Медицинский сайт
  • Главная
  • Сперматогенез
  • Внеклассное занятие по теме пословицы и поговорки. Внеклассное мероприятие на тему "пословицы и поговорки". Триединые дидактические цели

Внеклассное занятие по теме пословицы и поговорки. Внеклассное мероприятие на тему "пословицы и поговорки". Триединые дидактические цели

Плакаты с пословицами:

Красна речь пословицами.

Без пословицы не проживешь.

Пословица - всем делам помощница.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица век не сломится.

Ведущий. Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы.

Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе какое-то поучение.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

I страница

КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ

Открываем первую страницу нашего журнала.

Учащиеся (произносят по одной пословице):

Книга - зеркало жизни.

Книга для ума - что теплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел новую книгу - встретился с другом.

Грамоте учиться - вперед пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Хорошая книга - лучший друг.

Ведущий. Книги рассказывают нам о многом: О нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книгу о станках, чтобы научиться лучше управлять ими, учитель — о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому их надо читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

(Входит Незнайка. В руках у него письмо.)

Незнайка. Ребята, помогите ответить на вопросы.

— Что означает слово библиотека?

— Что такое читательский формуляр?

— На чем была написана первая книга?

Игра «Ромашка».

На больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких - их авторы, нужно правильно совместить лепестки.

II страница

ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК - ТРУДОМ

Ребята читают пословицы и стихи.

Без труда мечта мертва.

Упустишь минуту - потеряешь час.

Без труда ничего не дается.

Землю красит солнце, а человека труд.

Человек живет век, а доброе дело - два.

Птица крепнет в полете, а человек - в труде.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.

1. Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки,

Тарелка, вилка, нож...

2. И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба - пара лыж,

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

3. За все, что сделано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Ведущий. А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь и себя обслужить, и помочь маме, брату, сестре. Предлагаю загадки о профессиях.

1. Его работа в глубине,

на самом дне.

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его не легок и не прост,

Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз.)

2. Он опускается в забой,

Его работа под землей. (Забойщик.)

3. Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней - сноровка. (Слесарь.)

III страница

ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК - ДРУЖБОЙ

Дети читают пословицы:

Человек без друга - что земля без воды.

Человек без друзей - что дерево без корней.

Друга ищи, а найдешь - береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Не тот друг, кто медом мажет,

А тот, кто правду скажет.

Все хором. Будь сам другом - и тебе помогут в беде.

(Исполняется песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».)

IV страница

СЧАСТЬЕ НЕ ИЩУТ, А ДЕЛАЮТ

Дети читают пословицы:

Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.

Счастье без ума - дырявая сума,

Где найдешь, там и сгубишь.

У кого счастье поведется, у того и петух понесется.

Ведущий . Некоторые люди говорят, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы не знаешь, как отделаться Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

(Исполняется песня «Настоящий друг», слова М. Пляцковского, музыка П. Савельева.)

V страница

ОДНА У ЧЕЛОВЕКА РОДНАЯ МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА

Дети читают пословицы и стихи:

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Своя земля и в горсти мила.

Только тому почет и слава будет,

Кто Родину не словом, а делом любит.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Жить - Родине служить.

1. Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

2. У реки березка-скромннца

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной, московский двор.

3. В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой, соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от мака красная.

Золотая целина...

Дети (хором): Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Викторина пословиц.

1. Кто много читает... (тот много знает.)

3. Поздно встанешь... (мало сделаешь.)

4. Мир освещается солнцем... (а человек знанием.)

5. Что одному не под силу, то... (легко коллективу.)

6. Не красна изба углами - ... (красна пирогами.)

Игра «СЕМЬ И ОДИН».

Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа «семь» и «один».

1. Семеро одного не ждут.

2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3. Семь бед - один ответ.

4. Семеро с ложкой, один с сошкой.

Сценка «КОНЧИЛ ДЕЛО - ГУЛЯЙ СМЕЛО».

Действующие лица: Мальчик-ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.

Мальчик сидит за столом, делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде выучу урок.

Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, милая пташечка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде выучу урок.

Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, вишенка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде выучу урок.

Наконец, урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»

Все говорят. «Кончил дело, гуляй смело!»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Давыдовская гимназия"

Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области

Конспект внеурочного занятия в 4 А классе на тему: "Русские народные пословицы и поговорки"

Выполнила:

учитель начальных классов

Гурина Зоя Алексеевна

2017 г.

Цель: сформировать ценностное отношение детей к таким жанрам устного народного творчества как пословицы и поговорки.
Задачи:
Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; умеют отличать пословицы от поговорок, запоминают пословицы и поговорки.

Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Оценивание поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.
Метапредметные УУД:

Регулятивные:

1.Составление плана выполнения заданий на занятии под руководством учителя.

2.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Реализация плана выполнения заданий на занятии под руководством учителя.

4. Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

5.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

2.Формирование умения на основе анализа полученной информации делать выводы.

3.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. формирование умения взаимодействовать с членами группы, умения договариваться, находить общее решение.

Формы работы: презентация, мини-дискуссия, творческая работа, тетрализация, художественное творчество.

Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Организационный момент.

Настроение каково?

Все такого мнения?

Может, вы устали?

Все за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись поскорей,

Поприветствуем гостей!

Я надеюсь, что....

Сегодня мы будем заниматься группами, разделитесь на 2 команды.

Во!

Все без исключения!

Мы с собой таких не брали!

Мы работать будем дружно, С делом справимся в пути!

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Дети рассаживаются за 2 стола.

2. Актуализация знаний.

- Я раздам каждой группе карточки с буквами, вам нужно составить из них слова.

Какова тема нашего занятия?

Мы много работали с вами с пословицами и поговорками отдельно. Почему сегодня мы рассматриваем эти понятия вместе? Какие у нас будут задачи?

Давайте вспомним, что такое пословица?

Приведите примеры.

Что такое поговорка?

Приведите примеры.

Как же их отличить?

Составляют слова: пословицы и поговорки. Прикрепляют их на доску.

Пословицы и поговорки.

Повторить и закрепить знания о поговорках и пословицах.

Научиться различать эти понятия.

Пословица - это краткое изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Ответы детей.

Поговорка - это краткое устойчивое выражение, не составляющее законченного высказывания.

Ответы детей.

Пословица - это законченная мысль, выраженная в предложении, а поговорка - это выражение, которое может быть частью предложения.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

3. Мотивация.

Зачем нам нужно изучать пословицы и поговорки?

Откуда они появились?

Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?

Ответы детей.

Их сочинял народ, они являются частью устного народного творчества.

Ответы детей.

4. Погружение в тему внеурочного занятия.

Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собирателем русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. Это была трудная многолетняя работа и мы пользуемся этими книгами до сих пор.

В народе говорят, что маленькая капелька знаний - это к мудрости маленькая ступенька. Давайте поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, добрее и мудрее.

Просмотр презентации.

Слайд 5

Слайд 6

5. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия.

- Первое задание командам. На листе записаны пословицы и поговорки. Используя полученные вами знания, 1 группа подчеркнет только пословицы, а вторая группа подчеркнет только поговорки.

- Второе задание. Каждой команде я даю свою пословицу. Задача группы - ее инсценировать, а задача противоположной команды - отгадать, что это за пословица.

- Третье задание. Каждой команде я снова даю пословицу. Задача каждой команды - проиллюстрировать ее, задача противоположных команд - отгадать зашифрованную пословицу.

- Четвертое задание. Каждой команде я дам карточки с "испорченными" пословицами и поговорками. Ваша задача исправить ошибки. Затем команды поочереди зачитывают изначальный вариант противоположной группе и проверяют их ответ.

Выполнение задания.

Выполнение задания.

Выполнение задания. Проверка.

Приложение 1.

Слайд 7

Приложение2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Слайд 8-11(задания, если останется время)

6. Закрепление основного содержания внеурочного занятия.

Сейчас я предлагаю вам сочинить синквейн по нашей теме.

Вспомните, что такое синквейн?

Повторим правила составления синквейна.

Первая группа сочиняет синквейн к слову "поговорка", а вторая - к слову "пословица".

Синквейн - это творческая работа, которая имеет кроткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Составляют синквейны.

Слайд 12

Слайд 13

Примерные ответы (Приложение 5)

7. Итоги внеурочного занятия. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

В следующий раз вам самим предстоит побывать в роли собирателей устного народного творчества и попробовать создать свою книгу-сборник изученных вами малых жанров.

Я надеюсь, что каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А на какую, вы решите самостоятельно. Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на нашем занятии и прикрепите его на лесенку. Если все было понятно и все понравилось - прикрепите себя повыше, если нет - пониже.

Мы узнали, что были люди - собиратели устного народного творчества, которые составляли книги. Например, Владимир Даль.

Слайд 14

Приложение 1.

1 группа. Подчеркните только пословицы.

Одного поля ягоды.

Язык без костей.

Жизнь дана на добрые дела.

Один, как перст.

Слезами горю не поможешь.

Как снег на голову.

Друг познается в беде.

Голодный, как волк.

2 группа. Подчеркните только поговорки.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Одного поля ягоды.

Язык без костей.

Жизнь дана на добрые дела.

Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.

Один, как перст.

Слезами горю не поможешь.

Как снег на голову.

