Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Обучение рисованию с натуры уже является наглядным. Невозможно проводить уроки тематического и декоративного рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников.
Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда учащиеся воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, наглядность при помощи зрительной памяти помогает воспроизводить их образы. Наглядность помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. В этом случае она обусловливается особенностями развития мышления детей. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. В это время понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами.
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения - 100 000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, мы ставим принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха. Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.
В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности , который состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обучения изобразительному искусству. Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы раскрыть закономерность строения натуры, помочь детям понять процесс построения изображения, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Например, школьник уже понял, что в начале построения изображения рисунок наносится легким касанием карандаша, но на практике у него это не получается. Учитель показывает, как это делается. Другой пример. Ученик неправильно пользуется резинкой: он то сильно трет ею по бумаге, которая загрязняется от этого, и в конце концов протирает ее до дыр, то пытается стереть весь рисунок. Педагог показывает, как надо пользоваться резинкой, аккуратно убирая только лишние и неправильно намеченные линии.
Наглядные методы.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций; схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций
обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп).
Виды наглядности.
Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:
Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.
Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).
Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).
Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т. п.
Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность , когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.
Типы наглядности.
Наглядные пособия можно выделить в следующие группы:
Предметы, служащие объектами изображения на уроках изобразительного искусства. В качестве натуры могут быть использованы предметы кубической, призматической, пирамидальной, цилиндрической, конусообразной, шарообразной и комбинированной формы. Это могут быть фрукты, овощи, посуда, мебель, книги, рабочие инструменты, цветы, вазы, чучела птиц, животных.
Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения. Это могут быть проволочные модели геометрических тел, предметов быта, фигуры человека, модели геометрических тел оргстекла. Для объяснения перспективных сокращений пользуются моделями вращающихся кругов, квадратов на подставках, вертушки для раскрытия закономерностей смешения цветов.
Методические схемы, рисунки и таблицы. Поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда. Заменяя рисунок учителя на доске они способствуют экономии времени. Динамические таблицы.
Репродукции с картин, рисунков, изображения предметов, декоративно-прикладного искусства. Знакомство с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, с искусством народных умельцев.
Демонстрационные наглядные пособия (видеофильмы,CD, DVD, диафильмы, диапозитивы). Применение технических средств обучения для демонстрации видеофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах и жанрах изобразительного искусства в процессе беседы об изобразительном искусстве активизирует мысль школьников, эмоциональное отношение к материалу, и в конечном итоге повышает эффективность урока.
Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок – показ учителем хода работы над рисунком, объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения предмета.
Иначе называют дидактическими средствами . Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.
К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:
- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;
- простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;
- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);
Аудиальные средства - это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.
Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).
Тренажёры - дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры - это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.
Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.
Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…
- технические средства обучения (ТСО) ;
- учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);
- раздаточный материал - компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);
- дидактический материал - карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;
- учебно-лабораторное оборудование - оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);
- учебно-производственное оборудование - оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.
Наконец, существует ещё одна классификация, применяемая в производстве и сертификации учебного оборудования (о проверке качества и сертификации продукции см., например, на www.lidertest.ru). Она основана на общероссийской классификации продукции, в которой значатся оборудование и изделия учебного назначения . В данном разделе продукции выделяются...
- ;
- технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений ;
- оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений ;
- учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений .
В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на...
- учебные натуральные объекты : препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела;
- учебные модели, макеты и муляжи , а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам;
- печатные средства обучения : картинки, карточки, таблицы, альбомы;
- экранно-звуковые средства обучения : учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы;
- учебные приборы, аппаратуру и устройства : механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;
- прочее оборудование и изделия для школ : учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски.
Многообразие средств наглядности и видов наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа, вызывает необходимость их научной классификации. Отсутствие такой классификации неизбежно приводит к путанице понятий и к несовершенству методов использования наглядных пособий на уроках.
Мы считаем, что для полноты классификации наглядных пособий по истории одного признака по содержанию недостаточно, мы в них различаем содержание и форму, т. е. технику исполнения данного типа пособий.
Один и тот же сюжет может быть напечатан на бумаге типографским способом и использован в качестве настенного или настольного пособия (как раздаточный материал), воспроизведен фотографическим способом на стекле или на пленке в виде диапозитива или диафильма и показан учащимся с экрана, нарисован учителем на доске мелом или сделан учащимися в виде модели, показан при помощи стереоскопа (который почти не встречается в школьной практике), наконец, может быть показан в звуковом или немом кинофильме.
