Медицинский сайт
  • Главная
  • Болезни
  • В чесменском бою русской эскадрой командовал. Чесменское морское сражение (1770 год). Сражение в Чесменской бухте

В чесменском бою русской эскадрой командовал. Чесменское морское сражение (1770 год). Сражение в Чесменской бухте

Во время русско-турецкой войны русский флот разбил турецкий флот в Чесменской бухте. Чесменское морское сражение состоялось 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года. Оно вошло в историю как одно из лучших морских сражений XVIII столетия.
Как все начиналось
Шла русско-турецкая война. 1768 год — Россией было отправлено несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, для отвлечения внимания турок от азовской флотилии (которая состояла тогда всего лишь из 6-ти линейных кораблей) — так называемая Первая архипелагская экспедиция.
Две эскадры русских (под началом адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона, объединенные под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили неприятельский флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Силы сторон. Расстановка
Турецкий флот, под командованием Ибрагима-паши, имел двойное численное преимущество, перед русским флотом.
Русский флот: 9 линейных кораблей; 3 фрегата; 1 бомбардирский корабль; 17-19 вспомогательных судов; 6500 человек. Общее вооружение 740 орудий.
Турецкий флот: 16 линейных кораблей; 6 фрегатов; 6 шебек; 13 галер; 32 малых судна; 15000 человек. Общее число орудий более 1400.
Турки выстроили свои корабли в две дугообразные линии. В первой линии было 10 линейных кораблей, во второй — 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Малые суда располагались за второй линией. Расстановка флота было чрезвычайно тесной, полностью могли воспользоваться своей артиллерией только корабли первой линии. Хотя имеются разные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет.

План сражения
Адмиралом Г. Спиридовым был предложен следующий план атаки. Линейные корабли, выстроенные в строй кильватера, воспользовавшись наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к турецким кораблям и нанести удар по авангарду и части центра первой линии. После уничтожения судов первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. Таким образом, план предложенной адмиралом, основывался на принципах, которые не имели ничего общего с линейной тактикой западноевропейских флотов.
Вместо того что бы равномерно распределить силы по всей линии Спиридов предложил сосредоточить все корабли русской эскадры против части неприятельских сил. Это давало возможность русским уравнять свои силы с численно превосходящим флотом турок на направлении главного удара. Вместе с этим реализация этого плана была связана с известным риском, все дело в том, что при подходе на противника под прямым углом головной корабль русских до выхода на дистанцию артиллерийского залпа попадал под продольный огонь всей линии турецкого флота. Но Спиридов, учитывая высокую подготовку русских и слабую выучку турок, считал, что турецкому флоту не удастся причинить серьезного вреда русской эскадре в момент ее сближения.

Ход сражения
Битва в Хиосском проливе
24 июня, утро — русский флот вошел в Хиосский пролив. Головным шел корабль «Европа», за ним — «Евстафий», на котором находился флаг командующего авангардом адмирала Спиридова. Примерно в 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее намеченным планом атаки под всеми парусами подошла к южному краю турецкой линии, а потом, развернувшись, начал занимать позиции против турецких кораблей.
Для быстрейшего выхода на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русский флот шел в сомкнутом строю.
Турецкие корабли открыли огонь около 11:30 , с дистанции 3 кабельтова (560 м), российский флот не отвечали, пока не приблизился к туркам для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00 и, развернувшись влево, произвел мощный залп из всех орудий по заранее намеченным целям.
Несколько турецких кораблей были серьезно повреждены. Повреждения в рангоуте и парусах были получены и русскими кораблями «Европа», «Св. Евстафий», «Три Иерарха», то есть кораблями входившими в состав авангарда и первыми начавшими бой. После авангарда в битву вступили и корабли центра. Бой начал принимать чрезвычайно напряженный характер. В особенности сильным ударам подвергались флагманские корабли неприятеля. С одним из них, флагманом османского флота «Бурдж-у-Зафер», бой вел «Св. Евстафий». Русское судно причинило турецкому ряд серьезных повреждений, а потом пошло на абордаж.
В рукопашном бою на палубе турецкого корабля русские моряки проявили мужество и героизм. Ожесточенный абордажный бой на палубе «Бурдж-у-Зафера» закончился победой русских. В скором времени после захвата флагманского корабля турок на нем возник пожар. После того, как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафия», тот взорвался. Спустя 10—15 мин. взорвался и турецкий флагман.
Адмирал Спиридов перед взрывом успел покинуть горящее судно и перейти на другое. Гибель флагманского корабля «Бурдж-у-Зафера» окончательно нарушило управление турецким флотом. В 13 часов турки, не выдерживая атаки русских и боясь распространения пожара на другие корабли, поспешно стали рубить якорные канаты и отходить в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где были заблокированы русской эскадрой.
В результате первого этапа битвы, продолжавшейся около 2-х часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны; инициатива полностью перешла к русским.

