Медицинский сайт
  • Главная
  • Потенция
  • Чем занимаются на уроке технологии. Новые уроки труда потребуют оснащения школ и переобучения учителей . Викторины вместо гвоздей и молотка

Чем занимаются на уроке технологии. Новые уроки труда потребуют оснащения школ и переобучения учителей . Викторины вместо гвоздей и молотка

Если вы уверены, что уроки технологии - это непонятная трата бесценного школьного времени, скорее всего, вам просто не встретился учитель, который смог бы доказать обратное. Сейчас мы это исправим.

Знакомьтесь - Татьяна Евгеньевна Галатонова, преподаватель предмета «Технология» в лицее №87 Нижнего Новгорода.

Дети на уроках Татьяны Евгеньевны чертят, строгают, выпиливают лобзиком - но вовсе не для того, чтобы просто собрать очередную табуретку по заготовленной схеме. Эти навыки нужны им для решения инженерных задач весьма широкого диапазона: от создания механических игрушек до проектирования гидравлических стапелей.

Стапель для сборки стабилизатора с гидроприводами. Собран юным техником Тимофеем Павловым под руководством Татьяны Евгеньевны.

Татьяна Галатонова

учитель технологии Лицея №87 им. Л.И. Новиковой, Нижний Новгород

Я по образованию инженер-механик, 12 лет работала инженером-конструктором самолётной оснастки на Нижегородском авиационном заводе «Сокол». Мои собственные дети привели меня в школу. Два года я совмещала работу инженера и педагога дополнительного образования, затем ушла в школу насовсем - руководителем технического кружка. А через несколько лет стала вести уроки технологии (технического труда).

Педагоги и реактивные вертушки. Мастер-класс по научной игрушке для педагогов области.

Вдохновившись видео и фотографиями с детьми и взрослыми, которые своими руками создают занимательные механизмы из подручных средств, Newtonew решил узнать у Татьяны Галатоновой её мнение по поводу того, что происходит в школе с уроками технологии, когда 3D-принтеры и робототехника захватывают умы.

Какое место уроки технологии занимают в «экосистеме» школьных предметов?

Татьяна Галатонова: Уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: химией (свойства конструкционных материалов), физикой (опять же свойства материалов, принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек пересечения с математикой, биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранным языками. Один предмет всегда дополняет другой.

Есть скептики, которые считают, что предмет технология изжил себя, что его следует трансформировать в ИКТ или робототехнику. Кому это нужно: строгать, пилить, забивать гвозди? А ответ-то прост - это нужно самому ребёнку.

Как правило, дома мама не позволяет пилить, строгать, одним словом - мусорить. А ведь любой мальчишка хочет сам почувствовать инструмент, обработать материал.

Значит, нужно дать ребёнку такую возможность: пилить, строгать и мусорить, пока он хочет!

Видели бы вы восторженные глаза пятиклассника, когда он от разметки переходит к обработке материала. Как учится держать ножовку, рубанок, напильник. Он напоминает младенца, который на ощупь изучает мир.

Что будет, если количество часов уроков технологии в школе сократится? Дети ещё меньше будут работать руками.

Что происходит сейчас с уроками технологии, после введения нового ФГОС для средней школы?

Сегодня, согласно требованиям ФГОС, дети на уроках технологии должны научиться ориентироваться в современном производстве и обработке различных материалов, машиностроении, а также в информационной среде. Выпускники должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. Каким должен быть урок технологии в 2035 году? Пришивать пуговицы и пилить/строгать или собирать роботов и программировать? Этот вопрос вызывает жаркие споры, в результате которых одних записали в «партию борща и напильников», а других в «партию новаторов». Но все сошлись в одном: урок труда уже сейчас нуждается в реформах.

Я отношу себя к партии «борща и напильников».

Почему? Да потому, что я нахожусь там, куда планируется внедрять все эти инновации, в школе, и на практике вижу, как нынче живет школьный предмет «Технология».

Те, кто за «борщи и напильники», работают не просто в школах, а в школах региональных. И они знают, что нет оборудования, что нет материалов, что предмет технология - это предмет не главный в школе. Поэтому вместо него можно провести уборку территории, что-то перетащить, с него взять детей на прививку, медосмотр… «Ну не с физики же и математики», - говорят все. У школы нет денег на приобретение материала на уроки технологии. Или эта статья расходов не является важной в школьном бюджете.

А «новаторы» в школе не работают. Они теоретики. И с нуждами практиков просто никогда не сталкивались.

Я хочу овладеть всеми современными технологиями, которые планируют внедрять. Но как это сделать во время учебного процесса и с отсутствием оборудования для этих современных технологий? Не знаю…

Марсоход-шагоход Степана Рыбина

А может ли урок быть современным без нанотехнологий, робототехники и 3D-принтеров? Что его делает современным?