Наоборот, серия диапозитивов включает как памятники, так и реконструкции, исторические картины, схемы, карты, таблицы и т. п.
Мы делаем попытку классифицировать наглядные пособия по истории, которыми в настоящее время пользуется школа, по двум’признакам - по содержанию и по форме (по технике воспроизведения).
По содержанию мы различаем изобразительные и условные наглядные пособия.
К изобразительным наглядным пособиям относятся: репродукции исторических памятников и их реставрации (архитектурные, бытовые), памятники письменности, живописные миниатюры и пр.; 2) портреты исторических деятелей; 3) карикатуры как свидетельство острой классовой и политической борьбы; 4) реконструкции, т. е. картины, как художественные, так и учебные, воспроизводящие деятельность народных масс, те или другие исторические события и явления общественной жизни.
К условным наглядным пособиям мы относим графически выраженные обобщения и соотношения по времени и пространству. Здесь мы различаем: 1) карты - общие, тематические и контурные; 2) схемы - экономические, социально- политические, военно- и революционно-исторические, а также культурно-исторические, таблицы - хронологические, синхронистические и текстовые.
По форме (по технике выполнения) мы различаем печатные, экранные и самодельные наглядные пособия.
Печатные наглядные пособия: 1) настенные, приспо
собленные для работы с классом, - картины, карты и аппликации; 2) настольные - альбомы и атласы (историко-географические и культурно-исторические); 3) иллюстрации в учебнике. Последние две подгруппы объединяет общий признак - индивидуальная работа учащегося над содержанием изображения. Иллюстрация учебника - наиболее доступный вид наглядного пособия, находящийся перед глазами учащегося. Под руководством учителя учащиеся могут рассматривать и делать выводы из иллюстративного материала.
Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. Они воспроизводятся фотографическим способом и экспонируются на экране при помощи светоэлектроаппаратуры. К ним мы относим диапозитивы, диафильмы и кинофильмы.
К третьей группе относятся многочисленные самодельные наглядные пособия. Поскольку они являются результатом творческой деятельности учителя и учащихся, нельзя исчерпать всего богатства их разновидностей. Мы намечаем две основные подгруппы: 1) плоскостные самодельные пособия, к которым относятся: а) схематические рисунки, диаграммы, планы, схемы сражений и прочие рисунки учителя и учащихся на классной доске или на бумаге; б) аппликации - заранее заготовленные рисунки, которые дополняют и иллюстрируют схематические изображения на доске (аппликации могут быть самодельными, а также напечатанными типографским способом; они вводятся в
схематический рисунок в процессе рассказа); 2) объемные наглядные пособия по истории, которые также относятся к числу самодельных, так как фабричное производство их почти не налажено. К ним относятся муляжи, модели, макеты, диорамы.
Таким образом, мы видим, насколько многообразны виды наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа. Классификация наглядных пособий по двум признакам нужна для того, чтобы определить методику раскрытия сюжета, содержание данного пособия, с одной стороны, а с другой - наметить способ его экспозиции для коллективной (настенные и экранные пособия) или индивидуальной работы (иллюстрации в учебнике, атласы, альбомы, раздаточный материал).
Для того чтобы дать определение любого индивидуального пособия, мы должны найти его место в каждом из двух основных отделов нашей схемы. Так, учебная историческая картина «Продажа рабов в Древней Греции» является реконструкцией, печатным настенным изобразительным наглядным пособием, а схема «Грюнвальдская битва» - печатным условным настольным пособием, иллюстрацией в учебнике по истории СССР для VII класса М. В. Нечкиной и П. С. Лейбенгруба (с. 86), изображение дворца дожей в Венеции является репродукцией архитектурного исторического памятника в «Альбоме по истории культуры средних веков» Д. Н. Никифорова (табл. 62) - изобразительным настенным пособием, а «План феодального поместья» (учебник по истории средних веков, с. 27) - настольным условно-графическим пособием и т. д.
В дальнейшем мы будем рассматривать практические приемы работы с различными видами наглядных пособий, главным образом по раскрытию их содержания, а вопросов экспозиции будем касаться попутно, в зависимости от наличия тех или других изданий наглядных пособий, которыми располагает в настоящее время советская школа.
’Особое место в классификации средств наглядного обучения занимают исторические памятники как средства монументальной пропаганды, а также технические аудиовизуальные средства обучения (кино, радио, телевидение) как средства массовой информации. Однако их нельзя считать школьными учебными пособиями в узком смысле, так как первые предполагают внеклассную экскурсионную работу, а последние - наиболее эффективное использование средств массовой информации в педагогических целях. В этом отношении делаются лишь первые шаги научной разработки методов использования массовой информации для классной работы в школе.