Сражение в Чесменской бухте
25 июня — на военном совете у графа Орлова был принят план Спиридова, заключавшийся в уничтожении неприятельских судов в собственной базе. Учитывая скученность турецких кораблей, которая исключала для них возможность маневра, Спиридов предложил уничтожить вражеский флот комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров, при этом основной удар должна была нанести артиллерия.
Для атаки неприятеля 25 июня были оборудованы 4 брандера и создан специальный отряд под началом младшего флагмана С. К. Грейга в составе 4-х линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». План атаки, разработанный Спиридовым, был таким: корабли, выделенные для атаки, воспользовавшись темнотой, должны были в ночь на 26 июня скрытно подойти к неприятелю на дистанцию 2-3 каб. и, став на якорь, открыть внезапный огонь: линейные корабли и бомбардирский корабль «Гром» — по кораблям, фрегаты — по береговой батарее турок.
Закончив все приготовления к бою, в полночь, по сигналу флагмана корабли, назначенные для атаки, снялись с якоря и направились в указанные для них места. Подойдя на дистанцию двух кабельтовых, корабли русской эскадры заняли места по установленной для них диспозиции и открыли огонь по турецкому флоту и береговым батареям. «Гром» и некоторые линейные корабли вели огонь главным образом брандскугелями. За линейными кораблями и фрегатами в ожидании атаки были развернуты четыре брандера.
В начале второго часа на одном из турецких судов от попавшего брандскугеля возник пожар, который быстро охватил весь корабль и стал перебрасываться на соседние корабли противника. Турки пришли в замешательство и ослабили свой огонь. Это создавало благоприятные условий для атаки брандеров. В 1 ч 15 мин четыре брандера под прикрытием огня линейных кораблей стали двигаться на противника. Каждому из брандеров был отведен определенный корабль, с которым ему следовало завязать бой.
Три брандера по разным причинам не смогли достичь поставленной цели, и только один под командованием лейтенанта Ильина выполнил задание. Под неприятельским огнем он подошел к 84-х пушечному турецкому судну и поджег его. Экипаж брандера вместе с лейтенантом Ильиным сел в шлюпки и покинул горящий брандер. В скором времени турецкий корабль взорвался. Тысячи горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все турецкие корабли.
В это время бухта представляла из себя огромный пылающий факел. Неприятельские корабли один за другим взрывались и взлетали на воздух. В четыре час, русские корабли прекратили огонь. К тому времени почти весь флот противника был уничтожен.

Последствия
После этого сражения русский флот смог нанести серьезные нарушения коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. В результате это сыграло важную роль во время подписания мирного Кючук-Кайнарджийского соглашения.
По указу Екатерины 2, для прославления победы в Большом Петергофском дворце был создан памятный Чесменский зал (1774-1777 гг.), воздвигли 2 монумента в честь этого события: Чесменская пилястра в Царском Селе (1778 г.) и Чесменский памятник в Гатчине (1775 г.), а также построены Чесменский дворец (1774-1777 гг.) и Чесменский храм святого Иоанна Предтечи (1777-1780 гг.) в Санкт-Петербурге. Чесменское сражение 1770 г. было увековечено в отлитых золотых и серебряных медалях, изготовленных по велению императрицы. Граф Орлов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии Чесменский; адмирал Спиридов получил высший орден Российской империи — Св. Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, дававший ему право на потомственное русское дворянство.
Чесменское сражение представляет из себя ярчайший пример уничтожения вражеского флота в расположении его базы. Победа русского флота над вдвое превосходящими силами неприятеля была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапной ночной атаки и неожиданному для противника применению брандеров и зажигательных снарядов, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качествам личного состава и флотоводческому искусству адмирала Спиридова, который смело отказался от шаблонно-линейной тактики, господствовавшей в ту эпоху на западноевропейских флотах. По инициативе Спиридова были применены такие приемы боя, как сосредоточение всех сил флота против части сил неприятеля и ведение боя на предельно коротких дистанциях.

