжении всего упражнения;
  • глубокий вдох и произношение звуков «а-а-а-о-о-о-у-у-у» в этот момент необходимо делать постукивания по грудной клетке;
  • при лёгком постукивании по верхней губе, следует произносить протяжный слог «бы-бы-бы»;
  • аналогичное упражнение предыдущему, только стучать пальцами следует по нижней губе, и произносить слог «вы-вы-вы»;
  • далее следуют более сложные упражнения в виде распевки. На одной ноте следует исполнять следующие слоги “ма-ми-мо-ми-ма”, а также “да-дэ-ди-до-ду”;
  • увеличивая размер октавы, нужно произносить: слоги “лё” и “ля”, чередуя их
  • представьте, что полощите горло, нужно произносить тот же звук, что и при полоскании, только запрокидовать голову при этом не следует, а лишь поворачивать её со стороны в сторону;
  • также важны хроматические распевки. Для этих целей, лучше всего подходит мотив песни «Подмосковные вечера». Только мотив не нужно петь в голос, а лишь мычать через нос знакомые ноты, при этом, постукивая пальцем по левой ноздре и параллельно вертя головой с лева на право.

Дыхательная гимнастика

Помимо дикционных упражнений, важно выполнять дыхательную гимнастику, для этого можно использовать следующие упражнения:

  • вдох носом и выдох также им только тремя подходами, то есть распределяя воздух на три небольших
    выдоха;
  • следует зажечь свечу и находясь от неё на расстоянии в 10 сантиметров, дуть как бы пытаясь задуть, но при этом пламя должно лишь немного отклоняться, но не тухнуть;
  • дышать по собачьему. Вспомните, когда собака хочет пить и ей жарко, она вытаскивает язык и дышит часто и прерывисто. Тоже самое следует повторять, дублируя поведение животного;
  • глубокий вдох носом и шипящий, а потом свистящий (чередуется) выдох ртом;
  • Каждое из представленных упражнений, следует выполнять не менее чем 10 раз каждое.

Перед тем как приступить к выполнению гимнастики, следует быть готовым выполнять её правильно. Для этого, следует придерживаться следующих правил:

  • все упражнения следует выполнять перед зеркалом и только в хорошем настроении;
  • для того, чтобы результат был закреплён и голос вас радовал своим звонким звучанием не прерывно, гимнастика должна стать частью распевки, а скороговорки и произношения сложных слов должно стать обыденным делом;
  • хотя бы вначале проводить гимнастику лучше под контролем профессионала, так как неправильное выполнение того или иного упражнения может не только не помочь, но и навредить в тренировке голоса. Позже, когда азы гимнастики будут освоены, проводить занятия можно самостоятельно;
    постоянные такие упражнения полезны не только для функции голосовых связок, но и для мимики лица. Систематическое выполнение гарантирует улучшение состояния кожи лица и разглаживанию мимических морщин;
  • чтобы эффект был лучшим, следует в комплексе выполнять распевку, дыхательную гимнастику и точечный массаж;
  • на фоне выполнения восстановительных процедур, следует придерживаться определённого режима питания. Следует исключить: острое, солёное, кислое, а также слишком горячие и, наоборот, холодные блюда. Все они дополнительно раздражают голосовые связки и приводят к ухудшению состояния;
  • не следует выполнять гимнастику и распевку перед сном.

Народные методы

Вместе с выполнением гимнастики, когда нужно срочно вернуть утраченный голос, можно воспользоваться проверенными народными методами, многими из них пользуются певцы перед своими выступлениями. К таким рецептам относят:


Потеря голоса частая проблема, к сожалению, для многих. Если ваш труд связан с постоянными нагрузками на голосовые связки, выполнение описанных упражнений, а также народные рецепты помогут значительно быстрее справиться с осиплостью голоса. Но если проблема не связана с профессиональной деятельностью, пропажа голоса может свидетельствовать о различных патологиях, в том числе и довольно серьёзных. Поэтому, не следует заниматься самолечением, а лучше проконсультироваться с врачом, который сможет назначить нужное и правильное лечение.