Чтобы сегодня сделать уроки труда более современными, нужна база, оборудование, материалы и творческий учитель. Как правило, в обычной школе нет и половины этого.

Например, мы используем на уроках доски от разбитых строительных поддонов. И станочная база в школе - один токарный станок и один сверлильный.

С другой стороны, это не мешает делать упор на развитие инженерного мышления: ставить технические задачи с поиском возможных вариантов решений, проектировать механизмы, которые можно изготовить из различных материалов.

Мы проектируем самые разные механизмы: кривошипные, фрикционные, рычажные. Очень интересны для нас с мальчишками механизмы с гидроприводами: они дёшевы, но дают огромный простор для творчества. Много работаем с различными конструкторами. Это электротехнические, гидропневматические, «Альтернативные источники энергии». В дело идут плашки из магазина IKEA, крупногабаритный конструктор Smiva и многие другие конструкторы, которые есть в моей игротеке. Там нет дорогих робототехнических конструкторов. Зато там огромный выбор совершенно разнообразных по виду и материалу.

Как можно сейчас увлечь детей идеей «уметь делать всё», когда труд становится автоматизированным и появляется множество сервисов, которые избавляют нас от бытовой рутины?

Думаю, что только творчество может превратить рутинный труд в интересное дело.

Сначала я ставлю перед ребятами задачу - придумать. Именно она и является самой сложной для современных детей.

Постепенно процесс придумывания начинает доставлять им удовольствие. А уж продумать процесс изготовления и изготовить - это дело времени и навыков работы. Их мы и приобретаем на уроках технологии.

Я считаю, что должна научить ребёнка работать руками и головой. Научить азам работы различными инструментами, на станках, которые есть в нашей столярной мастерской. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Главное, что потом мальчишки не боятся взяться за починку школьного стула, парты, велосипеда на школьной парковке, заменить замок на дверке школьного ящика.

Как вы относитесь к тому, что на уроках технологии часто сохраняется деление по гендерному принципу?

В нашей школе классы большие, по 28-30 человек, поэтому приходится делиться на группы. Мне кажется, гендерный принцип сохраняется по старинке: надо же как-то делить. Хотя, на мой взгляд, это неверно. Программа должна быть универсальной и для тех, и для других, и группы должны быть смешанными. Мальчикам, считаю, необходимо умение готовить, обрабатывать текстильный материал хотя бы на элементарном уровне, а девочкам тоже интересно приобрести навыки работы не только с текстильным материалом, но и с древесиной. Вообще, темы по ведению домашнего хозяйства являются универсальными.

У меня есть примеры совместных проектов, когда группы мальчиков и девочек объединяются. Однажды мы готовились к городской технической олимпиаде, а капитан команды пятиклассников перенёс операцию на ноге. У него должна была проходить реабилитация в плавательном бассейне, и команда для своего капитана решила изготовить реабилитационный тренажёр. Этот тренажёр и стал тем самым проектом для олимпиады. Мальчики на уроках изготовили большую ласту на обе ноги, а девочки сшили плавательный жилет для спины. На защите проекта команда демонстрировала видеозапись с занятий в бассейне.

Могли бы вы рассказать о своих любимых проектах?

Я могу сказать, что самым необычным проектом был инкубатор из обыкновенной картонной коробки. Он дал жизнь шести перепелам и одной чёрной курочке. Выполнил его Тима Павлов, учившийся тогда в 3 классе. Сейчас Тимофей уже в пятом. На его счету ещё автомобиль-подъёмник, стапель для сборки киля самолёта и мобильный складной мост.

Очень люблю наши механизмы с гидравлическими приводами. Каждый из них - огромная работа мысли и рук.

Но вообще я люблю каждый наш проект. Это всегда Открытие для ребёнка. Он выполняется один-единственный раз, и модель тоже не повторяется никогда.

Гидравлические приводы в действии. Испытание механизма подъёма стрелы у автомобиля.

Какова роль родителей ваших учеников в реализации этих проектов? Вряд ли у них получается «стоять в стороне».

Конечно, наше увлечение техникой невольно затягивает и родителей. Я очень дружу с семьями своих юных исследователей и изобретателей. Без их активной поддержки мы бы не смогли сделать ни один свой проект: ни проверить работу инкубатора, ни разобраться, почему же хомяки такие разные, ни выяснить, почему вода не хочет подниматься на последний этаж…

В целом я очень активно привлекаю родителей к занятиям проектной и исследовательской деятельностью. С 1 класса веду кружок «ЭксперименТаниум». Это игровая наука, или научная игра. На этих занятиях дети в игровой форме знакомятся с различными физическими законами и воплощают их в простейших поделках. Но кроме этого, на занятиях происходит введение в исследовательскую деятельность.

И уже к новому году любой первоклассник сможет научить своего родителя тому, как выполнить исследовательскую работу: найти проблемный вопрос, выдвинуть гипотезы, провести опыты, проанализировать и обобщить полученные результаты. Не родитель будет учить этому ребёнка, а, наоборот, ребёнок родителя.