Чесменское сражение (тур. Cesme Deniz Savasi) - морское сражение 5- 7 июля 1770 г возле и в Чесменской (тур. Cesme) бухте между российским и турецким флотами.
Предыстория
После начала русско-турецкой войны в 1768 г. Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турков от черноморского флота.
Две российских эскадры (под командованием адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона), объединенные под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Российский флот включал в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирского корабля Гром, 17-19 вспомогательных судов и транспортов.
Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-х пушечный Реал Мустафа и 60-ти пушечный Родос, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судна. Корабли были построены в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно. Существуют различные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет. Фрегаты, шебеки и другие малые суда находились позади. Флотом командовал капудан-паша Хасан-бей.
5 июля, бой в Хиосском проливе
После согласования плана действий российский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкий линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:45, российский - в 12:00. Маневр не удался трем российским кораблям - Европа проскочил свое место и был вынужден развернуться и встать позади Ростислава, Три Святителя обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблем Три Иерарха, а Св. Януарий был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.
Св. Евстафий под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры Реал Мустафа под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. После того, как горящая грот-мачта Реал Мустафы упала на Св. Евстафий, тот взорвался. Через 10-15 минут взорвался и Реал Мустафа. Адмирал Спиридов и брат командующего Федор Орлов покинули судно ещё до взрыва. Также спасся и капитан Св. Евстафия Круз (англ. Kruse). Спиридов продолжил командование с корабля Три Святителя.
К 14.00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.
6-7 июля, бой в Чесменской бухте
В Чесменской бухте турецкие корабли образовали две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные суда заняли позицию между этими линиями и берегом.
В течение дня 6 июля российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.
В 17:00 6 июля бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 - Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры.
«Европа», «Ростислав» и подошедший «Не тронь меня» образовали линию с севера на юг, вступив в бой турецкими кораблями, «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону) в результате огня «Грома» и/или «Не тронь меня» один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте.
После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблем. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.
Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывезти удалось только одно из них - 60-пушечный «Родос». С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-ом часу - одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершен.
Последствия сражения
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турков в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.
Все это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
По распоряжению Екатерины II для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1774-1777), были воздвигнуты 2 памятника этому событию: Чесменский обелиск на Гатчине (1775) и Чесменская колонна в Царском селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774-77) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777-80) в Санкт-Петербурге.
Картины Чесменского сражения были заказаны Хаккерту русским правительством. Художник писал их на основании впечатлений участников сражения графа А. Орлова, адмиралов Г.А. Спиридова, С.К. Грейга и других офицеров. На шести полотнах изображены драматические моменты первого и решающего сражения русского флота с турецким в бухте Чесма.
При написании картины сожжения турецкого флота художник сначала допустил ряд неточностей, которые объяснил тем, что ему никогда не приходилось видеть горящее судно. Чтобы предоставить ему такую возможность, по приказанию императрицы Екатерины II в Италии, на рейде порта Ливорно, был взорван один из русских кораблей. Соглашаясь предоставить художнику столь дорогую модель, русская императрица преследовала политическую цель: она вновь заставила говорить Европу о блистательной победе русского флота. Расточительность русского правительства, не пожалевшего боевого судна, поразила не одного Гете. Рядом помещена еще одна картина, на которой изображены суда победоносного русского флота, возвращающиеся из бухты Чесма, с единственным сохранившимся от всего турецкого флота кораблем «Родос». На его мачте спущен турецкий флаг и заменен русским. Русский флот салютует победителям.
В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всех находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице». Екатерина.

XVIII век стал веком постоянных столкновений между Российской и Османской империей. Интересы Петербурга и Стамбула пересекались на Балканах, в Закавказье, в Крыму и даже Польше. Для поддержки национально-освободительного движения в Греции и дестабилизации ситуации внутри Османской империи была организована Морейская экспедиция, общее руководство которой осуществлял граф Алексей Орлов.

Впервые мысль послать эскадру с Балтики к берегам Эгейского моря, поднять и поддержать восстание проживавших там православных народов против турок высказал Григорий Орлов в начале ноября 1768 г., еще до подписания манифеста об объявлении войны. Вполне вероятно, что Григорий просто озвучил идеи своего брата и донес их до Екатерины. Алексей писал Григорию о задачах подобной экспедиции и всей войны: «Если уж ехать, то ехать до Константинополя и освободить всех православных и благочестивых от ига тяжкого. И скажу так, как в грамоте государь сказал: а их неверных магометан согнать в степи песчаные на прежние их жилища. А тут опять заведется благочестие, и скажем слава Богу нашему и всемогущему».

