Медицинский сайт
  • Главная
  • Анализы
  • Кто не является главой государства. Президент Российской Федерации – глава государства. Признаки классической монархической формы правления

Кто не является главой государства. Президент Российской Федерации – глава государства. Признаки классической монархической формы правления

- (head of state) Олицетворяет политическую общность и целостность государства, а также выполняет церемониальные обязанности представления государства как в своей стране, так и во внешней политике, например при наложении на государство договорных… … Политология. Словарь.

Высшее должностное лицо, считающееся носителем ис полнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений. В монархиях (Великобритания, Дания, Швеция, Испания, Япо ния и др.) ГЛАВА ГОСУДАРСТВА монарх (король, император … Финансовый словарь

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, высшее должностное лицо (изредка коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства (см. ГОСУДАРСТВО). Как правило, глава государства является носителем исполнительной власти. В монархических государствах… … Энциклопедический словарь

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, высшее должностное лицо государства, являющееся носителем исполнительной власти. Представляет государство во внешних сношениях, обычно является верховным главнокомандующим вооруженными силами. глава государства при… … Современная энциклопедия

Глава государства - (англ. Head of the State) высшее должностное лицо или орган, верховный представитель государства внутри страны и во внешних сношениях, символ единства нации, государства. Г.г. в различных странах либо не входит ни в какую ветвь гос ной власти… … Энциклопедия права

Высшее должностное лицо (значительно реже коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В монархических государствах (Великобритания, Швеция, Испания, Япония) Гг. является… … Юридический словарь

- (Head of State), США, 2003, 95 мин. Комедия. Мейс Гильям политик неудачник, который не устраивает даже собственных коллег по партии. Однако после смерти партийного лидера, Гильяма выдвигают в качестве кандидата на пост президента США. Кто же… … Энциклопедия кино

глава государства - ▲ глава государство президенство. президент выборный глава государства. канцлер. рейхсканцлер. дож. ↓ указ … Идеографический словарь русского языка

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - высшее должностное лицо (значительно реже коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В парламентарных монархиях (Великобритания, Швеция, Испания, Япония) Г.г. является… … Юридическая энциклопедия

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке наследования (монарх король, царь, император, шах и др.) или выборов (президент, глава республики, председатель республики). Часто глава исполнительной власти. В ряде стран … Энциклопедический словарь конституционного права

Книги

  • , В. Е. Чиркин Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: Инфра-М, Норма , Производитель: Инфра-М, Норма ,
  • Глава государства. Сравнительно-правовое исследование: Монография , Чиркин В.Е. , Автор предлагает новую концепцию института главы государства в системе единства государственной власти и разделения ее ветвей. Рассматриваются юридический статус главы государства и его… Категория: Научные издания, теории, монографии, статьи, лекции Серия: Издатель:

1. Правовой статус Президента Российской Федерации.

2. Порядок выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности.

3. Компетенция Президента Российской Федерации.

  1. Правовой статус Президента.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.

В России вопрос об учреждении поста Президента был впервые поднят съездом народных депутатов РСФСР, который высказался против введения поста Президента. И по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого этот пост был учрежден.

Конституция определяет, что Президент РФ является главой государства . Президент занимает особое место в системе органов государственной власти , хоть и не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Но это не дает никаких оснований трактовать президентскую власть, как стоящую над другими властями, зависящими от нее.

В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ достаточно коротким шестилетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признанием не соответствующим Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда.

Конституция также конкретизирует функции Президента. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества, незыблемости конституционного строя, независимости и целостности государства, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобода человека и гражданина. Это значит, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции РФ и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

Президент РФ принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

В реализации всех этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента РФ, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства .

Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

2. Порядок выборов Президента рф и отрешение его от должности.

В соответствии с Конституцией, выборы главы государства осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании , альтернативность выборов признается обязательной.

Конституция определила и те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Он должен обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет.

Конституция исходит из принципа равного гражданства , не оговаривая в качестве обязательного условия для Президента быть гражданином той или иной страны по рождению . Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности.

Конституция Российской Федерации сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз.

В Конституции обязательным требованием является постоянное проживание в РФ не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом.

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.

Выборы признают несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд . Это установление имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, закрытию путей притока в эшелоны власти свежих, новых сил, политических деятелей и лидеров нового поколения. Вместе с тем Конституция РФ не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного.

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность , которая происходит на тридцатый день со дня официального объявления о результатах выборов.

Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судьи Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу .

Местом пребывания Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

Главным символом президентской власти в Российской Федерации является штандарт Президента РФ.

Президент обладает неприкосновенностью. Однако в Конституции предусмотрен институт отрешении Президента от должности . Это высшая форма ответственности Президента. Конституция установила достаточно сложный порядок отрешения. Инициатива об этом должна исходить от не менее 1/3 депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд.

Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвигаемого обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности.