Познавая законы этого мира, ребёнок готовится стать взрослым. Все выводы, полученные в результате исследования - не просто часть работы, а траектория движения ребёнка от теории к практике.

В проектных работах подход к практикоориентированности иной. Все детские изобретения субъективны, они являются открытиями только для самих детей. Изобрести что-то новое в возрасте 10-12 лет сложно, поэтому практической ориентированностью обладает сам ход подготовки проекта: составление конструкторской и технологической документации, изготовление и испытание модели, овладение новыми инструментами, приспособлениями, расширение границ применения обычных вещей (например, гидравлических приводов из обычных медицинских шприцов). Именно в таком смысле и исследовательские, и проектные работы отталкиваются от практики и к практике приходят.

Каждый из нас имеет право выбрать, чем он будут заниматься в жизни. Имеется ввиду интеллектуальный и умственный труд. Одним людям еще со школы хорошо даются точные науки, такие как математика или химия, а других привлекает творческая деятельность. Так вот, «золотые руки» тоже надо развивать.

Каждый из нас помнит те уроки труда, которые были раньше. Они значительно отличаются от современных. Тогда и время было другое, и оснащение кабинетов труда было на более высоком уровне. У кого-то остались положительные воспоминания от уроков труда, а кто-то не хочет вспоминать те времена, считая, что это давно ушло в прошлое. Согласитесь, что многое зависит от преподавателя. Хорошо, когда наставник вовремя рассмотрит в своем ученику творческую личность и будет помогать ему и болеть за него. Но бывает так, что ребенку нужно развиваться самостоятельно, без чьей-либо помощи. Сегодня ученики имеют совсем другие увлечения, но это не означит, что среди них нет творческих детей, которые любят придумывать и мастерить.

Возникает вопрос: есть ли польза от уроков труда в школах? Нужен ли этот предмет? Возможно, он уже никому не нужен? Многие считают, что через несколько лет этому предмету уже вообще не будет. Кому нужно уметь забивать гвозди или пользоваться рубанком? Большинство современных людей считает, что для этого есть специальные службы, которые за деньги сделают все, что нужно. А в интернет магазине http://domisad.com.ua/ можно купить все необходимые инструменты, которые нужны для дома, офиса, сада или небольшой городской квартиры.

В большинстве случаев уроки труда читают неквалифицированные мастера, поэтому эти часы стоит отдать на изучение каких-то других предметов. Мастерские в школах не в самом лучшем состоянии. Нет ни материалов, ни современных инструментов. Зачем тогда тратить время на никому не нужный предмет?

Каждый имеет право на свое мнение. Несомненно, уроки труда приносят много пользы. Дети могут отдохнуть от более сложных предметов, утомляющих их умственно. Уроки труда дают элементарные навыки, которые обязательно пригодятся в жизни. А недостатки можно найти во всем, если хорошо поискать. Мало кто из родителей возмущен отсутствием в школе уроков труда. Но все хотят, чтобы их ребенок развивался всесторонне и забывают о том, что физический труд способствует умственному развитию человека.

Вконтакті

Однокласники

Другие новости

Школа - это легко и весело. Помогите ребенку полюбить школу.

Зачастую, родители забывают о том, что подготавливать малыша к школе нужно не только покупая ему книжки и приспособления, но и морально. Как малыша заинтересовать школой? Несколько советов помогут вам в этом.

11 способов научиться думать положительно

В течение всей жизни нас учат математике, иностранным языкам, истории, но не учат главному - быть счастливыми людьми. Счастье - это положительное мышление, которому действительно можно обучиться. Стоит только захотеть, и наш мозг будет вырабатывать положительные эмоции по первому сигналу, как только они нам будут необходимы.

Социалки делают детей несчастными

Исследователи из Великобритании пришли к выводу, что самооценка подростков во многом зависит от количества времени, потраченного на социальные сети.

Как перестать хотеть сладкого?

Существует эффективный метод, способный снизить влечение к употреблению сладостей. В ходе проведенного американскими учеными исследования выяснилось, что уровень пристрастия к сладкому возможно снизить всего за 25 секунд.

Перестаньте делать эти 6 вещей, и ваши отношения сохранятся

Есть 6 способов, способных загнать любые отношения в угол, и единственным вариантом решить проблему - будет расставание. Некоторые люди необдуманно делают вещи, которые разрушают их отношения. Сложно сказать, почему они это делают: возможно не хватает силы духа, возможно воспитания, мудрости или банального опыта.

Новинки кино: 5 французских комедий 2017 года

В последнее время Франция начала выпускать действительно качественное кино, которое стоит смотреть. Итак предлагаем вашему вниманию 10 фильмов, которым обязательно нужно посвятить полтора часика вечером.

