Медицинский сайт
  • Главная
  • Увеличение пениса
  • Александро-невская свято-троицкая лавра. Троицкий собор Александро-Невской лавры: описание, история и интересные факты Свято троицкая александро невская лавра какая церковь

Александро-невская свято-троицкая лавра. Троицкий собор Александро-Невской лавры: описание, история и интересные факты Свято троицкая александро невская лавра какая церковь

Оригинал взят у av4 в О появлении двухколоколенных храмов в русской архитектуре XVIII века. Продолжение

А.В.Чекмарёв

Троицкий собор

Александро-Невской лавры

как иконографический образец

Часть 2. Новая святыня столицы


Статья опубликована в сборнике "Санкт-Петербург и архитектура России. Архитектура в истории русской культуры". Вып. 7. М., 2007. С. 317-362.


Троицкий собор Александро-Невской лавры. Западный фасад. Фото начала 20 века

Елизаветинская эпоха выдвинула новые идеалы храмовой архитектуры. В облике Спасо-Преображенского собора в столице, имевшего значение памятника восшествию императрицы на престол, была реанимирована идея традиционного русского пятиглавия. Соединение национального «греческого» типа храма с принципами барокко породило целую группу сооружений в творчестве П.А.Трезини и Ф.Б.Растрелли, возведенных по заказам самой императрицы и людей из ее окружения. На этом фоне православного ренессанса отчетливее проявилась инородность недоделанного швертфегеровского собора. Петровский радикализм в отношении исконных православных символов явно не находил поддержки при дворе Елизаветы, чтившей религиозные традиции. Однако идея полного отказа от Троицкого собора в его прежнем виде оформилась, вероятно, не сразу. Разборка поначалу рассматривалась вынужденной технической мерой. Есть основания полагать, что впоследствии планировалось отстроить собор заново в тех же формах, с некоторыми незначительными поправками. Иначе трудно объяснить появление в 1748 г. гравюры Г.Качалова (по рисунку М.Махаева) с видом Александро-Невского монастыря, выполненной по заказу архимандрита Феодосия.


Вид Александро-Невского монастыря. Рисунок М.И. Махаева. 1747 г.


Св. Александр Невский (с панорамой Александро-Невского монастыря). икона 1740-х гг. ОИРК ГЭ

Несколько неожиданно видеть прямую реплику Троицкого собора в церковных заказах самой императрицы Елизаветы. 1752 годом датируется оставшийся неосуществленным проект церкви Воскресения Словущего для царской усадьбы в Покровском-Рубцове под Москвой.

Авторство его связывается с Ф.-Б.Растрелли, выполнявшим другие работы для этой резиденции, а сам чертеж принадлежит «архитекторскому ученику Полицмейстерской канцелярии» Василию Заболоцкому.


Проект церкви Воскресения Словущего в дворцовом селе Покровское-Рубцово. Чертеж В. Заболоцкого. 1752 г. ГНИМА им. А.В. Щусева

Предложенный храм и в планировочном, и в объемном решении повторяет швертфегеровский образец, только в уменьшенном и упрощенном виде. Редкость этого проекта на фоне елизаветинской храмовой архитектуры объяснима только одним обстоятельством - почитанием дочерью личности отца и, как следствием, связанных с ним символов. Одним из них, без сомнения, являлся Троицкий собор Александро-Невского монастыря. Все это доказывает, что приговоренный еще в начале 1740-х гг. и к тому же подчеркнуто новаторский по архитектуре храм довольно долго сохранял свою актуальность. Культ почитания первого императора уже тогда придал странному для русского восприятия сооружению мемориальный характер. Тем не менее, к 1755 г. собор был разобран. При Елизавете до его возобновления дело так и не дошло.

Кроме рассмотренных примеров известен лишь один проект двухколоколенного храма в русской архитектуре доекатерининского периода. Выполненный П.А.Трезини в 1751 г. для подворья Троице-Сергиевой лавры в Петербурге, он стремился компромиссно увязать тип двухколоколенного храма, идущий от римской церкви Сант-Аньезе К.Борромини, с русским пятиглавием основного объема.


Проект двухколоколенного храма для Фонтанного подворья Троице-Сергиевой лавры в Санкт-Петербурге. Чертеж П.А. Трезини. 1751 г.