Мы различаем понятия средств обучения и наглядные пособия. Первые шире вторых. В учебной школьной практике мы пользуемся главным образом наглядными пособиями, во внеклассной работе - различными средствами наглядного обучения!
Большинство графических материалов помещается в приложении к дипломной работе. Некоторые из них, лучше всего иллюстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым вы пришли, представляются государственной аттестационной комиссии на защите в виде отдельных распечаток с одновременным показом их на экране. Перечень их должен быть тщательно продуман и согласовываться с текстом вашего выступления на защите. Количество этих иллюстративных материалов должно составлять от 8 до 15.
Что же касается всех приложений, которые помещаются в дипломе, то их целесообразнее разместить непосредственно по ходу изложения, чаще всего в исследовательской части работы.
Одни и те же материалы могут быть представлены в различных вариантах, поэтому не зацикливайтесь только на одном виде таблицы, графика или диаграммы. В зависимости оттого, что именно вы хотите показать наглядно, применяйте разнообразные типы организации материалов.
Для того чтобы вам было легче сориентироваться, остановимся на кратком перечне наиболее распространенных видов графических материалов.
1. Различные виды таблиц (аналитические, структурные, комбинированные).
2. Графические схемы, чертежи.
3. Диаграммы и гистограммы (рис. 1).
Наглядно позволяют представить изменение данных на протяжении отрезка времени и очень удобны для наглядного сравнения разных величин. Временные характеристики в гистограммах располагают по горизонтали, а значения - по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.
24 5. Наглядные материалы, их виды и использование
4. Диаграммы с областями (рис. 2).
Они также подчеркивают изменения во времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.
5. Наглядные материалы, их виды и использование 25
6. Линейчатая диаграмма (рис. 4).
Позволяет сравнивать отдельные значения. На них обращается больше внимания, чем на временные изменения.
|
5. График (рис. 3).
Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений
7. Линейчатая диаграмма с накоплениями (рис. 5).
Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.
8. Круговая диаграмма (рис. 6).
Она показывает отношение размеров элементов, образующих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы целесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важный элемент.
Для облегчения работы с маленькими секторами в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем выделить этот элемент в отдельную диаграмму рядом с основной.
26 5. Наглядные материалы, их виды и использование
9. Кольцевая диаграмма (рис. 7).
Как и круговая, кольцевая диаграмма показывает соотношение частей и целого, но она может включать несколько рядов данных (каждое кольцо в диаграмме соответствует одному ряду данных).
10. Точечная диаграмма (рис. 8).
Наглядно показывает разброс данных и позволяет оценить стабильность исследуемых значений и результатов.
Таким образом, в дипломной работе целесообразно использовать разные виды наглядно-графических материалов в зависимости от их достоинств и недостатков и взаимосвязи с задачами вашей работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
6.1. Общие требования
Пояснительная записка должна быть тщательно вычитана. Её общий объем определяет ведущая кафедра в зависимости от требований, предусмотренных учебным планом к дипломной работе. Приложения в общий объем не входят. Пояснительная записка должна быть переплетена в твердую обложку.
Пояснительная записка должна быть аккуратно отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297). При печати устанавливается полуторный межстрочный интервал. Большее расстояние не рекомендуется.
Текст записки следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое поле - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм.
Шрифт должен быть четким, черного цвета средней жирности. Плотность текста должна быть везде одинаковой. При оформлении пояснительной записки на компьютере рекомендуется выбирать тип шрифта Times New Roman. Оптимальная высота шрифта 2,5 мм (12-14 п.).
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления пояснительной записки, допускается закрашивать белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста черной тушью или пастой рукописным способом буквами и цифрами, приближенными к основному тексту пояснительной записки. Число исправлений на одном листе (страницы) не должно превышать 10 % от общего объема информации на листе.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организации в переводе на язык ра-
|
28 6. Требования к оформлению
боты (русский язык) с добавлением при первом упоминании оригинального названия.
В пояснительной записке можно использовать сокращения русских слов и словосочетаний в соответствии с действующим государственным стандартом.
Текст основной части пояснительной записки делят на разделы, подразделы, пункты.
Заголовки разделов размещают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками структурных частей работы и основным текстом должно составлять 3-4 интервала.
Слова «аннотация», «содержание», «перечень условных обозначений символов, единиц и терминов», «введение», «заключение», «библиография» печатают на отдельной строке прописными буквами как заголовки соответствующих структурных частей пояснительной записки.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть в полтора раза больше межстрочного интервала (подчеркивать заголовки не допускается).
Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.
6.2. Нумерация страниц
Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля листа без отточий и дефисов. Титульный лист и задание (см. приложение 2, 3) - включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на них не проставляют.
Разделы, подразделы, пункты, подпункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами, например, 1, 2, 3 и т. д. Номер пункта, подпункта включает номер раздела, подраздела, разделённые точкой, например 1.1.1, 1.1.2.1, 1.3.2.4 и т. д. Если раздел или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
6. Требования к оформлению 29
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотографии) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.
Чертежи, графики, схемы, диаграммы, помещенные в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов ЕСКД.
Иллюстрации, таблицы, чертежи, схемы, графики, которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нумерацию станиц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу. Листы формата более А4 помещают в конце пояснительной записки после заключения в порядке их упоминания в тексте.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющую информацию (схема расположения информации при оформлении иллюстрации дана на рис. 9, а пример - в приложении 4).
Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы или в пределах одного раздела, например «Рисунок 3.1» обозначает первый рисунок третьего раздела. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «рисунок» под ней не пишут.
Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно перено-
30 6. Требования к оформлению
сить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают: «Рисунок... , лист...» .
6.4. Таблицы
Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы, условное изображение которой представлено на рис. 10.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела, за исключением таблиц, приведенных в приложении. Номер следует располагать в правом верхнем углу таблицы над заголовком таблицы после слова «Таблица» с указанием номера таблицы (образец оформления таблицы приведен в приложении 5).
Если в работе только одна таблица, то нумеровать ее не следует и слово «Таблица» не пишут.
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой
Таблица (номер) | ||||||||||
Г 1 | ||||||||||
(название таблицы) | (ссылка) | |||||||||
Головка А | ^ | Строки Подзаголовки Заголовки фаф фаф | ||||||||
Боковик (графа для заголовка) | V | / | ||||||||
Графы колонки | ||||||||||
6. Требования к оформлению 31
частью таблицы; над другими частями пишут слово «Продолжение». Если приведено несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.4»,
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. В этом случае в каждой таблице повторяют заголовки ее строк (боковик).
6.5. Формулы и уравнения
Формулы и уравнения следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы или раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, где размещена формула. Например, запись (3.1) обозначает первую формулу третьего раздела.
Если в работе приведена только одна формула или уравнение, их не нумеруют.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия (образец оформления формул и уравнений приведены в приложении 6).
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков.
Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рисунок 1.2». При повторной ссылке на ту же иллюстрацию добавляют сокращение слова «смотри», т. е. запись будет выглядеть так «см. рисунок 1.2».
32 6. Требования к оформлению
Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна формула или уравнение, одно приложение, то при ссылках следует писать: «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в приложении».
На все иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения, приложения должны быть ссылки в тексте, например: «в табл. 3.2», «по уравнению 2.4», «на рисунке 3.5», «в приложении 4». В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно, следующим образом «см. табл. 1.3».
Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании. На одной странице подстрочное примечание не должно превышать 50 мм от нижнего поля. Пример оформления подстрочных ссылок приведен в приложении 7.
6.7. Перечисления и примечания
Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа.
В пределах одного пункта или подпункта не рекомендуется приводить более одной группы перечислений.
Примечания следует помещать при необходимости пояснения содержания текста, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.
Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.
Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:
Примечание.
Примечания:
1...........................
2...........................
3...........................
Примечание выделяется применением меньшего размера шрифта (основной текст - 14 п., для примечаний - 12 п.).
6. Требования к оформлению 33
Для более компактного оформления в содержание можно включать только наименование разделов и подразделов. Пример оформления содержания приведен в приложении 8.
6.9. Перечень условных обозначений
Если в работе принята специфическая терминология, а также малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором в алфавитном порядке слева приводят принятое сокращение, а справа - его детальную расшифровку. Пример оформления перечня приведен в приложении 9.
Если специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
6.10. Оформление списка основных источников
и литературы
Всю совокупность источников, использованных при выполнении дипломной работы, оформляют в виде двух взаимосвязанных частей, которые имеют следующую структуру:
Библиография:
Литература;
Справочная литература;
Периодические издания;
Публикации на иностранных языках.
34 6. Требования к оформлению
Нормативные правовые акты;
Публикации документов;
Нормативно-методические документы;
Каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п.
Материалами, входящими в состав неопубликованных источ
ников, являются:
Архивные документы;
Положения об учреждениях;
Различного рода инструкции, имеющиеся и действующие
только в конкретных подразделениях организаций и пред
приятий, и прочее.