Нестандартный сценарий крестин ребенка

Крещение ребенка - одно из важнейших событий в жизни не только новорождённого, но и его родителей. Безусловно, хотелось бы, чтобы этот праздник надолго запомнился всем родным и гостям этого мероприятия. Сегодня мы поговорим об достаточно нестандартном, но не менее торжественном варианте крещение ребенка.

Стоит ли надеятся на уроки полового просвещения в российских школах?

В прогрессивных странах Европы к вопросам о половом просвещении подростков подходят с огромнейшей ответственностью: дисциплина «Половые отношения» является неотъемлемой частью школьной программы в Нидерландах и Германии. В России же, вокруг перспективы введения подобного предмета в школьную программу в течение десятков лет ведутся споры, при этом мнения взрослых по этому поводу разделились на два противоборствующих лагеря: одни считают, что данная дисциплина является обязательной, для других же даже разговоры о подобном являются своеобразным табу.

Негативное влияние Фейсбука на психику человека

Социальные сети отнимают львиную долю нашего времени в течение дня. Конечно, многие из вас скажут, что, фейсбучная активность в XXI веке это нормально. Но проблема в том, что мало кто из пользователей может отличить зависимость от использования. В определенный момент улыбка наших друзей изменилась в смайлик, а ругательства стали примером проявления заботы и доброжелательности.

История школьной формы: как менялась одежда российских учеников

В настоящее время, одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам общеобразовательных заведений, является наличие школьной формы. После развала СССР, привычные пиждаки, рубашки и красные галстуки отошли на второй план, а сами молодые люди получили полную свободу в выборе одежды. В 2013 году правительство РФ приняло решение о возобновлении обязательного ношения школьной формы.

Уроки технологии в московских школах эволюционируют. На смену самодельным табуреткам приходят хэнд-мэйд роботы, а привычные фартуки уступают место модным платьям..

Дисциплина "труд" сопровождает учеников практически всю школьную жизнь: с первого по восьмой-девятый классы. В начальной школе дети лепят из пластилина, делают оригами и аппликации. С пятого класса "труд" превращается в "технологию", которая направлена не столько на рукоделие, сколько на освоение передовых навыков современного быта.

Как правило, в средней школе мальчики и девочки обучаются отдельно: одних готовят стать мастерами на все руки, других – примерными домохозяйками. Но бывают и исключения. В некоторых школах технологию изучают всем классом. Например, в школе № 1601 юные представители сильного пола учатся готовить и вышивать вместе с прекрасной половиной населения.

Также существуют учебные заведения, где мальчикам труд преподают учителя информатики, считая основы программирования делом настоящих парней. Независимо от учебной программы, такие занятия адаптируют ребят к реальной жизни, где принцип "сделай сам" по-прежнему важен.

Мнение эксперта

"Дело не в том, что конкретно изучают на уроках технологии, а в том, ради чего это делается. Урок технологии – это эксперимент, который мы делаем своими руками. Даже табуретку можно смастерить со вкусом, если знать, что это полезный навык."

Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман

Технология ХХI века: что изменилось

Сегодня, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде.

Недавно член Общественной палаты России преподавать в рамках дисциплины основы сельского хозяйства.

При этом школы и учителя свободны в выборе программы. Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман пояснил сайт, что сейчас образовательные учреждения шагают в ногу со временем: на уроках технологии дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики. В некоторых школах ребят учат изготавливать приспособления для людей с ограниченными возможностями или чехлы для мобильных телефонов.

Работа ученика школы № 1021. Фото предоставлено автором

"Существует учебный план, при этом у учителей есть определенная степень творческой свободы: что-то можно добавлять от себя..

В последние годы в школах появилась возможность делать проектные работы, устраивать презентации и открытые уроки. Интерактивная форма общения мотивирует учеников и делает занятия еще более интересными.

Мнение эксперта

"Раньше дети писали рефераты, теперь на уроках технологии школьники могут погрузиться в изучение той или иной темы более глубоко. Например, если ученица выбрала "вязание" – она не просто свяжет шарф спицами или крючком. Чтобы сделать задание основательно, школьник изучит историю этого вида рукоделия и соберет необходимые материалы, после чего продемонстрирует свою работу всему классу во время презентации или выступления"

Учителя стали чаще руководствоваться творческим подходом. Преподаватель технологии школы № 1021 Александр Сметов рассказал сайт, что их учреждение планирует закупить специальные комплекты для создания роботов. По словам педагога, робототехника интересна детям любого возраста.

Сейчас классы технологии выглядят как полноценные мастерские. В школе № 1021 они оборудованы многофункциональными станками, включая модели, к которым разрешено подпускать детей от восьми лет. На одном таком станке можно выполнять много действий: выпиливать, сверлить или делать работу токаря.

Интересно и вкусно: юные хозяйки

Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по технологии для девочек. Ярким примером творческого обучения юных дам послужит школа № 1415.