Этот и, возможно, существовавшие другие замыслы, лежащие за пределами основной линии русского храмостроения и не имевшие поддержки в идеологически значимых инициативах Петра Великого, не оставили в отечественной архитектуре ни устойчивой традиции, ни даже самих реализованных памятников. Также следует констатировать, что прививка двухбашенной типологии к православному храмостроительству, дважды предпринятая в столичных соборах самим Петром, отозвалась лишь слабым эхом. Отсутствие аналогичных проектов и построек после 1752 г. подтверждает почти полное исчезновение этой архитектурной темы в России. Однако сила авторитета св. Александра Невского и Петра Великого, помноженная на политические идеи императрицы Екатерины II , позволила возродить тип православного двухколоколенного храма, причем, снова в облике Троицкого собора главной столичной обители. И эта третья по счету прививка оказалась самой успешной.

Мысль о достройке Александро-Невского монастыря возникла у Екатерины II уже в 1763 г. В начале 1764 г. настоятель архиепископ Гавриил подал на высочайшее рассмотрение записку «о строении Александро-Невского монастыря, что в нем по мнению архиерейскому надлежит вновь построить и что от прежняго строения для прочности и удобности к житью исправить». На первое место Гавриил ставил вопрос о постройке соборной церкви. Разработка проекта нового соборабыла поручена почти всем крупным архитекторам Петербурга - Ж.-Б.Валлен-Деламоту, Ю.М.Фельтену, А.Ф.Висту и другим. К сожалению, представленные тогда чертежи неизвестны, ни один не получил утверждения, а строительство храма было надолго отложено. Какой собор хотела видеть императрица, остается загадкой. Однако одна деталь в условиях заказа позволяет говорить о принадлежности его к двухколоколенной типологии. Здание должно было возводиться на старых фундаментах (с их укреплением), то есть повторять размеры и структуру разобранного храма Швертфегера.

Воссоздание собора символически обозначало преемственность новой власти петровским начинаниям, выраженную позднее в многозначительном тезисе Екатерины: «Начатое завершает». Возврат к утвержденному лично Петром облику столичной святыни на фоне скорого свертывания строительства Смольного монастыря (главного церковного проекта предшествовавшего царствования) можно истолковать и в качестве укора покойной Елизавете, при которой словно «распалась связь времен» и произошел откат к допетровским принципам. Екатерине II в силу ее происхождения и воспитания они были чужды, и петровская эпоха (выраженная в том числе и в архитектурных символах) стала для нее на первых порах главным ориентиром в русской истории. Показательно восстановление в 1760-х гг. в прежнем виде Петропавловского собора, сгоревшего после попадания в него молнии в 1756 г. Несмотря на наличие разнообразных проектов, сохраняющих общую композицию здания, но модернизирующих его архитектурные формы, облик собора максимально приблизили к первоначальному. В русле «архитектурного наследования» первому императору лежит и екатерининский замысел Троицкого собора Александро-Невского монастыря. В середине 1770-х гг., когда его снова решили реализовать, концепция обогатилась рядом новых актуальных идей, возникших в рамках т.н. «греческого проекта».

В 1774 г. проектирование Троицкого собора было поручено И.Е.Старову, известному императрице по работам в имениях ее внебрачного сына А.Г.Бобринского. Спустя два года, 26 февраля 1776 г., проект и смета были высочайше утверждены, а еще через два года храм торжественно заложили. Церемония состоялась 30 августа 1778 г., в день празднования перенесения Петром Великим мощей Александра Невского. Кроме императрицы присутствовали великий князь Павел Петрович с супругой и многочисленная свита. Крышу возведенного по случаю павильона украшал вензель Александра Невского с сиянием и короной. В основание храма государыней была положена в серебряном ковчежце частица мощей апостола Андрея Первозванного, небесного патрона Российской империи. Под руководством Старова изготовили деревянную модель, позволившую детально представить будущее здание.


Вид Александро-Невской лавры. Раскрашенная гравюра И.А. Иванова. Начало 19 в.




Модель Троицкого собора. НИМРАХ

Сам собор вчерне выстроили к 1786 г. Его освящение состоялось 30 августа 1790 г. в присутствии Екатерины и всей императорской фамилии.

Примечательно, что Старов не был стеснен необходимостью вписаться в размеры предыдущей постройки, его храм стоит на новых фундаментах. Это вновь подтверждает отнюдь не утилитарный характер повторения двухбашенности. Императрица воспроизвела идущую от Петра базиликальную схему с двухколоколенной папертью, наполнив архитектурный образ новым содержанием. Прямое следование петровским заветам соединилось здесь с качественно новым звучанием римской темы.

