Медицинский сайт
  • Главная
  • Увеличение пениса
  • Католическая церковь, лютеранство, кальвинизм спасение человека отношение к церковным обрядам отношение к собственности и роскоши роль духовенства. Посредники между Богом и человеком. Нужны ли святые заступники? Нет посредника между богом и человеком в би

Католическая церковь, лютеранство, кальвинизм спасение человека отношение к церковным обрядам отношение к собственности и роскоши роль духовенства. Посредники между Богом и человеком. Нужны ли святые заступники? Нет посредника между богом и человеком в би

посредник между Богом и людьми

Альтернативные описания

Ближайший служитель Господа Бога

В религии: служитель бога, исполнитель его воли и его посланец к людям

В христианском вероучении 9-й, низший разряд духовных, бестелесных Сил Небесных

Византийская династия

Дьявол в период, предшествовавший падению в ад

Крылатый гонец

Крылатый юноша в самом расцвете сил, но не Карлсон

Мифологическое существо, посредник между богом и людьми

Мужское имя: (греческое) вестник

Непорочный с крыльями

Пешеход, который не успел отскочить

Посланник богов

Произведение Г. Сенкевича

Синоним херувим

Совершенно идеальное существо

Стихотворение А. Пушкина

Стихотворение М. Лермонтова

Ваш хранитель с крылышками, но не прокладка

Фильм Джосса Уидона

. «пегас + кентавр - полтора коня»

. «кто ты, мой... ли хранитель, или коварный искуситель?» (Пушкин)

Фильм Вениамина Дормана «Медный...»

. «не ездите быстрее, чем летает ваш...-хранитель» (шутка)

. «на вид..., а лег на диван» (палиндром)

Опера российского композитора С. Прокофьева «Огненный...»

Сходящий с неба

Падший посланник

Божий посланник в роли личного «секьюрити»

Именины - его день

Курьер от Бога

Птица отряда длиннокрылых

Херувим или Серафим

Посланец бога

Сказка Х. Андерсена

Твой хранитель

В античной мифологии - посланник богов

Сошел с небес

Посланник Бога людям

Посланник Господа

Дьявол до падения

Хранитель

Посланец небес

Падший или хранитель

Исполнитель воли Бога

Небесный «секьюрити»

Служитель Бога

Крылатый небожитель

Безгрешное существо в крылышками

Ребенок-паинька

. «вестник, посланец» по-древнегречески

Окрыленный телохранитель

Во плоти

Кто приносит весть с неба?

Стихотворение Пушкина

Непосредственный Божий подчиненный

Непогрешимое существо

Посланец Всевышнего

Посланец Бога к людям

Неземное создание

Посланник с неба

Житель небес

Херувим

Посланец с небес

Хранитель херувим

Повесть Ю. Олеши

. «... господень» (католическая молитва)

Помощник бога

Стихотворение М. Лермонтова (1831)

Служитель бога, исполнитель его воли и его посланец к людям

Стихотворение А. Пушкина

. "... господень" (католическая молитва)

. "Пегас + кентавр полтора коня"

. "вестник, посланец" по-древнегречески

. "кто ты, мой... ли хранитель, или коварный искуситель?" (Пушкин)

. "на вид..., а лег на диван" (палиндром)

. "не ездите быстрее, чем летает ваш...-хранитель" (шутка)

Безгрешное существо с крылышками

Божий посланник в роли личного "секьюрити"

Кто приносит весть с неба

М. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей-либо ангел, святой, коего имя кто носит; день ангела, именины. По злоупотреблению, ангелом и ангелом во плоти называют не только человека кроткого, благого жития, но и вообще кого любят, ласкают, кому льстят. этом значении слышим: ангелочек, ангельчик, ангелушка, ангеленок, ангеленочек и пр. Ангел помогает, а бес подстрекает. Ангел встречу, привет на пути. Ангел за трапезу, привет за столом, как: хлеб-соль. Доброму делу и ангелы небесные радуются. Где просто, там ангелов со сто, а где хитро, там ни одного. Хоть со ангелы ликуй, только нас минуй, дай Бог тебе быть полковником, да не в нашем полку. Ангел за душою усопшего полетел, поверье о маньяках, падающих звездах. Человек не ангел (не Бог). Нельзя быть ангелом, оправдание; ответ: да не надо быть и диаволом. людях ангел, а дома черт (бес). Тихuй ангел пролетел, все вдруг замолчали. Его ангел-хранитель спас, уберег. Окрест боящихся Бога ангел Господень ополчается. Ангелов облик. Она скончалась с ангельскою улыбкою. Ангельское имя, крестное, крещеное. Ангельскою кротостию да тростию по кости, злой ханжа. Ангельски каемся, да не ангельски согрешаем. Ангелообразный, ангеловидный, ангеломудрый, ангелонравный и пр. понятны по себе. Ангельский образ, монашество; великий образ, схима. Ангельствовать, монашествовать, схимничать. Ангелика, самое рослое у нас бурьянное растение из семейства зонтичных; купырь, дягиль; Angelica Archangelica, дягиль аптечный, вонючий, дудочник, пушка, подрянка?, кукотина?; Angelica montana, почка полевая, коровки; Angelica sylvestris, коровник, коровки, купырь или дягиль красный, снить, блекот?, штотун?, стотон