Там школьницы вместо надоевшего винегрета готовят гамбургеры, учатся делать декоративные элементы для блюд и изобретают собственные рецепты салатов. А во время занятий по шитью они устраивают настоящие показы мод, одевая своих одноклассниц в собственноручно сшитые стильные платья.

Мнение эксперта

"Во время уроков технологии очень важно заинтересовать детей, только тогда они захотят придти на занятия. Когда-то на уроках труда мы просто чертили схему фартука. Сегодня дети не просто рисуют эскизы, а выполняют творческие задания. Например, сделать манекен из бумаги и одеть его в созданный своими руками костюм. Такие занятия мотивируют ребенка."

Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова

Уроки технологии теперь направлены не только на обучение труду домохозяйки. Девочки также делают проекты по прическам, учатся правильно считать калории и осваивают психологические тесты. Кроме того, в школе есть музей, где собраны инструменты и различные домашние приспособления XV–XVII веков. Например, ученики могут увидеть, как создавалась ткань много лет назад.

Кстати, проекты сделанные школьниками выставляют на различные конкурсы. В этом году в на уроках технологии дети сделали огромные аппликации в виде гербов СВАО, которые пришили к платьям на швейной машинке. Их работы победили в окружном конкурсе. В следующем учебном году школа планирует создать панно ручной работы на тему "Улицы Москвы". В проекте собираются участвовать учителя технологии, географии и литературы.

К станку: фабрика настоящих мужчин

Шкатулка из дерева ручной работы, сделанная на уроке технологии. Фото предоставлено автором.

В обучении молодых людей мнения учителей расходятся. Кто-то отдает предпочтение информационным технологиям, а кто-то ручной работе. Обработка древесины и металлов по сей день входят в "технологический набор" юных джентльменов.

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов полагает, что работа руками облагораживает человека и делает из подростка настоящего мужчину. Сам педагог обладает нагрудным знаком "Отличника военного строительства" и является не просто учителем технологии, а первым мужчиной за всю историю школы № 1021, взявшим на себя классное руководство.

Мнение эксперта

"Иногда мне просто больно смотреть на то, как дети не могут оторваться от телефонов и сидят на месте. Так и хочется сказать, лучше бы освоили какое-нибудь ремесло или занялись спортом. Главное в уроках технологии – увлечь ребят чем-то по-настоящему полезным. Когда ученики осознают пользу того, что делают – они стремятся к знаниям и хотят мастерить еще и еще."

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов

На уроках труда ребята делают декоративные работы из дерева, используя технику резьбы, выжигания и раскрашивания. Школьников также учат работать с фанерой и бумагой. Многие из работ учеников школы № 1021 победили на межрайонном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Кладовая ремесел – 2016".

Впрочем, работы мальчишек несут не только эстетическую ценность. По словам Сметова, его ученики знают, как сделать красивый скворечник, молоток или гайку собственного производства. Пока пятиклассники осваивают станки, старшим ребятам рассказывают, как строить дом.

Маргарита Маслова

(где по какому-то недоразумению не оказалось смешанных кружков компьютерного моделирования) заставил вспомнить о том, что в российских школах до сих пор распространено разделение школьных уроков труда на женские и мужские. Оно кажется устоявшимся и незыблемым: девочкам - кройка и шитьё, мальчикам - строгание рубанком и резка металла под присмотром сурового трудовика. Выясняем, откуда взялись уроки труда, какие вредные стереотипы они развивают в детях и как наконец привести их в соответствие с современной жизнью.

Включить в школьную программу ручной труд придумал педагог Уно Сигнеус. В начале 1860-х годов «слойд» (швед. Slöjd - «ремёсла») как дисциплина появился в финских школах, вскоре распространился в Скандинавии, а уже оттуда перекочевал во многие страны мира. Идея слойда прижилась не везде (в США она вышла из моды в начале XX века), но в России её оценили высоко и в 1895 году ручной труд сделали общеобразовательным предметом. Слойд включал в себя деревообработку (что объясняет повальную одержимость скандинавов мебелью), вязание и вышивание - таким образом, за полтора века уроки труда и рукоделия принципиально не изменились.

Из имперской системы образования ручной труд перебрался в советскую, где разделение его на мужской и женский оформилось окончательно в середине пятидесятых: в 1943-м на время войны в школы вернули раздельное обучение, в 1954-м женские и мужские классы соединили обратно, но для труда было сделано исключение. При этом очевидцы вспоминают, что при желании девочки могли работать рубанком, а мальчики - вышивать болгарским крестом. Школьные уроки труда были, помимо прочего, ещё и подготовкой к поступлению в техучилище: к синим воротничкам в СССР было принято относиться с уважением (по крайней мере, на уровне идеологии) и клеймо «пэтэушников» появилось сильно позднее.