Геополитические планы покорения Османской империи и освобождения православных балканских народов имели целью воссоздание Византии - второго Рима. Грандиозный замысел отозвался в екатерининской архитектуре целым рядом проектов и построек, образно выражавших новую миссию русской короны. Прозрачные аллюзии (не только смысловые, но и чисто архитектурные), указующие на преемственность России от второго Рима - Царьграда (и далее - от Древней Эллады), легли в основу самого, пожалуй, хрестоматийного ансамбля «греческого проекта» - города Софии в Царском Селе с его одноименным собором. Тесную связь с этой идеологической программой обнаруживают также собор Св. Иосифа в Могилеве, новая загородная резиденция Пелла, царскосельские термы с Камероновой галерей и другие замыслы императрицы. Сюда органично встраивается и Троицкий собор Александро-Невского монастыря, чей образ напрямую апеллировал к первому Риму, стоящему у истоков имперской идеи и европейского христианства.

Ассоциации с римским собором Св. Петра, опосредовано присутствовавшие и в первом швертфегеровском проекте, теперь усилились. Классицизм с его опорой на наследие античности и Ренессанса придал сходству большую конкретику - в общем купольном силуэте, в использовании ордера и оформлении интерьера. Это привело к заметному смещению акцентов в композиции здания - доминирование многоярусных барочных колоколен сменилось в замысле Старова главенством купола при относительно низких башнях. Намек на прославленный римский прототип здесь очевиден, тем более что в претендующем на роль столицы просвещенной Европы Петербурге тема осеняющего град монументального купола до того не была представлена. Этим он проигрывал не только «вечному городу», но и другим столицам - Лондону с его собором Св. Павла, Парижу с собором Инвалидов, Вене с Карлскирхе. Купольная базилика, вознесшаяся над Невским монастырем, организующая панораму комплекса с реки, вновь подчеркнула включенность России в ход европейской истории, в том числе и архитектурной. Город обретал знаковый символ, важный для имперской идеологии и утверждения классического архитектурного стиля. По словам исследователей творчества Старова, собор «был самым значительнымпо монументальности культовым сооружением в столице и до постройки Казанского собора Воронихиным и Исаакиевского собора Монферраном не имел соперников». Важно, что оба упомянутых здесь храма существенно развили римскую тему в Петербурге, начатую так отчетливо именно Троицким лаврским собором.

См.: Т.П.Федотова. К проблеме пятиглавия в архитектуре барокко первой половины 18 века // Русское искусство барокко. Материалы и исследования. Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1977. С.70-87.

При постановлении о разборке Троицкого собора Сенатом было указано «соборную церковь на том ли месте и по прежнему ль плану и фасаду по модели строить, о том доклад учинить Ея Императорскому Величеству от Сената, и когда о том указ получен будет, тогда, что всей суммы будет на то строение потребно, о том подать в Сенат из Канцелярии от строений доношение, по которому об отпуске денег и определение будет учинено» (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.2. С.86).

Заказ в Академию наук на изготовление гравюры был получен от архиепископа Феодосия в апреле 1747 г. Вначале Э.Гриммелем был исполнен рисунок с изображением собора по проекту Д.Трезини. Феодосием было указано «соборную церковь внесть по нынешнему строению». В июле 1747 г. М.Махаев исполнил новый вариант уже с видом Троицкого собора Т.Швертфегера. По нему Г.А.Качаловым в 1748 г. была сделана гравюра, изображающая св. Александра Невского и его брата Федора с находящейся у их ног панорамой Александро-Невского монастыря. См.: М.А.Алексеева. Михайло Махаев. Мастер видового рисунка 18 века. СПб., 2003. С.64-67.

А.Г.Побединская. Черты барокко в русской иконописи 18-19 веков (по материалам собрания ОИРК) // Русское искусство барокко. Новые материалы и исследования. Сборник статей. СПб., 1998. С.111-126. Зодчие Москвы времени барокко и классицизма. (1700-1820-е годы). Сост. А.В.Крашенинников. М., 2004. С. 95.

На южном щите выполненной по заказу Елизаветы Петровны раки св. Александра Невского есть надпись: «Державнейшая Елизавета, отеческого ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретенного при ее благословенной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750» (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.2. С.195.