Мифологическое стоглазое существо

Небесный "секьюрити"

Опера российского композитора С. Прокофьева "Огненный..."

Серафим

Фильм Вениамина Дормана "Медный..."

Здесь мы исследуем причину, по которой Христа называют Посредником между Богом и человеком, под каковым заглавием наличествует два пункта: 1) присуще ли Христу быть Посредником между Богом и человеком; 2) свойственно ли это Ему по причине Его человеческой природы.

Раздел 1 Присуще ли Христу быть Посредником между Богом и человеком?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что Христу не присуще быть Посредником между Богом и человеком. В самом деле, посредниками между Богом и человеком, похоже, являются священники и пророки, согласно сказанному [в Писании]: «Я же был посредником и стоял между Богом и вами в то время» (Вт. 5, 5). Но Христу не присуще быть священником и пророком. Следовательно, не присуще Ему и быть Посредником.

Возражение 2. Далее, то, что приличествует ангелам, как доброе, так и злое, не может считаться присущим Христу. Но быть посредниками между Богом и человеком, по словам Дамаскина, приличествует добрым ангелам . Приличествует это и злым ангелам, то есть демонам, поскольку у них, как явствует из сказанного Августином, есть нечто общее с Богом, а именно «бессмертие», и нечто общее с людьми, а именно «подверженные страстям души», то есть «злополучие» . Следовательно, Христу не присуще быть Посредником между Богом и человеком.

Возражение 3. Далее, служением посредника является ходатайство перед одними за других, посредником между кем он является. Но Святой Дух, как сказано, «ходатайствует» перед Богом «за нас воздыханиями неизреченными» (). Таким образом, Посредником между Богом и человеком является Святой Дух. Следовательно, это не присуще Христу.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Един и Посредник между Богом и человеками – Человек, Христос, Иисус» ().

Отвечаю: в строгом смысле слова служением посредника является воссоединение и объединение тех, между кем он посредник, – ведь то, что соединяет пределы, есть среднее. Но совершенное соединение людей с Богом свойственно Христу, через посредство Которого люди примиряются с Богом, согласно сказанному [в Писании]: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (). Следовательно, только Христос является совершенным Посредником между Богом и людьми, поскольку Он Своею примирил человечество с Богом. Поэтому апостол, сказав: «Посредник между Богом и человеками – Человек, Христос, Иисус», далее прибавляет: «Предавший Себя для искупления всех» ().

Однако ничто не препятствует тому, чтобы и других можно было называть посредниками между Богом и человеком в том или ином отношении, поскольку они споспешествуют соединению людей с Богом посредством расположения или служения.

Ответ на возражение 1. Пророки и священники Старого Закона назывались посредниками между Богом и человеком по причине расположения и служения, поскольку они предсказывали и предвозвещали истинного и совершенного Посредника между Богом и людьми. Что же касается священников Нового Закона, то они могут быть названы посредниками между Богом и людьми как служители истинного Посредника, доставляющие таинства спасения людям в Его земном наделе.

Ответ на возражение 2. Добрые ангелы, по словам Августина, не могут по справедливости быть названы посредниками между Богом и людьми. «Ибо если блаженство и бессмертие они разделяют с Богом, и ничего подобного – со смертными и злополучными людьми, то не скорее ли они отдаляются от людей и сближаются с Богом, чем остаются средними между теми и Ним?» . Однако Дионисий говорит, что они занимают среднее место, поскольку в порядке природы они поставлены ниже Бога и выше человека. Кроме того, они исполняют функцию посредника, хотя и не по преимуществу и совершенно, а по расположению и служению, в связи с чем читаем о том, что «ангелы приступили и служили Ему» (), то есть Христу. Если же говорить о демонах, то истинным является то, что их бессмертие общо им с Богом, а их злополучие общо им с людьми. Поэтому «посредник бессмертный и злополучный является посредником для того, чтобы преградить доступ к блаженному бессмертию» и соблазнить к бессмертию злополучному, по каковой причине он назван «злым посредником, разделяющим друзей» .