К литературе относятся:
Монографии;
Учебники, учебные пособия;
Статьи в различных сборниках.
Примерами справочной литературы могут служить энциклопедии, словари, путеводители, различные справочники и т. д.
Периодические издания - журналы, газеты, продолжающиеся сборники и тому подобные источники.
Публикации на иностранных языках вбирают все источники, напечатанные на языке, отличающимся от языка пояснительной записки.
Названные источники оформляют по группам в зависимости от их характеристики. Первоначальную разбивку проводят по признаку опубликования: опубликованные, неопубликованные источники.
Нормативно-методические документы включают стандарты, методические рекомендации, каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п. Это учитывается при определении очередности построения списка источников.
Внутри каждой выделенной группы источники располагают по хронологии, в пределах установленной подгруппы документы перечисляют в алфавитном порядке по названиям, а норматив-
6. Требования к оформлению 35
но-технические и методические документы - по изданиям государственным, ведомственным и т. д.
Сначала приводят диссертации, которые располагают в алфавитном порядке по фамилиям авторов работ, затем список неопубликованных отчетов в алфавитном порядке по названиям, а при совпадении названий - в хронологическом порядке издания. Следующую группу (архивные документы), располагают в таком порядке: по названию архива, далее по номерам архивного фонда, описи, делам.
Завершающую группу, включающую положения об учреждениях, различного рода инструкции и прочее, размещают по названиям в алфавитном порядке. Правила библиографического описания данных источников такие же, как для документов.
При формировании списка следует соблюдать следующую структуру:
Литература;
Справочная литература;
Периодические издания;
Иноязычные публикации.
Внутри каждой части источники следует располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по названиям. Названия принимают во внимание, если фамилии авторов не приведены.
Пример оформления списка источников приведен в приложении 10.
Всю литературу в списке представляют в соответствии с требованиями к оформлению библиографического описания документа ГОСТ Р 7.1.-2003.
Первым элементом библиографического описания является автор. В описании издания:
36 6. Требования к оформлению
Вторым элементом описания является название работы. Оно берется с титульного листа и записывается строчными буквами, начиная с первой прописной.
Третьим элементом описания являются сведения о месте издания, наименования издательства и года издания.
Примеры оформления библиографического описания приведены в приложении 11.
При оформлении статей из различных источников - указывают названия журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер журнала и страницы.
Порядок оформления статьи практически такой же как и порядок оформления издания, описанный в предыдущем пункте. Только вначале описания приводятся сведения о самой статье, затем о содержащем ее источнике, например, журнале в котором она опубликована, выходные данные данного журнала (место издания, наименование издательства, год издания).
Примеры оформления библиографического описания статей из периодических изданий приведены в приложении 11.
При оформлении подстрочных ссылок источники следует располагать в порядке их появления в тексте пояснительной записки.
6. Требования к оформлению 37
В ссылках на государственные стандарты указывают: номер стандарта, его название, дата времени его введения, место издания и год издания. В повторных ссылках на стандарты приводится обозначение документа, его номер и год принятия, например: ГОСТ Р 6.30-2003.
6.11. Приложения
Приложения, являющиеся продолжением пояснительной записки, размещают на последующих ее страницах в порядке ссылок на них в тексте.
Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение», напечатанного строчными буквами (первая буква - прописная). Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в записке более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака «№» (приложение 1, приложение 2 и т. д.).
При расположении одного приложения на нескольких листах (страницах), начиная со второго листа его размещения, в правом верхнем углу страницы указывают «Продолжение приложения», а на последнем листе приложения делают запись: «Окончание приложения». Запись делают строчными буквами, начиная прописной. Если приложений несколько, то указывают номер.
Приложение-дополнение, представляющее собой графический или раздаточный материал к докладу, оформляют по требованиям представления иллюстративного материала в пояснительной записке.
Раздаточный материал брошюруют под самостоятельным титульным листом так, чтобы его было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. На каждом листе раздаточного материала необходимо помещать порядковый номер, идентичный номеру плаката или слайда, используемых при докладе.
Пример оформления титульного листа к раздаточному материалу приведен в приложении 12.
Электронную копию пояснительной записки и материала приложения-дополнения сохраняют на внешнем носителе (дискета или CD). Она подшивается в соответствующей упаковке в конце пояснительной записки.
