Медицинский сайт
  • Главная
  • Дерматология
  • Конспект совместной деятельности с детьми средней группы тема: « заучивание стихотворения а.с.пушкина «уж небо осенью дышало…» при помощи мнемотехники». Занятие уж небо осеню дышало Мнемотаблица для запоминания уж небо осенью дышало

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы тема: « заучивание стихотворения а.с.пушкина «уж небо осенью дышало…» при помощи мнемотехники». Занятие уж небо осеню дышало Мнемотаблица для запоминания уж небо осенью дышало

Конспект Н.О.Д. в средней группе ДОУ.

Тема: «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице»

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.

Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал: Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»,корзина, указка, мяч, фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками»,музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, угощения.

Предшествующая работа : наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами -рисунками мнемоквадратов,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Чтение худ. литературы».

Смена позиций : орг. момент- стоя в кругу на ковре;

1 часть - сидя за партами

музыкально -динамическая пауза- в кругу на ковре;

2 часть - за партами

итог - на ковре в свободной позиции.

Ход Н.О.Д. :

Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем и кто её написал?

Назовите осенние месяцы?

А какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

-А чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

Возьмите осенние листочки в руки и давайте выполним зрительную гимнастику:

Мы листочки увидали

И с листочками играли

Листья вправо полетели

Глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер листья поднимал

И на землю опускал

Все на землю улеглись

Глазки закрываем

Глазки отдыхают.

Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

О ком будем говорить? (о птицах)

Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с осенними листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками.(дети под фонограмму поют и танцуют)

Молодцы, хорошо потанцевали - проходите, садитесь на стульчики.

Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень, давайте поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Итог Н.О.Д.: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

Что вам сегодня понравилось?

Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)

Замечательные стихи вспомнили ребята.

Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам осенние дары. Ой, ребята, а таинственная осень приготовила для вас ещё картинки, но по ним мы будем составлять рассказы в следующий раз. О чём мы будем говорить?(показываю картинки- об одежде людей осенью, о труде людей осенью). А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.

1108710-720090
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА: « ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
А.С.ПУШКИНА «УЖ НЕБО
ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…» ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ».
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 87
СОСТАВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ
КОКАЕВА
ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
.
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА: « ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…» ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ».
ЗАДАЧИ:
Образовательная: учить детей разучивать и запоминать стихотворение при помощи мнемотехники (показ иллюстраций).
Развивающая: развивать воображение, зрительную память, внимание, выразительность речи, используя иллюстрации, слушая музыку.
Воспитательная: воспитывать умение видеть прекрасное в природе в осеннее время года, ассоциировать осеннюю природу с музыкой Ф. Шопена «Осенний вальс».
Предварительная работа.
Беседы об осени и изменениях происходящих в природе. Праздник Осени. Показ иллюстраций, разучивание стихотворений, беседы о красоте и волшебстве осенней природы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ВОСП. Ребята, сегодня к нам в окошко залетел осенний листок! Это не простой листочек – он волшебный! Его прислала нам Королева Осень!
ВОСП. Ребята вы её помните?
Как же вы с ней познакомились?
Напомните мне, а как мы с вами готовились к празднику?
ДЕТИ: Учили стихи, пели песни, играли в игры.
ВОСП. Ребята, весёлый получился праздник? Праздник понравился вам?
Ребята, Королева Осень просит нас выучить ещё одно стихотворение об осени. Это стихотворение написал великий русский поэт А.С. Пушкин. Называется оно « Уж небо осенью дышало…».
Помогать нам, разучивать стихотворение будут картинки об осени. Давайте его послушаем.
Читая стихотворение, воспитатель по очереди открывает иллюстрации об осени подходящие по смыслу к строчке стихотворения.
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора».
Вопросы к детям:
-Ребята, как вы думаете это стихотворение грустное или весёлое?
-О чём говорится в стихотворении?
-Как вы думаете, что обозначает слово сень?
ВОСП. – Это тень ребята, тень от листьев и поэт подобрал такое интересное слово – СЕНЬ – ТЕНЬ.
Ребята, а сейчас мы с вами послушаем музыку и превратимся при помощи нашего волшебного листочка в осенние деревья в лесу (дети берут листочки, лежащие на полу, и под музыку выполняют движения по их желанию). Показывают, как качаются деревья, как падают листья, как летят и кружатся на ветру.
ВОСП. Молодцы ребята, как красиво вы танцевали.
Ребята, давайте ещё раз послушаем стихотворение.
Ребята, кто из вас может рассказать стихотворение по картинкам?
Самира, Лиза, Софа.
-4229101022350Ребята, мы с вами каждый день приходим в нашу группу, и на нас смотрит великий русский поэт, его стихи живут века. Давайте расскажем это стихотворение А.С. Пушкин для Осени и для наших гостей, а наш волшебный листочек расскажет всё Королеве Осени и она снова придёт к нам с подарками.