Но Христос разделял блаженство с Богом и смертность с людьми. Поэтому «Посредник смертный и блаженный для того и предложил Себя, чтобы, разделив смерть, сделать из мертвых бессмертных (что показал Он Своим воскресением) и из злополучных – блаженных (ибо блаженным не переставал быть никогда)», по каковой причине Он назван «благим Посредником, примиряющим врагов» .

Ответ на возражение 3. Поскольку Святой Дух во всем равен Богу, то Посредником между Богом и людьми называют не Его, а одного только Христа, Который, будучи равным Отцу по Божеству, однако же меньше Отца со стороны Своей человеческой природы, о чем уже было сказано (20, 1). Поэтому глосса на слова [Писания]: «Посредник Христос есть» (Пал. 3, 20), говорит: «А не Отец и не Святой Дух». О Святом же Духе сказано, что Он «ходатайствует за нас», постольку, поскольку Он побуждает нас ходатайствовать [о себе].

Раздел 2 Является ли Христос Посредником между Богом и людьми как человек?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не является Посредником между Богом и людьми как человек. Так, Августин говорит: «Лицо Христа суть одно, иначе не было бы ни одного Христа, ни одной субстанции, и в таком случае было бы упразднено служение Посредника, Которого звали бы либо Сыном только Божиим, либо же просто сыном человека». Но Он есть Сын Божий и Человеческий не как человек, а как одновременно и человек. Следовательно, мы не должны говорить, что Он является Посредником между Богом и людьми как человек.

Возражение 2. Далее, Христос как разделяет Природу с Отцом и Святым Духом, и точно так же Он как человек разделяет природу с людьми. Но Он не является Посредником как Бог именно потому, что как Бог Он разделяет природу с Отцом и Святым Духом; так, глосса на слова [Писания]: «Посредник между Богом и человеками» (), говорит: «Он не Посредник как Слово, поскольку Он равен Богу и как Бог “у Бога», и как одновременно единый Бог». Следовательно, Он не является Посредником и как человек постольку, поскольку [как человек] разделяет природу с людьми.

Возражение 3. Далее, Христа называют Посредником потому, что Он примирил нас с Богом, и сделал Он это путем устранения отделившего нас от Бога греха. Но устранение греха принадлежит Христу не как человеку, а как Богу. Следовательно, Христос есть наш Посредник не как человек, а как Бог.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Он есть Посредник не потому, что Он – Слово, ибо бессмертное и блаженное Слово бесконечно удалено от злополучных смертных, а потому, что Он – человек» .

Отвечаю: в посреднике можно усматривать две вещи: во- первых, то, что он находится посредине; во-вторых, то, что он соединяет других. Затем, то, что посредине, по природе должно быть удалено от каждого из пределов, а соединяет оно постольку, поскольку сообщает одному то, что принадлежит другому. Но то и другое может иметь отношение к Христу не как Богу, а только как человеку. В самом деле, как Он не отличается от Отца и Святого Духа ни по природе, ни по силе господства, поскольку Отец и Святой Дух не обладают чем-либо таким, чего не было бы и у Сына. Поэтому Он не может сообщать другим то, что принадлежит Отцу или Святому Духу, как принадлежащее Им, но не Ему. Однако то и другое может иметь отношение к Нему как человеку. Ведь как человек Он отдален и от Бога со стороны природы, и от человека со стороны величия благодати и славы. Кроме того, Ему как человеку присуще соединять людей с Богом посредством сообщения людям заповедей и даров и вознесения искуплений и молитв за людей к Богу. Следовательно, Он поистине является Посредником как человек.

Ответ на возражение 1. Если упразднить в Христе божественную Природу то вместе с нею упразднится и Его исключительная полнота благодати, которая, как сказано [в Писании], принадлежит Ему как единородному от Отца (). Но именно благодаря этой полноте Он поставлен над всеми людьми и более всех приближен к Богу.

Ответ на возражение 2. Христос как во всем равен Отцу а в [Своей] человеческой природе Он превосходит всех людей. Следовательно, Он может быть Посредником как человек, но не как Бог.

Ответ на возражение 3. Хотя устранение греха подвластно Христу как Богу, однако искупление греха человечества принадлежит Ему как человеку. И именно в этом смысле Его называют Посредником между Богом и людьми.