38 6. Требования к оформлению
Аннотация
Аннотация представляет собой краткую характеристику дипломной работы и должна содержать:
Общие сведения о работе: объем, количество иллюстраций, таблиц, количество использованных источников;
Перечень ключевых слов;
Аннотацию начинают с общих сведений о работе в виде перечня перечисленных выше параметров с указанием их количества. Записывают их с красной строки строчными буквами за исключением первой прописной. Например: «Объем работы 92 с, 11 рисунков, 8 таблиц, 35 источников информации, 3 приложения».
Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание дипломной работы и включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку через запятые прописными буквами с новой строки после общих сведений о работе.
Текст аннотации должен отражать:
Цель работы;
Методы, средства анализа и полученные результаты;
Эффективность или область применения результатов работы.
Оптимальный объем текста аннотации 1200-1500 знаков (не более одной страницы). Пример оформления аннотации приведен в приложении 13.
Аннотация помещается после задания на дипломную работу, не нумеруется и в общий подсчет объема работы не входит.
ЗАЩИТА ДИПЛОМА
Итак, ваш дипломная работа написана, оформлена, одобрена научным руководителем, утверждена заведующим кафедры и вы получили рецензию.
День вашей защиты назначен.
Цель защиты дипломной работы - выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.
На защите вы должны показать не только знание темы, Но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.
Вам необходимо как следует подготовиться к самой процедуре защиты. Прежде всего, запомните, что написание диплома и его защита - это две разные вещи. Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов - все это необходимые условия успешной защиты. Никто за вас этого не сделает. Даже очень хороший дипломный проект может «потеряться», если автор будет говорить сбивчиво, тихо, непоследовательно. Напротив, нередко бывает, что средняя по уровню написания работа представлена четким, логически выстроенным выступлением, развернутыми и емкими характеристиками главных выводов и самое основное - автор всячески подчеркивает основную ценность и значимость проделанной им работы.
В отличие от зачета или экзамена, где преподаватель может помочь хорошо успевающему, но растерявшемуся студенту наводящими вопросами, сориентировать его в материале, на защите диплома этого не будет. Вопросы будут задавать исходя из содержания подготовленных вами наглядных материалов и того, что вы расскажете в своем выступлении. Целью этих вопросов является прояснение основных характеристик представленной
40 7. Защита диплома
работы. В отличие от экзамена комиссия не знает деталей, качественных особенностей вашей работы и будет судить об этом по тому, что услышит от вас.
Поэтому главная ваша задача - подготовить устное выступление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного вами. Конечно, многие из членов государственной аттестационной комиссии просмотрят сам текст дипломного проекта, возможно, более внимательно остановятся на заинтересовавших их аспектах, но все же так подробно и детально, как вы сами, вашу работу никто представлять не будет. Кстати, те из студентов, которые пользуются в большей или меньшей степени посторонней помощью в написании работы, как правило, не в состоянии ответить на большинство задаваемых членами комиссии вопросов. Нельзя сказать, что эти вопросы чересчур сложны, но для тех, кто не писал работу сам, они, безусловно, покажутся трудными. То же самое хочется сказать и очень рассеянным студентам, которые быстро забывают материал: хорошее знание содержания дипломной работы на защите является обязательным.
За несколько дней внимательно и не торопясь перечитайте диплом, попытайтесь сформулировать несколько предложений по содержанию каждой из глав. Хорошо помогают также примерные вопросы, которые вы сами себе задаете, просматривая оглавление, введение и заключение. Не поленитесь сделать это, и вы будете чувствовать себя на защите намного увереннее. Если вы сможете накануне защиты с ходу, не задумываясь, задать десять вопросов по содержанию своего диплома, а, подумав немного, еще столько же - вы молодец! Обязательно запишите эти вопросы. Умение взглянуть на свою работу глазами стороннего наблюдателя - важный этап при подготовке к защите.
Разумеется, текст выступления надо составить заранее и показать его научному руководителю. Желательно, чтобы вы излагали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной. Дипломник, который не может оторваться от написанного и хотя бы в течение 7-10 минут рассказать об особенностях своей работы, вызывает большие сомнения. Конечно, никто не отнимет у вас черновик доклада, если все же вы будете его читать, но, поверьте, выглядеть это будет гораздо хуже.
7. Защита диплома 41
В ходе доклада необходимо использовать заранее подготовленные иллюстрации, но обращаться к ним следует только по мере необходимости. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе имеются таблицы, графики и т. д., а студент не обращается к ним. Не стойте на одном месте! Возьмите указку, подойдите к экрану (разумеется, без черновика в руках), покажите, что это за таблицы и схемы, зачем они, что здесь самое главное, на что нужно обратить внимание. Обязательно оживляйте свою речь обращениями непосредственно к комиссии: «Обратите внимание...»; «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме...»; «Этот материал представлен для того, чтобы...» и т. д.