В работе рассказано доступным языком о сторении голосового и дыхательного аппарата; о постановке певческого дыхания,; о проблемах, которые возникают при неверной постановке дыхания и их устранении. Описан основной комплекс дыхательных упражнений и их воздействие на организм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой: практическое применение в детской школе искусств

Школа пения- это школа дыхания

Франческо Ламперти(1813-1892)

Итальянский педагог и теоретик

Искусство пения – это искусство духовного самовыражения через звуки.

Пение в большей степени, чем другие музыкальные звуки, воздействует на эмоциональное состояние человека. Это один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Звуки человек создаёт, рождает в себе посредством голосового аппарата. Голосовой аппарат человека – это единая система органов и мышц, участвующих в образовании звуков в пении и речи.

  1. Аппарат, рождающий звук голоса - это гортань и голосовые складки.
  2. Аппарат дыхания - те органы и мышцы, которые находятся ниже гортани и подают воздушную струю - энергетическая система голосового аппарата.
  3. Мышцы и органы, расположенные выше голосовых складок -голосообразующая система резонаторов и артикуляционного аппарата.

Рассмотрим отдельно аппарат дыхания. Это трахея, бронхи, легкие, диафрагма, мышцы грудобрюшной полости.

Трахея - дыхательный орган, расположенный ниже гортани и выше бронхов. Длина её 11-13см. , состоит из хрящевых полуколец, соединенных связками. Трахея разделяется на два бронха. В пении трахея играет роль резонатора.

Бронхи - продолжение дыхательных путей от трахеи, которые переходят в бронхиолы. Это очень тонкие воздухоносные сосуды, которые, в свою очередь, имеют на конце пузырёк (альвеолу). Общая масса этих пузырьков (альвеол) составляет лёгкие.

Лёгкие - дыхательный орган в котором происходит газообмен. Альвеолы пронизаны кровеносными сосудами (капиллярами) , посредством которых эритроциты (красные кровяные тельца) обменивают углекислый газ на кислород, поступающий в альвеолы.

Диафрагма – гладкая мышца с сухожильным куполом, вдающимся в центре в лёгкие. Отделяет грудную полость от брюшной, прикрепляется краями к нижней апертуре грудной клетки и поясничным мышцам. Это главная дыхательная мышца певца.

Мышцы грудобрюшной полости – это межреберные мышцы и мышцы передней стенки живота. Эти группы мышц также участвуют в процессе дыхания.

Дыхание делится на две основные фазы: вдох и выдох. Различают несколько типов дыхания. Все эти типы или способы дыхания относят большей частью к первой фазе – вдоху. Как мы знаем, лёгкие не имеют собственной мускулатуры и поэтому могут наполняться воздухом только при помощи мышц грудобрюшной полости. Задействие различных групп мышц и определяет тип дыхания.

Типы дыхания:

Ключичное;

Грудное;

Нижнерёберно - диафрагмотическое (костоабдоминальное) ;

Брюшное (абдоминальное).

Из истории вокального искусства известно, что певцы в разные времена пользовались разными типами дыхания. В настоящее время учёные, певцы и педагоги приходят к выводу о том, что наиболее целесообразным и рациональным для певцов является костоабдоминальное дыхание.

Когда певец правильно использует все приёмы певческого дыхания, то в подсвязочном пространстве создаётся необходимое для фонации подсвязочное давление. В результате этого связки колеблются с максимальным эффектом. Голос при этом обретает звучность, полётность, тембральность. Это и называется пение на опоре. Неправильное дыхание приводит к «пению связками». Сжатие мышцами шеи гортани в её верхней части способствует уменьшению её просвета, что и приводит к возникновению надсвязочного давления. Однако, этот способ создания звука чреват большими неприятностями для певца. Во-первых, звук создаваемый связками, теряет большое количество обертонов, создаваемых голосовыми резонаторами, он беден по окраске и имеет «горловое» звучание. Во-вторых, мышцы шеи быстро утомляются от несвойственной им работы, связки начинают работать с большой физической перегрузкой. Это приводит к их быстрой изнашиваемости, стиранию тембра и даже к заболеваниям, вплоть до появления певческих узлов, что может стать причиной полной потери певческого голоса.

Александра Николаевна Стрельникова (1912-1989) – оперная певица, театральный педагог, автор уникальной дыхательной гимнастики, которая не только восстанавливает дыхание и голос, но вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Устраняет некоторые морфологические изменения в бронхо-лёгочной системе;

Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков лёгочной ткани;

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;

Налаживает нарушенные функции сердечно – сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

Способствует восстановлений нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно – психическое состояние.