Слово «посредник» – греческого происхождения и означает «тот, кто посредничает между двумя сторонами, чтобы устранить несогласие или достичь общую цель» (Греческо-английский словарь Нового Завета и другой Ранней Христианской Литературы , У. Ф. Арндт, Ф. У. Гингрич, стр. 506).

Вопрос, касающийся посредника христианина, возникает потому, что некоторые выдвигают учение о возможности существования многих посредников между Богом и человеком: Чтобы определить ответ на это учение, мы должны обратиться к слову Господа, Библии.

Библия, авторитет Господа в христианстве

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведном. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию».

«В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Петр, Павел и Иоанн говорили так, как их наставлял Святой Дух (; и ).

Человек не волен по своему желанию добавить или отнять от Слова Господа (; ; ).

О традициях…

В греческом языке слово «традиция» означает «то, что передается потомству» (Арндт и Гингрич, стр. 615). Словом «традиция» могут характеризоваться учения вдохновенного Богом апостола или традиции человека, что является ересью. Павел называл учение, которое он передал Коринфянам, преданиями: «Хвалю вас, братия, что вы все мое, помните и держите предания так, как я передал вам» (). Он предостерегал церковь в Фессалониках: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (). Позднее, в своем письме Фессалоникийцам он писал: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (). Из откровения Господа мы знаем, что учения Павла говорились и написаны были от Господа (; ; ). Павел говорил, будучи направляемым Святым Духом.

Человеческие традиции

Некоторые традиции были введены людьми, и в подобном случае результатом является бесполезная религия. Обратите внимание на учение Иисуса, касающееся учений или традиций людей: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ().

Когда Павел писал к Христианам в Колоссе, он называл ересь Колоссян традициями человеческими: «Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщениям, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (). Эта ересь, идущая от преданий человеческих, обладала способностью разрушить веру людей в Бога в Колоссе.

Предания человеческие не вдохновлены Господом и часто нарушают или противоречат слову Господа. Иисус сказал Иудеям: «Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого… И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: «Почитай отца своего и мать свою»; и: «злословлящий отца или мать смертию да умрет». А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, тот есть, дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался»; – Тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей. Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете много сему подобное»! ). Человек не может направлять свои шаги духовно () и когда он развивает традиции, которые руководят им в его религии, он грешит.

Сколько существует посредников?

В некоторых религиях, когда умирает выдающийся человек, то через несколько лет его канонизируют или причисляют к лику святых властью церкви. Многим из тех, кого церковь или человек превратили в святых, приписываются божественные качества и они возносятся до положения посредника между Богом и человеком.

В то время, как святые становятся вездесущими (существуют или присутствуют повсюду в одно и то же время, т. е. вездесущи, ТФИ), они также приобретают другие функции. В ранне-христианской общине живой верующий молился Богу за умерших; теперь мертвого святого просят молиться за живущих: появляется целый новый ритуал церковной службы (Оксфордское издание Иллюстрированной Истории Христианства, стр. 83, издатель Джон МакМаннерс).

В буклете «Святыни – символы религиозной значимости», опубликованном Рыцарями Колумба, Римской католической организацией, Мария, мать Иисуса, провозглашается посредницей между Иисусом и человеком. В главе «Четки и их тайны» мы находим следующее учение.

Приветствие Елизаветы

Спустя немного времени после этого счастливого события, Мария отправилась через холмистую Иудею навестить свою двоюродную сестру Елизавету, которая должна была стать матерью Иоанна Крестителя. Благодаря божественному откровению, Елизавета знала, что эта молодая девушка, пришедшая навестить ее, станет матерью Спасителя. Возрадовавшись, Елизавета приветствовала Марию словами, очень похожими на слова, с которыми к Марии обращался ангел: «Благословенна ты между женами», и добавила: «Благословен плод чрева Твоего» (). Католическая церковь взяла эти слова и сделала из них молитву.

Это поставило имена Марии и Иисуса на нужные места и, таким образом, обращение выглядит следующим образом: Приветствую тебя, Мария, полная благодати. Господь с тобой; благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего, Иисус.

Но молитва естественно переходит от восхвалений к прошению, и поэтому мы просим Мать Господа ходатайствовать за нас перед ее сыном. Мы заключаем: Святая Мария, Матерь Господа, помолись за нас грешников, сейчас и в час нашей смерти.

Другие католические источники учат, что Мария является Посредницей человека. Обратите внимание на эту молитву, обращенную к Марии.