НОД в подготовительной группе

Уж небо осенью дышало

Хабарова Альбина Александровна

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие»,«Познавательное развитие»,«Физическое развитие».

Тип деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

Тип НОД интегрированный.

Цель: систематизировать и обобщить знание детей об осени;

научить детей нетрадиционной технике художественной

деятельности - выдуванию из трубочки.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о периодах осени, осенних месяцах, явлениях природы, умение составлять предложения, отражать впечатления от увиденных произведений искусств (репродукции картин).

Формировать эстетическое представление о красоте поэзии;

Совершенствовать выразительное чтение стихотворений, умение высказывать свои впечатления.

Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Развивать фантазию, воображение, чувство композиции, цветовосприятие, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию, чувству красоты, гармонии, любви к окружающему миру средствами живописи, поэзии, музыки. Воспитывать любовь к родной природе.

Воспитывать навыки коллективной работы.

Развивать творчество, чувство и умение выражать своё эмоциональное настроение через нетрадиционные рисунки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная.

Методы: наглядные, словесные, игровые, поисково-исследовательские, практические.

Приёмы: загадка, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: репродукции картин И.И.Левитана, мнемотаблица, фонограмма звуков природы, «Осенняя песня» (Октябрь) музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Материалы для работы: гуашь, крашеная соль трёх цветов в контейнерах, трубочки, нарезанные шерстяные нитки в мешочке, клей, кисточки.

Предшествующая работа: рассматривание картин, чтение рассказов и беседы об осени, наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений об осени, знакомство с приметами осени, рисование осени в свободной деятельности.

Мотивация: прощание с осенью; нетрадиционные техники рисования.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель:

  • Ребята, отгадайте,пожалуйста, загадку.

Пришла без красок

и без кисти,

И перекрасила

все листья.

Дети. Это осень.

Воспитатель:

Да, ребята, осень -время года, следующее за летом, предшествующее зиме.

А какие признаки осени вы знаете?

Дети: солнце уже не так хорошо согревает землю своими лучами, как летом; дни становятся короче, а ночи длиннее; часто идёт дождь; перелётные птицы улетают в тёплые края; опадают листья с деревьев; в лесу поспевает брусника, клюква, появляются грибы, созревает урожай овощей и фруктов.

С помощью мнемотаблицы рассказывают стихотворение.

Ещё раз про осень.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дожлик льётся,

Это время года осенью зовётся.

М.Ходякова

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, какие месяцы осени вы знаете?

Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель:

Да, действительно в самом слове осень спрятаны эти три месяца:

СЕ- сентябрь, О- октябрь, Н- ноябрь.

Воспитатель:

Осень- самое короткое и удивительное время года и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, музыканты и художники в своих произведениях воспевали красоту осенней природы. Давайте и мы с вами посмотрим на эту красоту глазами художников.

Перед вами три репродукции картин. Вам нужно расставить эти картины по периодам осени.

Воспитатель:

На какой картине вы видите первый период осени и как он называется?

Полные ответы детей:

На этой картине первый период осени- ранняя осень.

Воспитатель: Какая она эта ранняя осень?

Ответы детей: Дивная, чудная, обворожительная, чарующая, фантастическая.

Воспитатель:

По-разному описывают осень наши поэты. И вот Ф.И.Тютчев называл этот период осени первоначальным. Давайте послушаем это стихотворение в исполнении ребят.

Дети читают стихотворение.

«Есть в осени первоначальной...»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ф.И.Тютчев

Воспитатель:

Ребята, а на какой картине изображён второй период осени? Как она называется?

Дети: Это середина осени или золотая осень.