Первоначальные предположения о том, что это варианты проекта католической церкви на Невском проспекте, опровергнуты в кн: А.Н.Петров. С.И.Чевакинский и петербургская архитектура середины 18 века // Русская архитектура первой половины 18 века. Исследования и материалы. По ред. И.Э.Грабаря. М., 1954. С.362-363; Г.И.Вздорнов. Архитектор Пьетро Антонио Трезини и его постройки // Русское искусство 18 века. Материалы и исследования. Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1968. С.81-82.

Колокольня собора пострадала от грозы 30 апреля 1756 г. До смерти Елизаветы Петровны восстановление собора так и не началось. В 1765 г. Екатериной II велено было реконструировать собор в соответствии с новым проектом. Свои предложения представили Чевакинский, Валлен-Деламот, Ринальди, Фельтен, Волков, Вист. Однако ни один из проектов не был утвержден, и 21 августа 1766 г. последовало распоряжение императрицы восстановить колокольню «точно так, какова прежде была». Работы завершились в 1780 г. См.: Е.Н.Элькин. Восстановление Петропавловского собора после пожара 1756 года // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып.2… С.87-112.

См.: Д.О.Швидковский. Архитектура и политика в эпоху Екатерины II // Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. М., 2001. С.99-108; Е.И.Кириченко. «Греческий проект» Екатерины II в архитектурном пространстве Российской империи //18 век - ассамблея искусств… С.244-260; Е.И.Кириченко. Греческий проект Екатерины II в пространстве российских столиц и их окрестностей //Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. С.109-123.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

История

Первый храм

Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д. Трезини.

Проект однокупольного храма был создан Т. Швертфегером. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а состоялась закладка собора. К 1731 году храм был вчерне готов.

При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в 1753-1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.

Строительство нового храма

В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.

Через одиннадцать лет, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утвержден в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства.

Торжественная закладка храма была произведена митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.

В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.

Вчерне собор был завершён в 1786 году.

В день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор. На освящении, вместе с кавалерами ордена ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы были перенесены в собор мощи благоверного князя.

Капитульный храм

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского.

под южной башней был освящен придел во имя благоверного князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).

Для кавалеров ордена в 1791 году в прилегающей к собору части Фёдоровского корпуса был устроен зал.

В 1797 году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена.

В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нём стали служить зимой.

После 1917 года

В 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей из собора было вынесено большое количество утвари и украшений.

В 1923-1926 годах собор принадлежал обновленцам, в 1928 году - «непоминающим».

16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии собора и передаче его Политпросвету под Дом чудес и технических достижений. Последняя служба состоялась 7 декабря.

В 1940-е годы часть здания занимали 1-е районное жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры, а другую - склад.

Собор был возвращён верующим в 1955 году собор возвратили верующим. 12 сентября 1957 года, после ремонта, храм был освящён митрополитом Елевферием (Воронцовым).

В 1957-1960 и 1986-1988 годах в соборе происходили реставрационные работы.

3 июня 1989 года крестным ходом в храм были торжественно возвращены мощи святого Александра Невского.

Архитектура, убранство и устройство собора

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре - «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.

Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой латинский крест.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.

Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.

В парусах - изображения четырех евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.

Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.

Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых - скульптору Ф. И. Шубину. В западной части собора был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова).

В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами - картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене - «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.

Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив - портрет Петра I.

Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.

У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа - Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в собор из поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827-1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира.

Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.