Мария – наш адвокат

О Мария, мать божественной любви, наша жизнь, сладость и наш приют! Иисус, наш Спаситель – наш Примиритель с вечным Отцом, и Он поставил тебя нашей примирительницей с самим собой. Спасение моей души – страстное желание Его святого сердца: и твое посредничество способно примирить меня с моим Господом, так как Он отдал в твои руки все сокровища Его благодати и милосердия» (Наша Госпожа Вечной Помощи , Кройцер Бразерс, Балтимор, Приложение, стр. 22).

В вышеуказанной молитве есть несколько утверджений, которым не хватает авторитета слова Господа. Библия нигде не объявляет, что Мария является нашей примирительницей, и нигде не говорится о том, что Иисус Христос сделал Свою мать примирительницей для человека. Библия не учит, что посредничество Марии способно примирить человека с Богом. Помните, что следует руководствоваться словом Господа.

Русская Православная церковь

В книге Спутник Христианина , Антологии Духовных Статей о Духовной Морали, составленной священником Николаем Успенским (издательство Московского Патриархата, 1993), священник Успенский говорит относительно Святого Георгия: «Эта икона является образом Святого Георгия, великого страдальца, и я поклоняюсь ей, как если бы она была посредником между нами и Господом».

Иисус Христос является единственным примирителем между Богом и человеком

«Ибо един Бог и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (). Слово Господа учит нас, что есть один Бог и один посредник. Если возможно, согласно слову человека, существование двух или более посредников, тогда на том же основании возможно существование двух или более Богов.

Иисус Христос – единственный правомочный посредник между Богом и человеком

Иисус Христос есть совершенная жертва за грехи человеческие. У Иисуса не было никакого греха (). Он пришел в этот мир для спасения человека (), и умер на кресте, чтобы сделать возможным спасение человека.

«Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему, тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева».

Иисус Христос есть умилостивительная жертва (умиротворение, средство расположения, примирения) за человеческие грехи.

Иисус Христос – ходатай Христиан (тот, кто защищает в суде другого).

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника».

Иисус Христос – совершенный первосвященник Христиан.

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».

Он был назначен первосвященником Господом Богом (; ). Каждый Христианин является священником и может поколоняться напрямую Господу через Иисуса, своего первосвященника ().

Чтобы быть посредником между двумя сторонами, которые отдалились друг от друга, посредник должен иметь средства для их примирения. Человек и Бог отдалились друг от друга, разделенные человеческим грехом (; ). Единственное, что может снять грехи с человека, – это кровь Иисуса Христа.

«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца».

Какие качества присущи посредникам, сотворенным человеком?

Единственное качество посредников, созданных человеком, это то, что они назначены человеком. Человек назначает посредников и затем молится им и через них, тех, кто был назначен посредником властью самого человека.

Как могут эти сотворенные человеком посредники примирить грешного человека с Богом, если грешник может примириться с Богом только через кровь Иисуса Христа? Если кто-то ответит, что они посредничают через кровь Иисуса, то в них нет необходимости – Иисус уже посредничает между Богом и человеком. Если ответом будет: «Они помогают сыну Господа», Ему не нужна никакая помощь, потому что Он обладает всей властью () и ни у одного человека нет власти назначать кого-либо в качестве «помощника» сыну Господа.

Некоторые указывают, что когда Христиане молятся святым, они просят их присоединить их молитвы (святых) к собственным молитвам молящихся к единственному посреднику Иисусу Христу. Как бы то ни было, Писание учит, что каждый Христианин является священником () и имеет Иисуса Христа в качестве Первосвященника. У Христианина есть ПОЛНЫЙ доступ к посреднику человека и его молитвы могут достичь всего, что необходимо для угодных отношений с Богом. Нет основания для молитвы святым с просьбой о помощи на любой стадии религии. Даже такое объяснение молитвы святому ставит святого в положение посредника: молитва святому, затем святой молится Иисусу от нашего имени. Это находится в прямом противоречии с первым посланием.

Истина заключается в том, что Иисус Христос является Одним и Единственным Посредником между Богом и человеком («… изберите себе ныне, кому служить…» ().

  • БОГ УЧИТ
  • НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ УЧАТ
  • ОДНО Тело
  • МНОГО Тел
  • ОДИН Дух
  • МНОГО Духов
  • ОДНА Надежда
  • МНОГО Надежд
  • ОДИН Господь
  • МНОГО Господ
  • ОДНА Вера
  • МНОГО Вер
  • ОДНО Крещение
  • МНОГО Крещений
  • ОДИН Бог
  • МНОГО Богов
  • ОДИН Посредник
  • МНОГО Посредников

Мне кажется, что Он именуется:

«Человек» , чтоб Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлимости естества, не только сделался вместимым через тело; но и освятил Собой человека, сделавшись как бы закваской для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собой осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха, – телом, душою, умом, – всем, что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог.