Друг познается в беде.

Голодный, как волк.

Приложение 2.

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2 . Тише едешь - дальше будешь.

Приложение 3.

1. Любишь кататься, люби и саночки возить.

2. Делу время, потехе час.

Приложение 4.

1.

Аппетит проходит во время еды.

Город не тетка.

Машу маслом не испортишь.

Своя ноша не тонет.

Соловья башнями не кормят.

2. Прочитай пословицы и поговорки, исправь ошибки.

Готовь сени летом, а телегу зимой.

Не в свои бани не садись.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плавало.

На безрыбье и бак - рыба.

Полк в овечьей шкуре.

Приложение 5.

1 группа.

Поговорка.

Меткая, шутливая.

Выражает, обозначает, передает.

Поговорка - краткое выражение, не составляющее законченного высказывания.

Суждение.

2 группа.

Пословица.

Мудрая, меткая.

Учит, наставляет, бережет.

Пословица - лаконичное высказывание, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Мудрость (помощница)

Анализ занятия по внеурочной деятельности "Русские пословицы и поговорки " в 4А классе

Количество учащихся:

По списку -

Фактически -

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Название программы, в рамках которой проводится занятие: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Место занятия в рамках раздела программы: третье занятие в разделе "Пословицы и поговорки", на которое отводится 4 часа.

Занятие аудиторное. Расстановка мебели не стандартная, а пригодная для удобной работы детей в группах.

На первых занятиях раздела была проведена объемная работа отдельно над пословицами и поговорками, то есть учащимся были даны социально значимые знания по данной теме.

На данном занятии мы повторили знания, полученные детьми ранее, и перешли ко второму уровню результативности - воспитанию базовых ценностей. В данном случае ценность - это устное народное творчество, донесенное до нас составителями книг-сборников малых жанров, таким, например, как Владимир Даль.

Раскрывая основное содержание внеурочного занятия были использованы разные виды деятельности для более заинтересованной, активной работы детей: мини-дискуссия, театрализация, художественное творчество, исследовательская работа, творческая работа.

Реализуя эти виды работы, я достигла главной цели занятия - сформировала у детей ценностное отношение к пословицам и поговоркам.

Для формирования следующего уровня результативности - формирования социального опыта - планируется провести занятие в форме творческой мастерской, где детям будет предложено задание самим побывать в роли собирателей русских пословиц и поговорок и создать свою книгу-сборник.

Внеклассное занятие по литературному чтению

«Праздник пословиц и поговорок»

Цель:

развивать познавательную активность детей; обобщить знания, полученные на уроках чтения; воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.

Подготовительная работа: участники праздника учили пословицы дома.

I .Вступление «Это интересно»

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас удивительный праздник - «Праздник пословиц и поговорок»

В природе всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти мысли переходят от одного поколения к другому. Так передаются сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки.

Ещё в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего

ценились в разговоре краткость и ясность, т.е. лаконизм. Само слово лаконизм произошло от названия области Древней Греции – Лаконии, жители которой,

спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи.

Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

II . О пословицах

Учитель

Своей краткостью, удивительным лаконизмом, выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы и поговорки.

Что же такое пословица?

Говорят ученики по – одному ( везде, где символы)

    Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

    Пословица, пожалуй, самый мудрый фольклорный жанр.

    Пень не околица, глупая речь не пословица.

    Мудрость эта заключена в краткой лаконичной форме.

    Эта притча короче носа птичья.

Народные пословицы – это не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения – басня, сказка, комедия. В самом деле – чем не басня:

    Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву.

    Звал волк овцу в кумы – не пошла.

А разве пословицы не похожи на сказку?

    Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину – заплакал.

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, с природой. Она всё знает и обо всём имеет своё собственное мнение.

    Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно.

    Не имеешь счастья с утра, не найдёшь и вечером.

    С твоим умом только в горохе сидеть.

Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку

Выходят два ученика – отнимают книгу друг у друга. Третий подходит, спрашивает:

Кто из вас грамотный?

Никто, оба безграмотные.

    К этой сценке подойдёт пословица «Два плешивых за гребень дерутся».

Один человек много про себя рассказывал и получилась пословица

    Кто бы дятла не знал, кабы носом не стучал.

Едко высмеивают пословицы и поговорки лень и ленивых людей.

Инсценирование пословиц

(выходят два «старика» в русских национальных костюмах, садятся на скамейку и ведут беседу)

    Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

    Ленивый одну работу два раза делает.

    Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

    Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята.

    У Федорки одни отговорки.

    Один пашет, а семеро руками машут.

    Лентяй сидя спит, лёжа работает.

    У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

    Если лошадь ленива, ей тяжела и грива.

    Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму-разуму. Пословицы живут и сегодня в разговоре, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.

III . Конкурс красноречия

Послушайте, как состязаются команды в красноречии с помощью пословиц.

Одна команда говорит свою пословицу – другая команда отвечает пословицей.

Кто назовёт пословицу последней, тот и победил. Готовы? Начали!

Бейся и на победу надейся.

Не копьём побеждают, а умом.

Опасение – половина спасения.

Берегись бед, пока их нет.

Осторожность – мать безопасности.

Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт.

Это только цветочки, ягодки впереди.

Хвастать - не косить, спина не болит.

Глаза боятся – руки делают.

Выше головы не прыгнешь.

IV . Конкурс «Расскажи пословицу жестами»

Ну, а теперь попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Каждая команда получает пословицу, вам даётся на подготовку 3 мин. В этом конкурсе нужна сообразительность, смекалка, артистизм. Все хотят увидеть, на что вы способны. Поддержим участников аплодисментами.

Итак, готовы? Одна команда показывает пословицу, другая отгадывает и называет пословицу.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Очень хорошо справились с заданием участники …. команды. Молодцы!

V . Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Праздник продолжается. Игру начинает команда, которая победила в предыдущем конкурсе. Команда говорит часть пословицы или поговорки, другая команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!

Не спеши языком …. спеши делом.

Что посеешь …то и пожнёшь.

Сам пропадай, а …. товарища выручай.

С кем поведёшься , …. от того и наберёшься.

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело … гуляй смело.

В гостях хорошо, ……а дома лучше.

Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж.

С кем поведёшься …… от того и наберёшься.

Готовь сани летом, …..а телегу зимой.

Как аукнется, ….. так и откликнется.

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Сколько волка не корми , …… а он всё равно в лес смотрит.

VI . Вопросы для зрителей

Теперь ответьте на мои вопросы.

    Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую)

    Какая книга – лучший друг? (умная)

    Какой зверь далеко бежит? (трусливый)

    Какое слово, что весенний день? (ласковое)

    За какую спину не спрячешься? (чужую)

VII . Назови пословицу по предметам

Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!

ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)

КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)

ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)

ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)

ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)

КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)

ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)

VIII . «Подбери пословицу к тексту»

Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит . «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.» (Поспешишь – людей насмешишь.)

IX .Конкурс «Замени пословицу»

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица. Предлагаю вам к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1 .Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2 . Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3 . У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык мой - враг мой.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6 . Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

X . Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

    Ум хорошо, а два лучше.

    У семи нянек дитя без глазу.

    Старый друг лучше новых двух.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    Семеро одного не ждут.

    Один за всех и все за одного.

    Обещанного три года ждут.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    За о дного битого двух небитых дают.

    Двум смертям не бывать, а одной не миновать

XI .Подведение итогов

Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека.

Говорят дети :

    Рождает зверя зверь, рождает птица птицу. От доброго добро, от злого зло родится.

    Когда нам ясно: человек – подлец. Не всё ль равно, кто у него отец.

    Хоть и открыты двери в дом, но погоди. Сначала постучи и лишь потом входи.

    Слишком хитроумная лисица попадёт в ловушку – дохитрится.

    Не делай зло, не то на зло нарвёшься. Не рой другому яму – сам попадёшься.

Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Творческий проект
«
Пословицы и поговорки »

3 «Б» класс

(руководитель Левченко З.Н.)

с. Головчино

Тема внеурочного занятия: « Пословицы и поговорки»

Цели:

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Ход занятия:

этапа

Содержание этапа

Продолжительность

Организация работы : эмоциональный настрой

Делу время – потехе час.- Как это понимать?

1 мин.

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

Группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

Группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

Группа 3 – найти пословицы народов мира;

Группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения заданий.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

35 мин.

Ученики самостоятельно работают с информа цией ндивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала

Ученики выступают перед одноклассниками

Рефлексия

- Какая пословица подходит к нашему сегодняшнему занятию? Почему?

4 мин.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

  • Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают .)

    Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет. )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут. )

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Ко рова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

2. Собери части пословицы.

сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

Цель:

  • обобщение знания детей о пословицах и поговорках;
  • расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры;
  • формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Первый конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс: вспомнить пословицы о труде.

Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не выловить и рыбку из пруда. И другие.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Четвёртый конкурс: на карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой окончание. Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить пословицы по-новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Предложенные пословицы.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

Шестой конкурс: вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Ленивый одну работу два раза делает.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Девка красива, да прясть ленива.

Голова завита, да делом не занята.

У Федорки всегда отговорки.

Один машет, а семеро руками машут.

Лентяй сидя спит, лёжа работает.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

Лучшие статьи по теме