МАНИФЕСТ ЕКАТЕРИНЫ II

19 января 1769 г. был обнародован «Манифест к славянским народам Балканского полуострова»: «Порта Оттоманская по обыкновенной злобе ко Православной Церкви нашей, видя старания, употребляемыя за веру и закон наш, который мы тщилися в Польше привести в утвержденныя трактатами древния его преимущества, кои по временам насильно у него похищены были, дыша мщением, презрев все права народныя и самую истину, за то только одно, по свойственному ей вероломству, разруша заключенный с нашею империей) вечный мир, начала несправедливейшую, ибо безо всякой законной причины, противу нас войну, и тем убедила и нас ныне употребить дарованное нам от Бога оружие…

Мы по ревности ко православному нашему христианскому закону и по сожалению к страждущим в Турецком порабощении единоверным нам народам, обитающим в помянутых выше сего областях, увещеваем всех их вообще и каждый особенно, полезными для них обстоятельствами настоящей войны воспользоваться ко свержению ига и ко приведению себя по прежнему в независимость, ополчась где и когда будет удобно, против общего всего христианства врага, и стараясь возможный вред ему причинять».

ТРУДНЫЙ ПУТЬ

6 августа 1769 года эскадра Спиридова вышла в море. И началось. 20 августа открылась течь на самом мощном корабле «Святослав» - он с трудом вернулся в Ревель. Примерно тогда же корабль «Св. Евстафий Плакида» потерял фок-мачту. По прибытии в Копенгаген 10 сентября, на кораблях имелось более 300 человек заболевших. 54 человека скончалось. Взамен было нанято 800 датских моряков. Там же, в Копенгагене, Спиридов собственным решением присоединил к эскадре 66-пушечный корабль «Ростислав», шедший из Архангельска на Балтику. В Копенгагене стояли 10 дней. Шесть дней спустя во время ночного плавания в проливе Каттегат налетел на риф пинк «Лапомник». Прочие корабли эскадры с трудом избежали его участи благодаря пушечному сигналу - однако спасти пинк, сняв его с рифа, не смогли. 6 октября эскадра встала на рейде английского порта Гулль. Здесь пришлось оставить для ремонта корабль «Три Святителя», пинк «Венера» и бомбардирский корабль «Гром». Количество больных тогда превысило 700 человек. Подгоняемый из Петербурга, Спиридов двинулся дальше - однако вывести 21 октября из Гулля он смог лишь два корабля - «Евстафий» и «Северный Орел», - причем на последнем две недели спустя открылась сильная течь, и он вернулся в Портсмут. Итого, 17 ноября 1769 года к Гибралтару изо всей русской эскадры подошел один «Евстафий».

В общем, к Рождеству в порту Магон на Балеарских островах удалось собрать семь вымпелов: четыре корабля, фрегат и два пинка. Еще один корабль, «Ростислав», в конце января потерял во время шторма две мачты и смог присоединиться к эскадре уже в марте.

И уже в последний день февраля 1770 года то, что осталось от русской эскадры, прибыло к берегам Греции - туда, где предполагалось начать боевые действия. Забавно, что турецкий флот упустил шанс уничтожить русские корабли поодиночке - им просто в голову не пришло, что русские могут появиться с этой стороны.

Первые операции русского флота были десантными, причем основной массой десантников были греческие повстанцы… Среди Пелопонесских операций значится захват сильной крепости Наварин - в бухте которой через 57 лет, в 1827 году соединенный англо-франко-русский флот сожжет в очередной раз флот турецко-египетский. Тогда же, в 1770-м, при Наварине отличился брат деда А.С. Пушкина - бригадир артиллерии И. А. Ганнибал, старший сын «арапа Петра Великого».

Одновременно к эскадре Орлова-Спиридова прибыло подкрепление: в начале мая к берегам Пелопоннеса подошла т.н. 2-я Архипелагская эскадра в составе четырех кораблей и двух фрегатов под командованием отчаянного контр-адмирала Д. Эльфинстона. Это подкрепление проделало путь, во всей своей специфике аналогичный пути своих предшественников - дорогой был потерян вышедший из Кронштадта корабль «Тверь», а также подобранный в Портсмуте корабль «Северный Орел», отставший еще от эскадры Спиридова. Там же, в Англии, был взамен приобретен фрегат местной постройки и нанято некоторое количество моряков.