Воспитатель:

Да, ребята, это репродукция картины известного художника Исаака Ильича Левитана. Он очень любил писать картины осеннего периода времени. Какая осень на этой картине?

Полные ответы детей:...волшебная, сказочная, красивая, прелестная, праздничная.

Воспитатель:

Как ярко представляет этот период осени, удивляющий своей красотой Иван Бунин. Послушаем ребят.

Дети читают стихотворение:

«Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пёструю стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой .

И.Бунин

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать последний период осени?

Ответы детей: поздняя осень.

Воспитатель: Молодцы!

На этой картине, тот же художник, И.И.Левитан изобразил позднюю осень.

Какая она?

Ответы детей:... грустная, дождливая, холодная, ветреная, хмурая, печальная, прощальная.

Воспитатель: Как точно передал последний период осени А.С.Пушкин. Давайте ребята послушаем.

Дети читают стихотворение:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А.С.Пушкин.

Вдруг на экране монитора высвечивается SMS сообщение.

Воспитатель читает текст сообщения:

- Ребята, помогите, наведите, пожалуйста, порядок в лесу.

Ребята, а как вы думаете, кто же мог написать нам это сообщение?

Ответы детей: хозяин леса-лесовичок.

Воспитатель:

чтобы в лесу оказаться, закрываем глазки, возьмёмся за руки и представим, что мы с вами листочки. Мы лёгкие, воздушные, дующий ветер кружит нас по воздуху. Мы летим и тихонько ложимся на землю.

Открываем глазки, и вот мы с вами в лесу. Как здесь грязно, сколько мусора.

Давайте уберём мусор и расскажем

о правилах поведения в лесу.

Ответы детей:

Нельзя:

мусорить (дети убирают разбросанный мусор);

разжигать огонь в лесу.

Воспитатель: Почему?(Ответы детей).

Нельзя:

разорять птичьи гнёзда, рвать паутину и убивать пауков;

рвать цветы, занесённые в красную книгу;

рубить деревья и ломать ветки;

убивать лягушек и жаб;

ловить диких животных и уносить домой;

ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;

разорять муравейники;

топтать мухоморы.

Воспитатель: Молодцы , ребята! Мы с вами не только вспомнили правила поведения в лесу но и помогли лесовичку навести порядок в лесу.

А что такое лес? Ответы детей: (лес-это место, где много-много разных деревьев)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а какие деревья растут в лесу?

Ответы детей: (сосны. ели, дубы, берёзы, осины, липы, каштаны).

Воспитатель: А как их можно разделить на две группы?

Ответы детей:(деревья бывают хвойные и лиственные).

Воспитатель: Ребята, мы с вами навели порядок в лесу, стало чисто, и теперь мы сможем поиграть в подвижную игру.

Листья.

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо

ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Во время игры звучит музыка: шум ветра, шелест листьев. Падают на землю листочки.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько листочков нападало вокруг. Давайте возмём по одному и вы мне расскажите кто какой листочек для себя выбрал. Ребята отвечают по очереди:

лист берёзы - берёзовый лист;

лист осины - осиновый лист;

лист дуба - дубовый лист;

лист рябины - рябиновый лист;

лист клёна - кленовый лист;

лист липы - липовый лист;

лист каштана - каштановый лист;

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы ответили на мои вопросы. А теперь, нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит «Осенняя песня» (Октябрь) музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель:

Закрываем глазки, возьмёмся за руки и представим, что мы с вами листочки. Мы лёгкие, воздушные, дующий ветер кружит нас по воздуху. Мы летим и тихонько ложимся на землю.

Открываем глазки, и вот мы снова в группе. Давайте вспомним и изобразим на ватмане,что мы видели в лесу?

Коллективная работа. Дети сами распределяют работу под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» (Октябрь).

Получился лес в ярких, разноцветных красках.

Воспитатель:

Ребята, вы, молодцы! Быстро справились с работой.

Если вы хотите с детских лет привить вашему ребенку любовь к поэзии, мелодичности и ритму родного языка, расширить его кругозор и развить память и умение чувствовать тонко форму художественного произведения, то без такой полезной хитрости как мнемотаблица к стихотворению осень вам не обойтись.