В начале 90-х уроки труда исключили из обязательной программы и попробовали осовременить, введя образовательную область «технология», но не сказать чтобы ребрендинг возымел эффект. Те, кого официально именуют учителями технологии, в народе так и остались «трудовиками», а внятную замену деревообработке и домоводству в большинстве общеобразовательных школ или не придумали, или не смогли осуществить из-за нехватки денег. Точно так же, по инерции, сохранилось и гендерное разделение, начинающееся с пятого класса: мальчикам - столярное дело и работа на станках, девочкам - готовка, кройка и шитьё.

От рубанка к робототехнике

Критики уроков труда чаще всего указывают на то, что в своём нынешнем, слойдовском варианте они, во-первых, скучны, а во-вторых, бесполезны. «Я тоже шила фартук и пекла печенье для мальчиков, которые в это время работали рубанком. Эти уроки и тогда выглядели, и сейчас выглядят бессмысленными, потому что нет ничего более далёкого от жизни, - вспоминает Настя Красильникова, журналистка и автор телеграм-каналов «дочь разбойника» и «вашу мать!». - Это бесполезная практика, потому что совершенно неясно, понадобится ли кому бы то ни было рукодельничать и готовить. Не говоря уже о том, чтобы орудовать рубанком. Поэтому уроки труда мне кажутся странными».

Есть и те, кто предлагает вернуть «труд» в школы в качестве обязательного предмета. Эти призывы (озвученные , например, в Общественной палате в 2015 году) отчасти можно списать на ностальгию по советскому прошлому (на тематических сайтах, посвящённых исчезнувшему государству, уроки труда воспевают с особой нежностью), отчасти - на расхожую обеспокоенность тем, что без умения вбить гвоздь или вкрутить лампочку человек в современном мире не проживёт.

«Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно»

И если в самом по себе развитии физических навыков, безусловно, ничего плохого нет, то набор предлагаемых умений и сложившееся разделение труда на «женский» и «мужской» в 2018 году давно перестали быть актуальными. «Обидно за детей. Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно. И тем более я не хочу, чтобы в этом участвовал мой ребёнок», - говорит Красильникова.

При этом, по мнению сооснователя образовательного проекта «Кружок» Александра Патлуха, уроки технологии могут приносить пользу. «Современный мир насыщен информационным производством. Подобные уроки создают баланс виртуального и материального, умственного и физического. Это благотворно влияет на общее развитие ребёнка и подростка. С другой стороны, этот вопрос можно было бы закрыть другими средствами, например, больше внедряя геймификацию в образование с упором на баланс физической и умственной активности».

Он убеждён, что модернизацию «технологии» как предмета тормозит сегодня именно необходимость переоборудования школ: «Оба подхода означают инновации в школах - нужно переучивать учителей, менять оснащение школ. Мы придём к этому, но, посещая регионы, я всё чаще убеждаюсь, что придём не очень скоро». Одно из возможных решений - организацию выездных уроков в специально оборудованных для этого учреждениях - предложил московский департамент образования. Но этот эксперимент начался лишь недавно, и ясно, что далеко не все регионы могут позволить его себе.

Уроки укрепляют предрассудки
о «предназначении» гендеров. В будущем это может приводить и к проблемам
в отношениях: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти
в неразрешимый конфликт

Другой вариант: полностью перевести уроки труда в область дополнительного образования - то есть, по сути, тех же кружков, - как это сделано в японской и американской системах образования, где школьные клубы и «букацу» соревнуются между собой за учеников, стараясь заинтересовать их своей программой. Таким образом из неприятной обязаловки уроки труда могли бы превратиться в действительно привлекательные дисциплины.


Основа стереотипов

Собственно, гендерное деление в школах и факультативных кружках не начинается и не заканчивается. Поделённые на группы в розовом и голубом, дети с малых лет начинают усваивать вредные шаблоны как нечто незыблемое и то, что само собой разумеется. «Такое разделение однозначно закладывает стереотипы на будущее, - считает Красильникова. - Взять хотя бы рынок игрушек. Изучив его, я выяснила, что на огромных сайтах - агрегаторах магазинов все игрушки разделены на „игрушки для мальчиков“ и „игрушки для девочек“. Мало того, на одном из них игрушки поделены на профессии. Профессиями девочек были повар, врач, учительница и домохозяйка, потому им предлагались игрушечная плита, набор овощей, набор кухонной утвари, набор игрушечной косметики. Для мальчиков было огромное разнообразие того, в кого они могут играть, а у девочек всё очень конкретно. Девочкам предлагается много игрушечных швабр. То есть уже с двух-трех лет ты метёшь пол шваброй - „знай своё место!“».

Устаревшие уроки труда для средних классов попросту продолжают укреплять предрассудки о «предназначении» гендеров, основа которых закладывается ещё в дошкольные годы. Что в будущем, по мнению психолога Инны Пасечник, может приводить и к проблемам в отношениях и взаимному непониманию: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти в неразрешимый конфликт.