Чтимые святыни

  • Мощи святого благоверного князя Александра Невского. Мощи были обретены в 1380 году во Владимире. В 1723-1724 годах они были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. мощи были помещены в Благовещенской церкви монастыря. После перенесения мощей в Свято-Троицкий собор, для них императрица Елизавета Петровна пожаловала серебряную раку, которая была изготовлена по эскизу Г. X. Грота из колыванского серебра в 1750-1753 годах на Монетном дворе. В настоящее время гробница находится в . До 1989 года мощи находились вне собора, после возвращения для них была создана новая рака.
  • Ковчег с мощами святых:
Благоверный князь Александр Невский Великомученик Димитрий Солунский Святитель Моисей Новгородский
Преподобный Александр Свирский Преподобномученица Евдокия Преподобный Нестор
Преподобный Алексий, человек Божий Священномученик архидиакон Евпл Мученик Никита
Святитель Алексий Московский Преподобный Евфимий Великий Святитель Николай Мир-Ликийский
Священномученик Акепсим Великомученица Евфимия Всехвальная Преподобный Нил Столобенский
Преподобномученик Анастасий Персский Великомученица Екатерина Преподобный Павел Исповедник
Преподобномученица Анастасия Римляныня Священномученик Ермолай Священномученик Пётр Александрийский
Апостол Андрей Первозванный Преподобный Ефрем Новоторжский Великомученик Пантелеимон
Мученик Андрей Стратилат Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Пимен Великий
Священномученик Антипа Христа ради юродивый Иаков Боровичский Великомученик Прокопий
Преподобный Антоний Великий Апостол Иаков, брат Господень Святой князь Роман Угличский
Святитель Арсений Тверской Великомученик Иаков Персидский Мученики Сергий и Вакх
Священномученик Афиноген Священномученик Игнатий Богоносец Преподобный Сергий Радонежский
Апостол Варнава Мученик Иоанн Воин Святитель Спиридон Тримифунтский
Великомученица Варвара Святитель Иоанн Златоуст Первомученик архидиакон Стефан
Святитель Варсонофий Святитель Иоанн Милостивый Апостол Тит
Апостол Варфоломей Пророк Иоанн Креститель Первомученица Фёкла Иконийская
Святитель Василий Великий Святитель Иона Московский Преподобный Феодор Сикеот
Священномученик Василий, епископ Амасийский Мученик Ипатий Великомученик Феодор Стратилат
Равноапостольный князь Владимир Равноапостольный царь Константин Великомученик Феодор Тирон
Великомученик Георгий Победоносец Святой Косьма Преподобномученик Феодосий
Святитель Герман Казанский Праведный Лазарь Четверодневный Преподобномученица Феодосия
Святитель Григорий Акрагинитский Апостол и Евангелист Лука «Константинопольская дева» (?)
Святитель Григорий Богослов Апостол и Евангелист Марк Святитель Филипп Московский
Преподобный Григорий Декаполит Апостол и Евангелист Матфей Великомученик Харалампий
Святитель Гурий Казанский Преподобный Михаил Малеин Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные
Князь Давид Святитель Михаил Синадский Святые 40 мучеников Севастийских
Преподобный Даниил Столпник

Традиции

С начала XX века установился обычай: ежегодно, в день кончины П. И. Чайковского, исполнять написанную им для смешанного хора литургию Иоанна Златоуста.

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки д.1, Митрополичий корпус
Дата основания: 1713 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", церковь Николая Чудотворца
Святыни: мощи святого Александра Невского, икона Божией Матери "Невская Скоропослушница"
Координаты: 59°55"15.9"N 30°23"19.2"E

В далеком 1710 году Великий царь Петр Первый поручил начать строительство Александро-Невского монастыря. Случилось это в момент осмотра окрестностей не так давно заложенного на берегах Невы города. Города, которому суждено было стать и центром истории последних столетий развития России, и «города-музея под открытым небом», каким он является сейчас.

Александро-Невская лавра с высоты птичьего полёта

Петр Великий указал, что место, где в 1241 году Александр Невский разгромил войско шведское, отныне будет носить название «Виктори» - «Победа». Здесь же, по его указу было велено возвести монастырь в честь Пресвятой Троицы и св. князя Александра Невского. Точно в указанном государем месте митрополит Феодосий осветил место будущего строительства и начертал: « на сем месте созидатися монастырю». Значительно позже было установлено, что место битвы Александра Невского со шведским войском находилось в другом месте – там, где река Ижора впадает в Неву. Однако на развитие комплекса это никоим образом уже повлиять не могло.

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

Архитектурные особенности Александро-Невской лавры

Несомненно, центральным местом, наиболее почитаемым и величественным, является Троицкий собор. Его строительство было начато Петром Великим. У этого строения также есть своя увлекательная история. Возведение собора проходило в период с 1720 по 1730 год, всего порядка 10 лет. Однако, уже в ходе правления Елизаветы Петровны, стены были полностью разобраны. Это пришлось сделать из-за множества трещин, которые угрожали комплексу разрушением. Вновь собор был построен под руководством архитектора Старова уже при Екатерине II. Работы были начаты в августе 1778 года, а завершены лишь в 1790-м. Величие святыни закреплено на века помещением под алтарь строящегося собора частиц мощей Андрея Первозванного – святого Апостола государства.