Практика Александры Николаевны показала, что дыхательная гимнастика полностью восстанавливает и возвращает голос. Её подопечными были Лариса Голубкина, Маргарита Терехова, Максим Штраух, Ольга Воронец, Лайма Вайкуле, София Ротару, Алла Пугачёва. В процессе работы Стрельникова пришла к выводу, что расстройства певческого голоса, как и многих других функций организма, могут быть обусловлены тремя причинами:

Дизритмией системы дыхания, в частности, её мускулатуры;

Нарушение функции диафрагмы, обеспечивающей нормальную работу лёгких, сердца и органов брюшной полости;

Расстройством психо – эмоционального состояния человека.

Возникла мысль: если для восстановления работоспособности и оздоровления любой мышцы организма требуется постоянная нагрузка на неё, то нельзя ли использовать этот же принцип для укрепления дыхательной мускулатуры и голосовых связок? Немалую роль в дыхательном процессе играет диафрагма. Самая мощная мышца в нашем теле совершает в норме 1000 колебаний в час, со средней амплитудой движения 8см.. Она влияет на вентиляцию лёгких, оживляет крово - и лимфообращение органов брюшной полости. При дыхательной гимнастике диафрагма совершает не 1000 движений, а в 4 раза больше.

Суть методики дыхательной гимнастики заключается в следующем:

Форсированные, короткие, как укол вдохи через нос, направляющие воздух на всю глубину лёгких, от верхушек до основания, и полное отсутствие контроля над выдохами через рот;

Активизация мышечного аппарата диафрагмы и грудной клетки, их тренировка;

Обеспечение диафрагмой вентиляции лёгких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости и их клапанных аппаратов;

Нормализация процессов возбуждения – торможения коры головного мозга и подкорковых структур, их биоэлектрической активности, улучшение кровообращения и обеспечение кислородом клеток мозга.

Правила применения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой:

  1. Чем естественнее вдох, тем он эффективнее;
  2. Не думать о выдохах, после вдоха они должны происходить самопроизвольно и желательно ртом, а не носом. Тренируйте короткие, частые активные вдохи, ритмично и легко. Чем активнее, шумнее вдох, тем легче и незаметнее получается произвольный выдох.

Основной комплекс дыхательных упражнений.

Упражнение «ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения) . Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Упражнение « шаги »

Маршируйте на месте, делая ритмические вдохи: левой- вдох, правой- вдох. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. Учитывая простоту, начинать дыхательную гимнастику можно с «шагов ». К тому же это упражнение позволяет исключить движения плечами.

Упражнение « погончики »

Исходное положение: стать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в исходное положение.

Упражнение « насос »

Встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, спина круглая, голова опущена, шею не тянуть и не напрягать. Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент пассивный выдох через рот. Снова наклонитесь и одновременно с наклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот.

Упражнение « кошка »

Встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие пружинистые танцевальные приседания. Одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево одновременно с вдохом делаем руками хватающее движение. Кисти рук далеко от пояса не отводить. Голова поворачивается вместе с телом. Колени слегка гнутся и выпрямляются, приседание лёгкое, пружинистое. Спина всё время прямая, не сутультесь!

Упражнение « обними плечи »

Встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, что бы руки двигались параллельно, а не крест- накрест. При этом одна рука окажется над другой. Главное - в течение всего упражнения положение рук менять не следует.

Упражнение « повороты головы »

Встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий вдох. Затем, без остановки, поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух. Шею не напрягайте. Туловище неподвижно, плечи не поворачиваются за головой.

Упражнение « ушки »

Встаньте прямо. Смотрите перед собой. Слегка наклоните голову вправо – короткий шумный вдох носом. Голова прямо – выдох. Затем наклон головы влево – вдох, голова прямо - выдох. Плечи при этом не поднимаются, их нужно удерживать в неподвижном состоянии.

Упражнение « маятник головой »

Встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз, посмотрите на пол - вдох. Откиньте голову назад, посмотрите на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный, свободный в промежутке между вдохами. Шею не напрягайте.