Слова. Слово 30.

Свт. Феофан Затворник

Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус

Частица: бо - связывает сию речь с предыдущею, как причину. К чему же именно она относится в сей силе? Можно относить ее к непосредственно стоящему впереди: в познание истины прийти , - так: Бог всем хочет спастися чрез познание истины, - именно той, что спасение в Господе Иисусе, и только в Нем, потому что другого пути ко спасению нет. Как един есть Бог, так един же и посредник между Богом и человеками. Люди, во Адаме, отпали от Бога, в Коем их живот, - отпали и погрязли в область смерти. Предлежало им или вечно оставаться в сей смерти, или открыть путь к воссоединению с Богом, без Коего сила смерти не могла быть пресечена и жизнь их не могла стать в истинный свой чин. Как этого ни сами они и никакая другая тварь, хотя бы самая высшая, открыть и устроить не имела силы; то заступилось за них беспредельное человеколюбие Божие. Совет Божий положил воплотиться, для изъятия людей из их крайней беды, Сыну Божию Единородному, не отделяясь от недр Отчих, чтоб, умерши плотию, уничтожить силу смерти и, оживотворив в себе человеческое естество воскресением, соделаться живым соединителем человеков с Богом. Сын Божий пришел на землю, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небеса - и седит одесную Бога Отца, человеческим естеством, которое, таким образом в Его Лице быв соединено с Его Божеством, пребывает соединенным с Богом Отцом, с Коим не переставал Он быть едино. Затем - верующие в Него, и сочетавающиеся с Ним таинственно, соделываются едино с Ним и чрез Него соединяются с Богом; как это засвидетельствовал Он Сам, говоря с учениками: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20) . Иного пути к воссоединению с Богом, в коем (воссоединении) спасение, нет. Никтоже приидет к Отцу, токмо Мною (ср.: Ин. 14, 6), - говорит Господь. «Апостол здесь говорит подобно тому, как говорил в другом месте: един Бог Отец, и един Господь Иисус Христос (ср.: 1 Кор. 8, 6)» (святой Златоуст). Другого посредника нет и быть не может. Как един Бог, так и посредник между Богом и человеками один. Другого не ищи и, если б кто предлагал тебе указать его, не иди вслед его. Следовательно, и спасения другого нет - как в живом сочетании с Господом Иисусом. Сию-то истину познать и хощет Бог, хотящий всем спастися, - познать, приять и по ней улучить спасение.

Ходатай, μεσιτης, -есть не слово ходатайственное говорящий в защиту, а самым делом стоящий посреде и соединяющий посредствуемых, - есть соединитель, «совокупивший в себе разъединенное» (блаженный Феодорит), и соединитель живый. Такова сущность Его.

Так как, говоря: един Бог - и: един ходатай ,- Апостол имел в виду только показать, что другого спасения нет, как в Господе Иисусе, - как Бог один, так и посредник между Богом и людьми один; то все другие, могущие рождаться при сем, вопросы могут быть обходимы без ущерба пониманию слов Апостола. Позволительно, однако ж, при них стороною помыслить, что когда говорится: един есть Бог ,- то сие говорится не в ущерб истине Триипостасности Бога, но в показание, что воплощение единого Лица Бога Триипостасного не породило никакого разделения в Едином естестве Божием. Воплотившийся Сын не стал вне Бога, как может навесть на такую мысль слово: посредник : ибо в посреднике между Богом и человеками есть Бог от Бога и человек от человек. Став таким чрез воплощение, Сын не стал вне Отца; но воспринял, совершил и держит воплощенное посредничество, не оставляя недр Отца. Устроенное ради нашего спасения, сие посредничество не разделило Бога. Бог и при нем Един есть.

Равно когда говорится: един посредник , - то говорится не в ущерб истине двух естеств в посреднике, но в показание, что два в Нем естества не делают двух посредников. И при двух естествах Он един есть. Как посредник, Он есть Бог от Бога и человек от человек; но едино есть Лицо - Сын Божий воплотившийся. Экумений пишет: «поелику имеющему быть посредником между Богом и человеком надлежало быть причастным их обоих, чтоб иметь возможность посредствовать между ними; то Сын Божий, превечное Слово, пришел (к нам на землю) воплотившись, будучи таким образом из двух естеств, Божества и человечества, но по соединении их мыслимый и поклоняемый во единой Ипостаси».