Троицкий собор имеет внушительные размеры и величественно возвышается над всем комплексом. Паперть собора расположена с западной стороны, выделена колоннами, а над входом размещены два ангела. Они показывают события прежних времен, отмеченные в Ветхом и Новом заветах. Венчает собор огромный купол, полностью покрытый листами с позолотой. Главная святыня Троицкого собора – это мощи святого Александра Невского, хранящиеся в серебряной раке.

Серебро, из которого изготовлена эта изумительная по красоте рака, также имеет свою историю. Это первый драгоценный металл, добытый на Руси, на территории Колыванских рудников. Подарила его обители Елизавета Петровна – великая русская Императрица. На данном изделии запечатлены различные моменты, связанные с жизнью Великого князя, сделаны различные памятные надписи. Здесь же память на века – знаменитые стихи, которые в честь Александра Невского сложил ученый и поэт М. Ломоносов.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Кладбище Александро-Невской лавры

В годы наивысшего влияния церкви на государство лавра владела не только многими домами, храмами и монастырскими комплексами. В ее владениях также находились обширные земельные угодья. Поэтому совсем рядом с обителью расположились сразу три кладбища, где погребены останки наиболее выдающихся и знаковых фигур в развитии и становлении государственности Российской империи. Каждое из них имеет свою великую и незабываемую историю, оставаясь в памяти на вечные времена.

Слева от входа расположено Лазаревское кладбище. Считается, что его основали по указу Петра Великого для его родной и любимой сестрицы Наталии Алексеевны. У кладбища построена церковь праведного Лазаря Воскрешения. Справа от входа устроено кладбище Тихвинское. Его заложили в честь имени Тихвинской Божией Матери. Здесь также была возведена и церковь.

Церковь Николая Чудотворца

Третье кладбище церковной пустыни – Никольское. И во имя Святителя Николая была построена еще одна церковь. К сожалению, из всех 12 церквей, некогда присутствовавших на территории Александро-Невской Лавры, до наших дней дожили лишь три! Тем не менее, это ни в коей мере не может повлиять на глубочайшую историческую, духовную и общечеловеческую ценность и важность монастырского комплекса.

На данных кладбищах упокоены величайшие политические, культурные, научные, военные и духовные лидеры своего времени. Чего стоит одна лишь могила Михаила Ломоносова – великого ученого, поэта и писателя. Навеки высечены на нем слова скорби и памяти великому человеку и славному мужу Государства Российского.

Кажется, сама история вековая лежит у наших ног, возвеличивая Русь Петровскую, Русь Великую!

Семинарский (Южный) корпус

Место погребения Александра Суворова в Александро-Невской лавре

Сохранено место погребения еще одного величайшего человека современности – генералиссимуса А.В.Суворова. Неоценим вклад этого человека в укрепление государства, защиту его от внешних угроз и вызовов своего времени. Надпись выполнена другом полководца – поэтом Державиным. История сохранила потомкам такую версию образования памятной надписи: «Здесь лежит Суворов». Считается, что незадолго до кончины Суворов обратился к Державину с вопросом, какую надпись тот сделает на его могиле. На что поэт воскликнул: « не нужно никаких лишних слов, только лишь «Здесь лежит Суворов»». Так и было начертано, имея в виду то, что память о величайшем человеке навсегда сохранится в сердцах и душах потомков. А о его подвигах люди будут знать не по надписи на надгробии, а из преданий, пересказов и изучении жизни Суворова.

Конечно, годы внесли свои изменения в первоначальный облик святыни. В настоящее время территории кладбищ значительно видоизменились, а действующей осталось лишь одно место захоронения в Александро-Невской лавре – Никольское кладбище.

Фото: Троицкий собор Александро-Невской лавры

Фото и описание

Троицкий собор является соборным храмом Александро-Невской лавры в городе Санкт-Петербург. В 1776 году Екатерина II утвердила проект храма, созданный архитектором И.Е. Старовым, и назначила его руководителем строительства. Торжественную закладку собора произвел в 1778 году митрополит Гавриил (Петров). В 1782 году на одной из 2-ух двухъярусных башен-колоколен были установлены куранты. На другую башню был повешен колокол весом 13 тонн. В 1786 году собор был завершён вчерне.