СИЛЫ СТОРОН

В состав русской эскадры входило 9 линейных кораблей различной вооруженности, бомбардирский корабль, 3 фрегата и несколько малых судов, игравший вспомогательные роли. Общее число экипажей составляло около 6500 человек. Фактическим руководителем операции стал адмирал Григорий Спиридов.

Турецкий флот капудан-пашей Ибрагима Хусаеддина, Хасан-паши и Кафер-бея был куда более внушительным: 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 19 галер и шебек и 32 вспомогательных судна с 15 000 человек на борту. Однако турецкие матросы существенно уступали русским морякам в выучке.

БЫЛЪ

Первоначально бой начался в Хиосском заливе, но турки после первых столкновений приняли решение отступить в Чесменскую бухту, где против русских кораблей могла быть использована береговая артиллерия.

Русские флотоводцы намеревались вступить в ближний бой с возможными абордажными схватками. Было понятно, что долгой пушечной дуэли на больших дистанциях им не выдержать - настолько велико было преимущество неприятеля.

Турки напротив, были расположены встретить балтийскую эскадру правильным орудийным боем и, в случае неудачи, отойти в Чесменскую бухту под прикрытие многочисленной береговой артиллерии.

Первые аккорды были сыграны в Хиосском проливе 5 июля 1770 г. Русские корабли атаковали южную оконечность вражеского строя. Начало столкновения было неудачным для русских моряков из-за того, что головные корабли не смогли синхронно выполнить маневр сближения, разрушив боевой порядок. Однако адмирал Спиридов смело бросил свой флагман «Св. Ефстафий» против «Реал Мустафы» - турецкого флагмана. Пока «Ефстафий» прорывался на «пистолетную дистанцию» на нем начался пожар от многочисленных попаданий. Но остановить движение корабля было невозможно. Два корабля сцепились бортами, и начался абордаж. Огонь перекинулся на «Реал Мустафу» и через некоторое время оба корабля взорвались. Деморализованные турки отошли в Чесменскую бухту. Подобную тактику применит адмирал Г. Нельсон в 1805 году входе Трафальгарской битвы, хотя её изобретателем нужно считать адмирала Спиридова.

5 июля балтийская эскадра обстреливала бухту. При этом, были подготовлены 4 брандера (специальные суда, которые использовались для диверсий) из малых судов. Вечером 6 июля бомбардирский корабль гром встал на рейде бухты и завязал перестрелку с турками. Его поддержали линейные корабли «Европа» и «Ростислав». Стрельба должна была иметь психологический характер и отвлечь турок внимание турок от брандеров. Первые три брандера не смогли выполнить поставленной задачи - один из них сел на мель и затонул из-за этого, со второго брандера дезертировала команда, третий брандер под командованием кн. Гагарина был подожжён слишком рано и не смог нанести урона турецкому флоту. Однако брандер под командованием лейтенанта Ильина успешно достиг расположения турецкого флота и поджёг линейный корабль. Взрыв порохового погреба на корабле произвёл гигантские разрушения: горящие обломки летели в другие корабли, разнося огонь. В завершении боя русские были вынуждены прекратить стрельбу и заниматься спасением выживших турок. К 8 утра 7 июля все было кончено.

Османская империя разом лишилась большей части флота. Погибло 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 линейный корабль и 5 галер были захвачены. Эта блестящая победа стала настоящей школой русского морского боя, мощь которого еще предстояло узнать. В память об этой битве для русских моряков была отчеканена памятная медаль, на которой изображалась одна из сцен гибели турецкого флота. Кроме места и даты битвы на медали было всего одно слово - «Былъ», имелось в виду «был турецкий флот, а нет теперь».

ТУРЕЦКИЙ ИСТОРИОГРАФ

После сего Флот Оттоманский вошел в порт Чесменский, куда при были также корабли неприятельские и снова сражение началось. От ударов пушек поверхность моря запылала. Корабли неприятельские, в продолжении всего морского сражения, находились под парусами, дабы оградить себя от опасности и погибели в семь порте. Вступление Капитана-Паши в порт Чесменский, судя по очевидности дела, предпринято было по власти судьбы.