Очень хорошее впечатление производит студент, который показывает взаимосвязь между предложенными наглядными материалами.
Что касается самого текста выступления, то он, естественно, будет отражать содержание вашей дипломной работы. Общие правила построения речи на защите следующие:
1. Начните с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу...». Если Вы выступаете первым или не видели в этот день всех, кто вас сейчас будет слушать, логичнее сначала поздороваться.
2. Назовите тему диплома. Объясните актуальность темы, покажите связь работы с решением практических задач управления. Иначе будет неясно, в чем заключается ценность вашей работы. Слова «актуальность» и «практические задачи» (естественно, с конкретным их перечнем) должны звучать в выступлении обязательно.
3. Расскажите, в чем состояла цель дипломной работы и какие задачи вы для этого решали. По сути, задачи - это различные направления, т. е. аспекты вашей дипломной работы. Здесь же назовите предмет исследования и объект изучения.
4. Осветите материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где вы с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.
5. Переходите к методам работы. Кратко перечислите их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе мы использовали внутреннюю документацию, связанную с работой отделов..., при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ финансовой документации... и т. д.».
42 7. Защита диплома
6. Основные выводы дипломной работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее и касаться постановки задач, взаимосвязи источников и т. д.).
7. Подведите итоги: напомните об актуальности работы, объясняете специфику решаемых задач и четко формулируете, в чем заключается ценность проделанной вами работы.
После этого поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.
В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке экономистов имеется около двух-трех десятков слов, которые почти всегда произносят с ошибкой в ударении. Например, следует произносить правильно следующие слова и словосочетания: августовский, агентские операции, валовой, безотзывной аккредитив, бордеро, вопрос снялся, деньгами, депозит, договор (мн. договоры), заём (а не займ, но в родительном падеже - займа), затраты приведённые, операционная асимметрия, ипотека, камбио, карточка с образцами подписей, каско, квартал, револьверный кредит, маркетинг, мизерный, начать, недоимка, нормирование, нувориш, обеспечение, онкольный кредит, одновременно, оптом, оптовый, отзыв акций, отраслей, технические паспорта (паспортов), пеня, переводной вексель, повременная оплата труда, принять, склады (складов), средства, трансферт, уставной фонд, факсимиле, феномен, ходатайство, договорная цена, цена оптовая, эксперт и т. д. 1
При выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если вы будете говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень снизится. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса.
После окончания доклада члены комиссии могут задать вам вопросы, уточнить отдельные моменты доклада и результатов работы. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе вы-
1 Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. / Под ред. Р. П. Рогожниковой. М.: Рус. яз., 1991.
7. Защита диплома 43
полнено лично вами? В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличается предложенное вами решение от существующих?».
После оглашения вопроса не спешите сразу давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Если вы не поняли вопроса, попросите его повторить или уточнить вопрос.
Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Склонность к сомнению при ответах может быть воспринято членами комиссии как неуверенность дипломника в знаниях и плохое понимание тех вопросов, которые освещена в работе, поэтому следует давать самый короткий из всех возможных ответов. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к слайдам и тексту дипломной работы.
Учебно-наглядные пособия и технические средства учебного процесса следует классифицировать по тем видам учебных действий, в которых они участвуют при учебной деятельности.
Ориентировочным действиям помогают учебно-наглядные информационные пособия и технические средства информации. Они ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных явлений, динамичных процессов, оптимизируют ориентировку в предстоящих исполнительских и контрольных действиях. Обучающие учебно-наглядные пособия и обучающие технические средства помогают эффективно провести исполнительские действия, переработать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого обучающегося. Кроме того, они дают возможность уменьшить штат инструкторов и учебных мастеров, снизить затраты на оборудование.
Контрольные учебно-наглядные пособия и контрольные технические средства ускоряют проверку результатов контроля, позволяют при этом частично или полностью заменить высококвалифицированного преподавателя лаборантом или даже одним из учащихся. Они помогают обеспечить регулярность и объективность проверки работы учащихся.
К классу информационных учебно-наглядных пособий относят следующие виды:
Плакаты - широко распространенное средство наглядного показа обучающимся сложных изображений. Они вполне удовлетворяют требованиям преподавателя в условиях занятий с небольшой группой при изложении информации по процессам, не имеющим динамических изменений.