Вероятно, напильнику и вязальным спицам в школе скоро найдут замену. Но во что бы ни превратились школьные уроки технологии, разведение их на два потока по гендерному признаку в любом случае кажется диким атавизмом. «Любое образование, а особенно государственное, должно обеспечивать беспрепятственный доступ к получению любых знаний и навыков независимо от пола, национальности и т. д. То же самое написано у нас в Конституции и Законе об образовании, - напоминает Патлух. - Условно, у девочки должен быть доступ к рубанку, а у мальчика - к иголке с нитками для вышивания, если есть такое желание. Именно на этих основах стоит выстраивать коммуникацию внутри школ, родительского и учительского сообществ, а также культивировать подобные взгляды среди детей». «Стереотипы о „мужских“ и „женских“ профессиях создаются не самими школьными предметами „труд“ или „рукоделие“, а людьми, принимающими участие в образовательном процессе».

Роботы-помощники, нейропротезы, "умный дом", 3D-дизайн и лазерная резка... Все это в ближайшем будущем может "прописаться" на уроках технологии в школах: министерство просвещения утвердило инновационную концепцию преподавания этого предмета.

Нет, в начальной школе останется и работа с бумагой, тканью, природными материалами. Но обязательно добавятся основы программирования. А с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3-4 профессиями. "Трогать их" на практике.

Хочешь стать дизайнером мебели? Молоток и гвозди - в сторону. Проведи расчеты, выбери материал. Пластик? Детали напечатает 3D-принтер. Дерево? Задаешь параметры для станка с числовым программным управлением - и вперед к табуретке!

Так школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, "умным домом" и "интернетом вещей"... Причем уроки будут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества. Даже традиционные учебно-производственные комбинаты могут вернуться. Но в современном варианте.

Хорошо, если ребенок может сколотить табуретку или сварить борщ. Но почему это должно быть частью учебной программы? Предмет "Технология" не похож на другие: знания в математике и физике обновляются десятилетиями, а в сфере производства целая "пачка" новых технологий выходит каждый год. Поэтому предмет должен быть очень гибким,- говорит один из авторов предметной концепции, руководитель направления юниоров WorldSkills Russia и ответственный секретарь оргкомитета Олимпиады Национальной технологической инициативы Алексей Федосеев. - Сегодня многие школьники выбирают профессию практически вслепую: у них нет возможности увидеть, что их реально ждет. Поэтому очень важно, чтобы в средних и старших классах предмет "технология" был связан с современным профессиональным обучением. Нужно развивать сетевое взаимодействие.

Как это должно работать в идеале? Допустим, в обычной школе нет оборудования для обработки металла. Зато в соседнем приборостроительном колледже - мастерская "cварочные технологии" по стандартам WorldSkills. Ребята приходят в колледж на урок, пробуют "на зуб" современные станки. Не заинтересовало? Следующий урок уже по другой теме. Зацепило? Можешь приходить в колледж и дальше. Заниматься с преподавателем, изучать разные виды сварки и получить за это оценку в школьный аттестат.

В планах минпросвещения - создать к 2024 году сто центров опережающей профподготовки и 5 тысяч супермастерских. В каждом крупном городе через шесть лет откроется детский "Кванториум". Всего - 245 технопарков, где школьники будут осваивать инженерные знания в режиме нон-стоп: паять первую плату, изучать цифровую печать... Где будет разное оборудование: от компьютеров до вибростендов. Где занятия будут идти по направлениям-квантумам: робо, космо, нано, био, IT и другим.

Малые города и села тоже будут включаться: 16 тысяч школ получат новое оборудование. А до самых дальних уголков будут курсировать 340 мобильных "Кванториумов". Это передвижные трейлеры с самой технологичной и интересной для ребят начинкой.

Звучит, конечно, все это сейчас, может, и несколько фантастично. Но факт остается фактом: в рамках нацпроекта "Образование" на "Современную школу" планируется потратить 253 млрд рублей. Более 70 процентов школьников должны быть вовлечены в систему профориентации и наставничества. И ее центральным звеном станет именно предмет "Технология".

От фартуков и табуреток мы отказались уже пять лет назад. Навык работы с 3D-принтером или станком ЧПУ сегодня гораздо важнее, чем умение махать молотком, - рассказывает учитель физики и технологии Второй гимназии Новосибирска Павел Оконечников.

Кстати, в этой гимназии сразу пять учителей технологии. Среди них и инженеры-профессионалы, и студенты-магистранты. Классы делят на пять групп по 12 человек. Дети работают в одном направлении в течение семи недель - 14 учебных часов. Затем меняются. И так в течение учебного года знакомятся с самыми разными направлениями: от роботов до кулинарии. Потом все повторяется. Но на более высоком и технологичном уровне. Скажем, восьмиклассники уже рассчитывают оптимальное расположение электропроводки и систему освещения в "умном доме", делают нейропротезы, которые управляются силой мысли, занимаются лазерной резкой - причем и мальчики, и девочки. В фокусе принцип: соберем робота, и он будет работать за нас. Даже модуль "кулинария" - это не просто борщ и винегрет. Вся учебная техника для приготовления блюд оборудована под стандарты WorldSkills: пароконвектомат, конвекционная печь, индукционная плита...