Упражнение « восьмёрки »

Это хорошее упражнение на задержку и объём дыхания. Сделайте мгновенный глубокий вдох на поклоне вперёд. Задержите воздух, не выпрямляясь и на одном вдохе считайте вслух до восьми столько раз, сколько получится. Каждый раз считая до восьми зажимайте пальцы, что бы знать, сколько восьмёрок вы насчитали. Не останавливаться, не брать дыхание. Очень хорошо, если на одном вдохе у вас будет получаться проговаривать по 10-15 восьмёрок.

Упражнение « алфавит »

Произнесите на лёгком поклоне вперёд каждый звук по восемь раз: Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, Х.

Строго следите за одновременностью выполнения поклона и произнесения звука. Одно вдоха должно хватать на произнесение нескольких звуков. Голова опущена, шею не напрягать. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерного напряжения.

Все звуковые упражнения делаются на опоре. Что бы создать опору, нужно встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Положите ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка наклоняясь на каждом звуке или слове мгновенно напрягите живот во время поклона, надавливая на него при этом ладонями сверху вниз. Таким образом создаётся диафрагмальная опора. С её помощью преодолевается ларингоспазм любой степени тяжести.

Выполняя все упражнения, необходимо контролировать количество вдохов - движений, их периодичность и время отдыха между ними. Во всём мире ритм песен, плясок, вальсов составляет 8, 16,32 такта. Данный счёт естествен и, следовательно, физиологичен. Счёт вдохов - движений можно начинать до 4, до8, до16, до24 и до32.

Можно проводить гимнастику и под пение различных песен: куплет «Чижика»- 8 вдохов, припев « Мы с тобою оба правы »- 16, а куплет из песни « Подмосковные вечера »- 32. На первом уроке упражнения следует делать по 4 или 8 вдохов с отдыхом в 2-4 секунды между ними. Упражнения должны не утомлять, а приносить удовольствие. Соблюдайте ритм, темп, не торопитесь. Вдохи в минуту следует делать равными частоте пульса или даже чаще. Чувствует усталость – остановитесь. Начинать делать упражнения лучше сидя, а затем стоя.

С помощью гимнастики мы добиваемся расслабления мышц шеи и плечевого пояса во время пения. Уходит зажатость. Натренированная диафрагма начинает активно работать, давая опору звуку. Во время гимнастики тренируются определенные мышцы для постановки профессионального дыхания. Мы учимся управлять дыханием. Изучаем главные принципы работы дыхания во время пения.

Никогда не думайте о дыхании, ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чём поёте. Зрители не должны видеть как певцы на сцене пользуются дыханием. Не тяните и не напрягайте шею во время пения. Напряжение мышц шеи передаётся на гортань, и происходит недосмыкание голосовых связок. Звук получается сдавленным. Абсолютно свободными, не зажатыми должны быть плечи. Только при таком условии будут свободно и объёмно звучать низкие ноты (грудной регистр). А вот для того чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать диафрагмальную опору.

Стрельниковской дыхательной гимнастике можно обучать детей практически в любом возрасте, после того, как они научатся говорить. Нужно научить ребенка дышать предельно глубоко, чтобы лёгкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований. Нужно как следует натренировать диафрагму, заставить её активно участвовать в голосообразовании. Надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми. Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст, так называемый, « столб звука ».

У людей, поющих голосами, которые мы называем « поставленными от природы » , связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит.

Задача педагога – устранить все неправильные приобретённые рефлексы работы голосового аппарата, создать новые, устойчивые навыки координации управления мышцами, способствующие правильной работе диафрагмы с мышцами гортани и ротовой полости.

Дыхание – основа правильного интонирования и голосоведения. Именно правильно организованная система певческого дыхания помогает поддерживать на должном уровне функционирование всего певческого аппарата.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М.: Метафора, 2008.
  2. Заседателев Ф. Научные основы постановки голоса. – М.: Гос.муз.издательство,1929.
  3. Витт Ф. Практические советы обучающемуся пению. – Л.: Музыка, 1963.
  4. Вопросы вокальной педагогики // 1976. - №5,8; 1984. - №7,9.
  5. Пекерская Е. М. Вокальный букварь. – М., 2008.

Лучшие статьи по теме