Плакаты можно изготовить и в стенах школы (комбината) силами лаборантов или в предметном кружке учащихся. Наиболее трудоемкую операцию - перенесение изображения на большой лист чертежной бумаги, на полотно из холста или на обратную сторону клеенки с эскиза, рисунка в журнале, чертежа можно делать с помощью эпидиаскопа. При изготовлении плакатов следует придерживаться следующих простых правил:
- - высота букв в миллиметрах должна быть не менее утроенного расстояния до последнего ряда столов, выраженного в метрах;
- - на цветном плакате наиболее ярко воспринимается черный цвет на желтом фоне. В порядке убывания яркости идут зеленый и синий на белом, белый на синем и зеленом, черный на белом, желтый на черном, белый на красном, белый на черном, красный на желтом, зеленый на красном, красный на зеленом.
Для долговечного использования плакатов, напечатанных на обычной бумаге, их следует наклеить на плотный. картон, а для удобства использования разместить их в строгом тематическом порядке в специальных плакатницах, стеллажах, прямоугольных или цилиндрических поворотных шкафах.
Макеты статичные и динамичные используют в тех же целях, что и плакаты. (Прилож. №2)
Статичные макеты обеспечивают более легкое восприятие благодаря объемному изображению, особенно для тех учащихся, которые не имеют навыка пространственного воображения плоскостных видов.
Динамичные (действующие) макеты позволяют в условиях учебной аудитории успешно изучать работу сложных механизмов.
Обычные учебники наряду с сообщениями преподавателя - основной источник информации. К органическим недостаткам учебников относят отсутствие инструктажа и ориентирования по исполнительским и контрольным действиям.
Раздаточные информационные дидактические материалы (таблицы, схемы, чертежи) дают возможность экономить время занятий на изображение их преподавателем на доске и учащимися в конспектах. Способствуют работе в дидактической системе «Современная».
К классу обучающих учебно-наглядных пособий относят следующие виды:
Программированный учебник, который в отличие от обычного содержит не только информацию, но также и руководство к исполнительным и контрольным действиям. Это позволяет с успехом применять его в дидактической системе «Программированное обучение» и при самостоятельной работе учащихся.
Слепые раздаточные дидактические материалы, которые дают возможность уменьшить затраты времени на выполнение упражнений как в аудитории, так и при самостоятельной работе учащегося. Это, например, неполные схемы, в которые обучаемый должен внести дополнительные изображения и обозначения, что и составляет основу заданного упражнения. Это может быть и чертеж, в который надо внести недостающие детали или указать их названия, назначение.
Методические указания - инструкции по выполнению практических работ, составленные так, чтобы избавить преподавателя от тривиальных операций, обеспечить их самостоятельное выполнение учащимися и высвободить время на руководство наиболее сложными действиями.
К обучающим пособиям следует отнести и опорные конспекты (сигналы), успешно применяемые В.Ф. Шаталовым и его многочисленными последователями. Они представляют собою произвольно применяемые символы, изображающие основную информацию. Многократно оперируя с опорными сигналами в аудитории и дома, учащийся твердо запоминает и глубоко понимает учебную информацию.
К контрольным учебно-наглядным пособиям относят вопросники, которые представляют собою перечень вопросов и заданий, используемый при подготовке к зачетам и экзаменам, и тесты.
В заключении 1-ой главы можно сказать, что выбор конкретных моделей технических средств учебных процессах и разновидностей учебных наглядных пособий определяется видом учебной деятельности, для которой они предназначаются, целями обучения по качеству усвоения (определяется уровнем усвоения), по универсальности умений и навыков (характеризуется типом ориентировочной основы действия). Выбор решающим образом зависит, конечно, и от условий, в которых предполагают проводить обучение, т. Е. от принятой дидактической системы, и от того, какие именно технические средства учебного процесса и учебные наглядные пособия могут быть в распоряжении преподавателя.
Имея в своем распоряжении набор учебных наглядных пособий и технических средств информации, нужно начинать выбор с самого простого - с классной доски. Если выполнить на ней нужное изображение слишком сложно, если у учащихся или у преподавателя может возникнуть простой, откажемся от доски, посмотрим, нельзя ли обойтись плакатом или диапозитивом. И только в том случае, когда статичная проекция нас не устраивает, следует обратиться к кино или телевидению. Выбор должен идти по принципу от простого к сложному, и останавливаться нужно на том средстве, которое необходимо и по своим дидактическим возможностям достаточно для реализации поставленных преподавателем целей. Показанный путь выбора помогает решить в определенной степени и проблему дефицита технических средств.
Вывод ясен: автоматизированный класс надо использовать для программированного обучения; для выборочного тестового контроля годятся простейшие способы.