Мы решились на такое новаторство, и нас поддержали. Сегодня наша гимназия - это стажировочная площадка для еще 17 школ, - делится Павел Оконечников. - Программа полностью соответствует ФГОС и реализует все заложенные туда компетенции. Технология - это полигон для практического применения разных предметов. Физику здесь можно рассмотреть с позиции электрического тока в электромонтаже или механической прочности в робототехнике. Химию - в процессах приготовления и хранения пищи. Инженерный дизайн - это вообще сплошная геометрия.

Впрочем, урок технологии - все-таки про будущую профессию, а не про то, что ты будешь делать дома, уверены эксперты. Главное - научить ребенка работать в команде, создавать собственные проекты. Предметы "Информатика" и "Технология", скорее всего, будут разведены по темам. Возможно, первый станет больше теоретическим, фундаментальным, а второй - скорее прикладным. Все должны расставить по местам обновленные образовательные стандарты, которые обсуждаются на самом высоком уровне.

Пока же ситуация даже в пределах одного города очень разная. Где-то еще сколачивают табуретки, а где-то собирают роботов. Школа выбирает сама, что ей ближе - закон это позволяет.

У нас сейчас нет труда в его традиционном понимании - только информатика, - говорит член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы Татьяна Суздальницкая. - Школа должна давать то, что реально пригодится в будущем.

Надо сказать, Москва здесь ушла далеко вперед. В проекте - тысячи учеников, более 100 школ и около 40 учреждений среднего специального образования. К примеру, в Колледже железнодорожного и городского транспорта занимаются ребята из инженерных классов шести столичных школ. Осваивают профессии "Слесарь по ремонту автомобилей" и "Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин". Но чем дальше от столицы, тем меньше встречается подобных примеров профориентации.

В прошлом полугодии у нас было всего два урока в неделю. Мы делали поделки из дерева с помощью ножовки, напильника, стамески, - признается восьмиклассник из Перми Аркадий Постоногов. - Девочек учат готовить.

Сделанная своими руками вещь - ценнее десятка проектов и презентаций. Когда-то в школах устраивали ситцевые балы, на которые девочки приходили в сшитых ими платьях

Традиционное разделение труда на "женский" и "мужской" пока прочно удерживает позиции. И это несмотря на то, что единственная оставшаяся в федеральном перечне линейка учебников по технологии для 5-9 классов гендерными стереотипами уже не оперирует. Но зато учитывает особенности городских и сельских школ. К примеру, если для первых предлагается практическая работа по изучению состава сухих кормов для кошек и собак, то для вторых - различий технологий заготовки силоса и сенажа.

Традиционные учебники для курса "Технология" в основной школе строились по схеме учебников для предмета "Трудовое обучение". По содержанию - это учебники по трудовому обучению 70-80-х годов прошлого века. Авторы надеются, что новые пособия помогут воспитать современного человека, который не только будет владеть трудовыми приемами, но и иметь общее представление обо всех технологиях преобразования материалов, энергии и информации, свободно ориентироваться в мире профессий.

Официально

Ольга Васильева, министр просвещения:

Мы не только строим современные новые школы, но и улучшаем образовательные технологии, улучшаем всю инфраструктуру школы, ее содержание. У нас почти полностью обновляется содержание предмета "Технология". Появляется направление, которое позволит детям знакомиться с высокотехнологичными системами. Но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. При этом благодаря возможностям сотрудничества с передовыми технологическими компаниями в сфере образования российская школа может получить то, что нам так необходимо - цифровые классы, современные образовательные наработки... Я думаю, что общими усилиями мы добьемся результатов, а результаты у нас главные - повышение качества образования.

Детям не нужны бесполезные знания. Им нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Сделанная своими руками вещь - ценнее десятка проектов и презентаций. В свое время трудовое обучение было единственным предметом, который знакомил школьников с производством - материальной основой жизни общества. На уроках труда мальчики и девочки получали практические знания и умения в процессе изготовления настоящих вещей. В школах устраивали ситцевые балы, на которые девочки приходили в сшитых ими платьях. Мальчики делали сувениры для девочек и настоящие инструменты, которыми оснащались школьные мастерские. Детям нравились уроки труда. При опросах многие называли труд любимым предметом. После 8-го класса они были психологически готовы к освоению многих профессий, так как имели опыт владения инструментами. А навыки точной работы инструментами нужны всем: ювелиру и скульптору, зубному врачу и хирургу, строителям самолетов и монтажникам электронных приборов. Трудовые навыки - необходимый элемент гармонично развитой личности.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Ксения Колесникова

Лучшие статьи по теме