Между тем, как Капитан-Паша употреблял все усилия, чтобы отразить неприятелей, сии последние отправили несколько брандеров, наполненных нефтью и другими горючими веществами, против нашего Флота. Некоторые из наших кораблей им удалось зажечь; а другие, поспешая к ним на помощь и соединяясь с ними, также объяты были пламенем и сгорели. Это случилось вовремя ночи 14-го числа, месяца Реби-ели-еввель в 1184 году от Геджиры.

Войска, находившиеся на других кораблях, рассеялись без сражения по берегам Смирны и другим местам. Капитань-Паша и Джезайрлю-Хасан Бей были ранены. Али, правитель корабля и другие офицеры, желая спасти себя вплавь, погибли в волнах моря.

ДОКЛАД СПИРИДОВА

Спиридов докладывал в Петербург в Адмиралтейств-коллегию ее Президенту графу Чернышову:

«Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во всем Архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни господствующи».

Г.А. Спиридов в проекте «100 великих полководцев»

ПИСЬМО ОРЛОВА

Чувства, вызванные Чесменской победой, А.Г. Орлов ярко выразил в письме брату:

«Государь, братец, здравствуй! Скажу тебе немного о нашем плавании: Морею принуждены были оставить, зажегши везде огонь; со флотом за неприятелем пошли, до него дошли, к нему подошли, схватились, сразились, разбили, победили, поломали, потопили и в пепел обратили».

А.Г. Орлов в проекте «100 великих полководцев»


Сегодня исполняется 245 лет со Дня победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении в 1770 году.

И. К. Айвазовский. Чесменское сражение

Чесменское сражение (тур. Cesme Deniz Savasi) - морское сражение 5- 7 июля 1770 г. возле и в Чесменской (тур. Cesme) бухте между российским и турецким флотами.

После начала русско-турецкой войны в 1768 г. Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турков от черноморского флота.
Две российских эскадры (под командованием адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона), объединенные под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).

Адмирал Григорий Андреевич Спиридов

Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский

Российский флот включал в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирского корабля Гром, 17-19 вспомогательных судов и транспортов.
Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-х пушечный Реал Мустафа и 60-ти пушечный Родос, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судна. Корабли были построены в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно. Существуют различные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет. Фрегаты, шебеки и другие малые суда находились позади. Флотом командовал капудан-паша Хасан-бей.

После согласования плана действий российский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкий линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:45, российский - в 12:00. Маневр не удался трем российским кораблям - Европа проскочил свое место и был вынужден развернуться и встать позади Ростислава, Три Святителя обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблем Три Иерарха, а Св. Януарий был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.

И. К. Айвазовский Бой в Хиосском проливе

Св. Евстафий под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры Реал Мустафа под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. После того, как горящая грот-мачта Реал Мустафы упала на Св. Евстафий, тот взорвался. Через 10-15 минут взорвался и Реал Мустафа. Адмирал Спиридов и брат командующего Федор Орлов покинули судно ещё до взрыва. Также спасся и капитан Св. Евстафия Круз (англ. Kruse). Спиридов продолжил командование с корабля Три Святителя.
К 14.00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.

В Чесменской бухте турецкие корабли образовали две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные суда заняли позицию между этими линиями и берегом.
В течение дня 6 июля российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.
В 17:00 6 июля бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 - Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры.
«Европа», «Ростислав» и подошедший «Не тронь меня» образовали линию с севера на юг, вступив в бой турецкими кораблями, «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону) в результате огня «Грома» и/или «Не тронь меня» один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте.


Якоб Филипп Хаккерт Битва при Чесме

После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один, под командованием Маккензи, сцепился с уже горевшим кораблем, а другой, под командованием лейтенанта Д. Ильина, сцепился с 84-пушечным линейным кораблем. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

И. К. Айвазовский Чесменский бой

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывезти удалось только одно из них - 60-пушечный «Родос». С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-ом часу - одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершен.

Последствия сражения

После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турков в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.
Все это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
По распоряжению Екатерины II для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1774-1777), были воздвигнуты 2 памятника этому событию: Чесменский обелиск в Гатчине (1775) и Чесменская колонна в Царском селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774-77) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777-80) в Санкт-Петербурге.


Чесменский обелиск в Гатчине


Чесменская колонна в Царском селе


Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи

Картины Чесменского сражения были заказаны Хаккерту русским правительством. Художник писал их на основании впечатлений участников сражения графа А. Орлова, адмиралов Г.А. Спиридова, С.К. Грейга и других офицеров. На шести полотнах изображены драматические моменты первого и решающего сражения русского флота с турецким в бухте Чесма.