Почему, когда вслед за сим говорится: человек Христос Иисус , - то этим не единство естества в Нем утверждается, - не утверждается, что Он только человек, а не и Бог,- а лишь показывается, как Он стал посредником; стал же Он посредником чрез вочеловечение. Так блаженный Феодорит: «Апостол назвал Христа Иисуса человеком; потому что назвал посредником, а посредником сделался Христос вочеловечившись». Можно посему слово: человек - понимать, как - вочеловечившийся, так: един посредник, вочеловечившийся, подразумевая - Сын Божий, именуемый Христос Иисус.

Наши толковники преимущественно обращают при сем слово свое на уяснение значения посредничества. Блаженный Феодорит пишет: «как намеревающийся примирить какие-либо два лица, препирающиеся между собою, став посреди их и держа одного правою, а другого левою рукою, приводит их в приязнь: так и Христос, с Божеским естеством соединив человечество, установил нерушимый и неразрывный мир. А если Христос, по учению Ария и Евномия, непричастен сущности Отца, то какой Он посредник? С нами (в таком случае) Он будет соединен, так как по человечеству единосущен нам; но с Отцом не будет иметь единения, если, как учат они, отделен Он от Божия естества. Но Божественный Апостол назвал Его посредником, следовательно, состоящим в единении и с Отцом по Божеству, и с нами по человечеству». Святой Златоуст говорит: «посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым он есть посредник; ибо посреднику свойственно, обладая тем, что принадлежит той и другой стороне, для которых есть посредник, приводить их ко взаимному общению. Если же принадлежащее одной стороне он имеет, а с другою разобщен, то в таком случае он вовсе не посредник. Следовательно, если Христос Иисус непричастен естеству Отца, то Он не есть посредник, но разобщен с Ним. Почему признаем, что как Он соделался причастником человеческой природы, потому что пришел к людям, так и естества Божеского Он есть причастник, потому что пришел от Бога. Так как чрез Него соединялось два естества, то Он должен был быть близким к обоим естествам. Ибо подобно тому, как какое-либо место, занимающее средину (между двумя местностями), прикасается к каждой из них; так и соединяющий между собою два естества должен быть причастником обоих естеств. Следовательно, и Христос Иисус как соделался человеком, так был и Богом. Будучи только человеком, Он не соделался бы посредником; потому что Ему надлежало (Божески) беседовать с Богом. Равным образом, будучи только Богом, Он не был бы посредником; потому что Его не приняли бы те (см.: Экумений: не снесли бы. Лучше: Он не мог бы представлять лица тех), для которых Он служит посредником».

Давый Себе избавление за всех . - Избавление , αντιλυτρον, - выкуп. Посредничество было делом нелегким; не в слове только ходатайственном оно состояло, но и в деле и требовало жертвы. Это по состоянию тех, за коих посредник принял на себя ходатайство. Последние отпали от Бога чрез грех и состояли под гневом Божиим за вину греха, - по причине греха подлежали тиранству сатаны, а чрез то и другое - смерти. Бог возблаговолил примириться с отпадшими; но, чтоб отпадшие поднялись до способности вступить в примирение, надлежало высвободить их из всех уз, которые держали их в низком рабстве, - именно правды Божией прогневанной, греха, диавола, смерти. Совершить сие взял на себя посредник, без вины понесши то, что лежало на виновных посредствуемых. Воплотившись, Он воспринял на Себя человеческое естество, чистое и безгрешное, и, им предав Себя на крестную смерть, Удовлетворил чрез то правде Божией; правда Божия удовлетворенная открыла врата излиянию милости и благодати на виновных,-которые, приняты бывая в милость и освящаясь благодатию, сокрушают узы греха, а чрез это свергают и узы рабства диаволу; таким образом становятся наконец они сынами воскресения, над коими смерть не имеет власти. Всем сим в совокупности совершается выкуп, и таинство посредничества входит в силу. Корень и начало всему есть то, что воплотившийся Сын Божий, как посредник, предал Себя, предал на смерть крестную. Почему Апостол и совмещает все дело посредничества в сем одном: давый Себе избавление .

Блаженный Феодорит пишет: «когда все состояли под владычеством смерти, Христос не подлежал смерти, - и как Бог, потому что имел естество бессмертное, и как человек, потому что не сотворил греха, причинившего смерть. Но Он Сам Себя предал (на смерть), как некую искупительную цену, и всех освободил от рабства смерти».