В 1790 году, в день святого князя Александра Невского, митрополитом Гавриилом Троицкий собор был освящен. В этот же день из Благовещенского храма в собор под пушечные выстрелы перенесли мощи благоверного князя Александра Невского. В 1847 году здесь было установлено калориферное отопление, и в соборе стали служить зимой.

В 1922 году собор потерял большое количество украшений и утвари. В 1933 году храм был закрыт и приспособлен под Дом чудес и технических достижений. В 1940-е годы здесь располагалось жилищное управление, Музей городской скульптуры и склад. Лишь в 1956 году собор был возвращён верующим. В 1957-1960 и 1986-1988 годах собор реставрировали. На сегодняшний день Троицкий собор находится в отличном состоянии, охраняется государством.

Троицкий собор представляет собой однокупольный храм с 2-умя двухъярусными башнями-колокольнями. Архитектурный стиль – ранний классицизм. Внутреннее соборное пространство – крестообразное в плане. Массивные пилоны, поддерживающие своды, разделяют его на 3 нефа. Собор венчает купол на высоком барабане. Общую композицию дополняют 2 монументальные колокольни. Они возвышаются по сторонам лоджии центрального входа, которая оформлена портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны неглубокими филёнками и пилястрами.

Над северным и южным входами находятся барельефные панно, на которых изображены события из Ветхого и Нового заветов. Скульптор – Ф.И. Шубин. Над главным входом – «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма», ниже можно увидеть скульптурный ансамбль, изображающий ангелов с орденским знаком святого князя Александра Невского.

Внутри здание сочетает две формы: базиликальную и крестово-купольную. В плане – латинский крест. Приставные коринфские колонны с золочёными капителями украшают главный неф. В барабане, поддерживающем купол, находится 16 окон, через которые происходит основное освещение храма.

Иконостас представляет собой полукруглую нишу с царскими вратами в глубине. Изготовлен из итальянского мрамора белого цвета А. Пинкетти. Детали из бронзы выполнены П.П. Ажи, образа в царских вратах написаны И.А. Акимовым и Я. Меттенлейтером. В создании остальных образов иконостаса принимал участие Г.И. Угрюмов. В парусах видны изображения 4-ех евангелистов, выполненные Я. Меттенлейтером.

Первоначальная роспись интерьера была исполнена Ф.Д. Даниловым. Но вскоре она была частично утрачена по причине долгого отсутствия отопления в соборе, и поэтому в 1806 году роспись была заменена другой. Ее создал А. делла Джакомо по эскизам Д. Кваренги. В 1862 году своды собора были вновь расписаны. Это сделал П.С. Титов, используя эскизы Ф.Г. Солнцева. Лепкой занимались Д. Фонтана и Ф. Ламони, статуи святых и 20 барельефов выполнил скульптор Ф.И. Шубин. В западной зоне собора был установлен мраморный барельеф митрополита Гавриила (сейчас – в Русском музее).

В алтаре, за престолом, был помещен образ Благовещения Богородицы, выполненный Р. Менгсом. На восточной стене – картина «Воскресение Христово», созданная П.П. Рубенсом, над южными вратами – «Спаситель Благословляющий» А. ван Дейка. Портрет Екатерины II, выполненный Д.Г. Левицким, висел над царским местом, напротив находился портрет Петра Великого. У гробницы располагался серебряный аналой с киотом, где были помещены «ковчежцы» с частицами мощей и иконы. Его в 1806 году подарил император Александр I. С левой стороны от раки – образ Владимирской Божией Матери, с правой – Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в Троицкий собор из Таврического дворца была доставлена малахитовая сень для плащаницы, которую изготовили в 1827-1828 годах в Париже в мастерской П.-Ф. Томира (сейчас – в Эрмитаже). Большое паникадило из серебра, весившее примерно 210 килограммов, пожертвовала Екатерина II.

С начала XX столетия в соборе установился обычай: каждый год, 25 октября (7 ноября), в день смерти Петра Ильича Чайковского, исполнять литургию Иоанна Златоуста, созданную им для смешанного хора.

Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.

Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.

Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.

Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.

Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.

Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.

Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.

В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.

Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.

Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.

Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.

Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.

В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.

Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.

Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.

По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году

Внутреннее убранство

Наивысший статус – статус лавры, монастырь получил 18 декабря 1797 года по указу императора Павла І.

Наше время - 20 век

К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.

В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.

На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.

Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.

На своей территории монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.

Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.

Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.

Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».

Лучшие статьи по теме