Якоб Филипп Хаккерт Чесменское сражение

При написании картины сожжения турецкого флота художник сначала допустил ряд неточностей, которые объяснил тем, что ему никогда не приходилось видеть горящее судно. Чтобы предоставить ему такую возможность, по приказанию императрицы Екатерины II в Италии, на рейде порта Ливорно, был взорван один из русских кораблей. Соглашаясь предоставить художнику столь дорогую модель, русская императрица преследовала политическую цель: она вновь заставила говорить Европу о блистательной победе русского флота. Расточительность русского правительства, не пожалевшего боевого судна, поразила не одного Гете. Рядом помещена еще одна картина, на которой изображены суда победоносного русского флота, возвращающиеся из бухты Чесма, с единственным сохранившимся от всего турецкого флота кораблем «Родос». На его мачте спущен турецкий флаг и заменен русским. Русский флот салютует победителям.

В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всех находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице». Екатерина.

Серебряная медаль «в память сожжения при Чесме турецкого флота» (реверс)

В наше время в честь победы в Чесменском сражении выпущены несколько жетонов и монет.


Жетон. 300 лет российского военно-морского флота. Чесменское сражение 1770г.


300-летие Российского флота (Чесменское сражение) (25 рублей)


Юбилейная платиновая монета (150 рублей)

Чесменское сражение 1770 г. - морское сражение в Эгейском море у западного побережья Турции между русскими и турецкими флотами. Является одним из крупнейших сражений эпохи парусного флота. Оно делится на два этапа: первый этап - бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля); второй -уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля).

В конце июня 1770 г. объединенная русская эскадра обнаружила турецкий флот на рейде Чесменской бухты. В ее составе было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий. Турецкий флот, которым командовал капудан-паша Ибрагим Хусамеддин-паша, насчитывал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Таким образом, неприятельский флот имел двойное численное превосходство в силах.

Турецкие корабли были построены в две дугообразные линии. В первой находилось 10 линейных кораблей, во второй - 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией. Построение флота было чрезвычайно тесным, полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии.

После уничтожения кораблей первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. В этом проявилось новаторство Спиридова как флотоводца, нарушившего правила линейной тактики, согласно которой требовалось вначале выстроить линию, параллельную противнику. Такое построение было связано с риском, т.к. русские, сближаясь с противником, подвергались продольному огню артиллерии турецких кораблей. Расчет Спиридова был построен на быстроте сближения.

Утром 24 июня (5 июля) русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего Алексея Орлова, находившегося на линейном корабле «Три Иерарха», построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль «Европа», за ним - «Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Около 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее разработанным планом атаки повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли шли в сомкнутом строю.


Бой в Хиосском проливе. Фрагмент. Художник П.-Ж. Волэр

Около полудня турецкие корабли открыли огонь по русским кораблям. Спиридов приказал атаковать флагманский корабль турок «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя команд «Евстафия» и «Реал-Мустафы» турецкий корабль загорелся, пламя перекинулось на русский корабль, и оба они взорвались. Адмирал Спиридов успел до взрыва покинуть «Евстафий». С гибелью турецкого флагманского корабля управление неприятельским флотом было нарушено. Вот что за-писано в журнале флагманского корабля «Три иерар-ха»: «Проходя мы близко неприятельского флота, ста-ли палить по нем из пушек с ядрами, что происходило и с прочих нашего флота кораблей; и оное сражение происходило до исхода 2 часа, а в исходе 2 часа весь турецкий флот снялся с якоря и пошел в местечко Чесма, и стал там на якорь. В 2 часа поворотили мы через оверштаг». Под сильным артиллерийским огнем кораблей эскадры Спиридова турецкий флот в беспорядке отступил в Чесменскую бухту. Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны, а инициатива полностью перешла к русским.


Схема морского сражения в Чесменском заливе. 6/7 июля 1770 г.

В сражении русские матросы проявили исключительный героизм и мужество. Так, например, во время абордажного боя «Евстафия» и «Реал-Мустафы» один из матросов хотел захватить турецкий флаг, но ему при этом прострелило руку, когда же он протянул другую руку, то ему была нанесена рана клинком. Тогда он, вцепился зубами в полотнище флага.