Заметим при сем между прочим: не потому ли также впереди сказал о посреднике Апостол, - что Он есть человек Христос Иисус ,- что имел вслед за сим сказать: давый Себе избавление ? Ибо, чтобы принесть такую жертву, Ему надлежало возыметь то, что принесть, именно человечество, и стать человеком. Потреба имети что и Сему, еже принесет (Евр. 8, 3) , говорит Апостол в другом месте. Что же это такое? Плоть и кровь. Понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти повинни беша работе (ср.: Евр. 2, 14-15).

Свидетельство времени своими . Это придаточные слова. И трудно определить, какая мысль была при сем у Апостола. Поставим сии слова в соотношение с предыдущим. Сын Божий, воплотившись для посредничества между Богом и людьми, предал Себя на смерть во искупление всех,- всех, не иудеев только, но и язычников. Это дело беспредельного человеколюбия к нам Бога Отца, предавшего Сына, и Бога Сына, предавшего Себя, есть свидетельство. Чего? Того, что Бог хощет всем спастися, и в разум истины прийти ,-не иудеям только, но и язычникам. Почему вы, верные, молясь о неверных язычниках, делаете дело, приятное Богу, потому что этим содействуете исполнению того, чего желает Бог, то есть спасению всех, - и язычников. А что это есть прямое желание Бога, видно из того, что учрежденное Им посредничество между Собою и людьми обнимает всех людей и что посредник, предав Себя на смерть, предал во искупление всех людей без различия и исключения. Такое течение мыслей видит у Апостола святой Златоуст: «давый Себе избавление за всех . Что же, ужели за язычников, скажи мне? Да. - И, несмотря на то, что Христос умер и за язычников, ужели ты не согласишься молиться за них? Так почему же, скажешь ты, они не уверовали? Потому что не захотели (выше сказал: потому что вселенная еще не достигла истины), а с Его стороны сделано все. Об этом свидетельствует Его страдание, говорит он».- Всем,- и язычникам,- быть спасенными было от века определено. Таково вечное Божие хотение; но свидетельство о том дано в свое время: времены своими ,- то есть «в подобающее или надлежащее время» (святой Златоуст), «когда люди способными уже соделались к уверованию» (Экумений), - «во времена, предначертанные и предопределенные преблаженною Троицею» (Климент у Экумения). Свидетельство сие, в свое время явленное, есть самое учреждение сего спасения всех. Сим то же выражается, что читаем в Послании к Галатам: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, да подзаконныя искупит (ср.: Гал. 4, 4-5).- Истолковывать и распространять это свидетельство, далее говорит Апостол, возложено на меня.

Прп. Ефрем Сирин

Поелику один Бог , а не многие, как воображают язычники, - один и Посредник Бога и людей .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус

Сказав: Бог хочет, чтобы все спаслись, он подтверждает, говоря, что именно для этого Он и послал посредником Сына Своего, чтобы Он примирил Его с людьми. Итак, почему же не все спасены? Потому что не хотят. Сказав же: един Бог , он говорит это для противопоставления не Сыну, а идолам. Что Сын есть Бог, это ясно из того, что Он посредник: так как посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым Он есть посредник. Итак, поскольку Сын - посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек, - один в двух естествах, не только Бог, потому что Его не приняли бы те, за которых Он должен быть посредником, И не только человек, потому что Ему надлежало беседовать с Богом. Не сказал же явно о Божественности Христа потому, что тогда господствовало многобожие, чтобы не подумали, что и он вводит многих богов; даже, когда говорится: един и един , не должно соединять эти слова и говорить: два, но: один и один: такова осмотрительность в Писании. Поэтому он не упоминал даже о Духе, чтобы не показаться многобожником.

Лопухин А.П.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус

Из того, что Бог - един, следует, что Он есть спаситель для всех людей (ср. Рим III:29 и сл.). Точно так же один и посредник между Богом и людьми - человек Христос Иисус, и это опять подтверждает мысль о необходимости совершать молитву о спасении всех людей. Сила выражения здесь несомненно заключается в слове «человек». Если посредник - человек, то его служение, очевидно, касается всех людей, которые ему близки по человеческой природе. Понятно, что это место не может служить каким-либо свидетельством в пользу той мысли, что апостол считал Христа только человеком. В послании к Галатам Апостол Павел говорит, что он - апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом (Гал. I:1) . Если бы понимать это место в буквальном, ограниченном смысле, то нужно бы из него сделать такой вывод, что Христос совсем не был человеком… Затем, апостол в пастырских посланиях ясно говорит, что Христос был не только человеком, а и Богом. Так он приписывает Христу предсуществование (1 Тим. III:16) , называет Его «нашим великим Богом и Спасителем»

Лучшие статьи по теме