Напомним, что мнемотехника — это особая техника которая поможет вам самостоятельно занимаясь с ребенком, помочь ему развить речь и память, научить эффективно использовать зрительную информацию и преобразовывать ее в образы и слова.

Мнемотаблица к стихотворению осень — представляет собой схему, состоящую из картинок, в которых заложена информация. Опираясь на зрительные образы, подобранные под строчки стихотворения, ваш ребенок быстрее и эффективнее запоминает строчки стихотворения и может в любой момент вспомнить их, опираясь на картинки схемы.

Создать собственную мнемотаблицу к стихотворению осень можно и самим, следуя нескольким простым правилам:

  • Для этого нужно выбрать стихотворение, которое вы хотите разучить с вашим ребенком.
  • Стихотворение нужно разбить на блоки (обычно это две или четыре строки) и на каждый из блоков подбираем или рисуем картинку, имеющую прямые ассоциации со смыслом строк.
  • Активно привлекайте ребенка к созданию ассоциаций к блокам — так ему будет проще и легче запоминать сюжет и слова к нему.
  • После того, как таблица изображений -символов нарисована, попросите ребенка воспроизвести по памяти строчки стихотворения, опираясь на картинки.
  • В конце концов, ваш ребенок должен быть способен рассказать заученное стихотворения без помощи картинок, опираясь только на запомненные им зрительные образы.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»
Конспект занятия по художественной литературе
в старшей группе.
Тема: Разучивание стихотворения
А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Воспитатель:
Рямова Надежда Николаевна
2016г.
Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять представления детей о характерных признаках осени.
2. Учить детей называть приметы осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.
3.Разучить отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.
2. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Материалы и оборудование: «Сундучок с осенними листочками», кукла-осень, мнемотаблицы, иллюстрации осенних месяцев.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете,отгадав загадку:
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажите вы?
Дети: (осень)
Воспитатель:
-Правильно, сегодня к нам пришла сама осень. (кукла - осень)
Воспитатель: - Какая бывает осень? (золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная)
Осень предлагает сыграть в игру «Доскажи словечко».
1. На смену лету пришла (осень).
2. Люди осенью одеты (тепло).
3. Моросит мелкий… (дождь).
4. По небу гуляют серые (тучи).
5. Часто дует холодный… (ветер).
6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные).
7. С деревьев падают… (листья).
8. Птицы улетают… (в теплые края).
9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую).
10. Солнце греет слишком… (мало).
11. Школьники идут с портфелями…(в школу)
Воспитатель:
Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру.
Игра «Да и нет», если ваш ответ означает «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то топаете ножками.
Осенью цветут цветы? -нет
Осенью растут грибы?- да
Туманы осенью плывут? - да
Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет
А букашки прилетают?- нет
Урожай все собирают?- да
Птичьи стаи улетают?- да
Солнце светит очень жарко? -нет
Можно детям загорать?- нет
Куртки, шапки надевать? - да
Часто, часто льют дожди?- да
С деревьев листья опадают? - да
Молодцы! Отвечали от души!
Осень умеет творить чудеса Раз, два, три… как листочки лети.
Физминутка. «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- А какие вы знаете осенние месяца?
Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель:
- А знаете, как осенние месяца назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте.
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
А сейчас послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила» – читает ребёнок.
Воспитатель:
- Многие поэты писали об осени, а сегодня мы послушаем, как Пушкин описывает осень в своём произведении:
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
- Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение Пушкина.
Помогут нам запомнить стихотворение рисунки.
«Уж небо осенью дышало…» показ рисунка
-Небо какое осенью? (Хмурое, серое, низкое)
«Уж реже солнышко блистало…» показ рисунка
-Почему? - Потому что его часто закрывают тучи.
«Короче становился день…» показ рисунка
Ночь становится длиннее, а день короче.
«Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась…» показ рисунка
Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т.е. в лесу листопад.
«Ложился на поля туман…»
Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.
«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ рисунка
Мы знаем, что осенью птицы… (что?) улетают… (куда?) на юг.
«Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора…»
Какой сейчас месяц? (ноябрь – последний месяц осени.)
Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем)
Дети читают стихотворение по цепочке.
Заключительная часть.
Осень благодарит детей. Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как много вы знаете об осени. Дарит листочки.

Лучшие статьи по теме