На следующий день был созван военный совет под предсе-дательством главнокомандующего А.Г. Орлова, в кото-ром участвовали Г.А. Спиридов, С.К. Грейг, Д. Эльфинстон, Ю.В. Долгоруков, И.А. Ганнибал и другие командиры. Орловым и Спиридовым было решено, ис-пользуя ночной бриз, дувший с моря на берег, сжечь турецкий флот в Чесменской бухте. В воспо-минаниях Г. А. Спиридова об этом сказано так: «Итак, не мешкая нисколько, согласно с графом Алексеем Григорьевичем, так и с другими флагманами, с которы-ми со всеми и всегда согласно действовал, дал диспо-зицию для сожжения всего турецкого флота» . Был создан специальный отряд под командованием младшего флагмана С.К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». Орлов приказал Грейгу немедленно направить «Гром» к Чесменской бухте и, пока турки находились в замешательстве, не-прерывно метать бомбы в турецкие кораб-ли, что и было исполнено . Одновре-менно начали готовить четыре брандера .


Эпизод морского боя. Художник Якоб Филипп Гелерт. Картина написана художником в 1771 году как часть общей работы, посвященной Чесменскому сражению

В ночь на 26 июня (7 июля) отряд Грейга вошел в бухту. Линейные корабли «Европа», «Ростислав» и «Не тронь меня», образовали линию с севера на юг, вступили в бой c турецкими кораблями. 66-пушечный «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу. Вскоре взорвался первый турецкий корабль. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте. После взрыва второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели и только один под командованием лейтенанта Д.С. Ильина выполнил поставленную задачу. Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег его. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле произошел взрыв. Множество горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота.

К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов; лишь один линейный корабль «Родос» с 5 галерами захвачен в плен; погибло 10-11тыс. человек. Русский флот потерь в кораблях не имел; погибло 11 человек .

Участник событий князь Ю. Долгоруков писал впоследствии: «Вода смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать» .

Весть о славной победе флота Российского вскоре достигла Петербурга. Екатерина II писала графу Орлову: «Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; безпристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие, и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют, вопреки, коварства и ухищрения свои» .

Императрица щедро наградила всех отличившихся: адмирал Спиридов был пожалован орденом Св. Андрея Первозванного, граф Федор Орлов и командор Грейг получили орден Св. Георгия 2-й ст., 3-й степени ордена Св. Георгия были удостоены капитаны Федот Клокачев и Степан Хметевский, ряд офицеров, в том числе и командиры всех брандеров, получили крест ордена Св. Георгия 4-й ст.

Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море Алексей Орлов с этого момента получил почетную прибавку к фамилии - «Чесменский», а за «храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой на берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оный истребивший» он был пожалован высшей степенью ордена Св. Георгия. Кроме того, графу был присвоен чин генерал-аншефа, даровано право поднимать кайзер-флаг и внести его в герб.

Чесменский бой имел важное военно-политическое значение. Турция, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге, сосредоточив свои силы на обороне пролива Дарданелл и приморских крепостей. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сражение явилось свидетельством дальнейшего роста морского могущества России.

По распоряжению Екатерины II для прославления победы была воздвигнуты Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777—1780) в Санкт-Петербурге. В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота.

В июле 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля - Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.


Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села. Установлена в 1776 г. по проекту архитектора Антонио Ринальди.

Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории Военной академии
Генерального штаба Вооруженных сил
Российской Федерации

_________________________________________

В последующие годы в Средиземное море были направлены еще три эскадры. Эта экспедиция позднее получила название первой Архипелагской.

Капудан-паша - титул командующего флотом Османской империи.

Соколов А. Архипелагские кампании // Записки гидрографического департамента Морского министерства. 1849. Ч. 7. С. 290.

Цит. по.: Дмитриев С.С. Чесменская победа. М., 1945. С. 33.

Собственноручный журнал капитан-командора С. К. Грейга (в Чесменском походе) // Морской сборник. 1849. Т. 2. С. 805.

Брандер - небольшое судно, наполненное легковоспламеняющимися веществами и предназначавшееся для сожжения неприятельских кораблей. Он имел абордажные крючья для сцепления с кораблем противника.

Веселаго Ф. Краткая история русского флота. М., 1939. С. 99.

Цит. по: Морской сборник, 1855. № 6. С. 332.

Цит. по: Сборник императорского Русского исторического общества. Т. 1. СПб., 1867. С. 40.

Лучшие статьи по теме