В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от общего числа депутатов (членов). По Конституции отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением его срока пребывания на должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом . Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, при этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Глава государства – это высший должностной орган, первое лицо в структуре управления страной, носитель исполнительной власти, гарант конституции, суверенитета, свобод и прав граждан. В большинстве стран глава государства – это одна из главных составляющих законодательной и исполнительной власти. Без подписи такого лица закон считается недействительным. При этом в каждой стране формы, полномочия, правовая форма, компетенция и особенности выбора главы государства могут различаться.

Виды глав государства

Сегодня в мире есть два основных вида первых лиц государственных образований:

1. Индивидуальный глава государства :

Особенность такого правителя – получение своего статуса по наследству, то есть править государством могут представители царствующей династии. При этом порядок перехода власти определяется на законодательном уровне или исходя из обычаев народа. В некоторых странахтакие главы государства назначаются или избираются;

- президент . В этом случае первое лицо страны может выбираться на определенный термин (правительством, народом).

2. Коллегиальное управление государством . К примеру, в Андорре роль главы возлагают на себя две личности – епископ испанкой епархии и президент Франции. В Швейцарии глава государства – это Федеральный совет.

Формы глав государства

В современной практике можно выделить шесть основных форм, которые позволяют тем или иным органам реализовывать функции правителя государства:

1. Монарх – один из самых древних способов правления. Такой правитель может получить свое место тремя способами:

- по наследству. Такой вариант является наиболее популярным. В качестве примера можно привести Бельгию, Нидерланды, Таиланд, Великобританию, Японию и так далее;

- быть назначенным на свою должность или выбранным семьей старейшин. Такая форма выбора популярна в таких странах, как Катар, Саудовская Аравия и так далее;

- быть избранным другими монархами, руководящими субъектами страны. Подобный пример в мировой практике единственный – это Малайзия. Особенность этой страны в том, что глава государства выбирается султанами на пятилетний срок.

2. Президент . Такой глава государства может быть выбран тремя способами – путем голосования парламента, волеизъявления народа или рекомендаций специальный Коллегий. Последние формируются из представителей власти на местах и членов парламентского правления.

3. Коллегиальный орган . Такая руководящая структура выбирается парламентом и имеет ограниченный срок правления. К примеру, коллегиальный орган считался правящим при СССР, сейчас – на Кубе и в ряде других стран. Особенность
коллегиального органа – неспособность принимать какие-то окончательные решения, поэтому такое право дается одному из представителей (как правило, это глава коллегиального органа). Именно он может подписывать документы, принимать грамоты от послов других стран, вести внешнеполитическую деятельность и так далее.

4. Верховный правитель по совместительству . Здесь речь идет о выполнении основных функций главой правительства – премьер-министром. К примеру, подобная форма популярна в ФРГ, где существует несколько субъектов Федерации (земель). При этом у каждой «земли» есть свое правительство и парламент.

5. Генерал-губернатор . Как правило. это представитель британского монарха. Если вспомнить историю, то Великобритания ранее имела множество колоний по всему миру, которые сегодня объединены в Содружество. Начиная с 1950 года многие страны стали республиками (к примеру, Индия), но при этом они признавали королеву Великобритании, как своего правителя. На сегодня из 49 государств она является правительницей только в 17. К таковым можно отнести Барбадос, Новую Зеландию, Канаду, Австралию и так далее.


В свою очередь гунерал-губернатор – это не правитель в чистом виде, а ставленник, который выполняет функции главы государства. При этом форма его правления является весьма условной, как и правление самой Королевы.

6. Хунта – это орган правления, который добился права руководить путем государственного переворота, незаконным путем. Чаще всего хунта – это военные люди, которые сначала возглавили движение, а затем выбрали себе президента (как правило, это командир движения). Такие органы – обычно дело для стран Латинской Америки (в 19-20 годах), Африки и так далее. Лидер хунты возлагает на себя основные полномочия – верховного главнокомандующего, военачальника, исполнительного и законодательного органа.

7. Руководитель государства (глава) . Такой оригинальная форма правления есть в Иракском государстве. Здесь по конституции на роль «руководителя» назначается опытный человек, который имеет соответствующую подготовку и определенные личностные качества. К полномочиям такого руководителя можно отнести назначение даты президентских выборов и выполнение ряда других функций.


8. Племенной вождь – такой правитель является весьма экзотическим, но по своей легитимности он ничем не отличается от описанных выше коллег. Племенной вождь выбирается народом и возглавляет свое государство. К примеру, вождь Западного Самоа является пожизненным правителем. После его смерти будет выбираться новый президент.

Власть главы государства

В зависимости от вида верховного правителя и конституции функции главы государства могут различаться. Но есть и общие черты:

1. В сфере государственного управления глава государства имеет право объявлять чрезвычайно положение (в части страны или на всей территории), выполнять функции главнокомандующего, участвовать в формировании новой правительственной структуры (чаще всего формально), органов судебной власти, вносить предложения в финаносово-кредитную политику страны, банковское законодательство и так далее. В последних двух функциях роль главы государства часто сводится к поднятию вопроса об отставке.


2. В сфере законодательного управления глава государства может выдвигать различные инициативы, назначать очередные или внеочередные выборы, распускать нижнюю (иногда – верхнюю) палаты, созывать парламент. Кроме этого, верховный правитель имеет право давать предложения по изменениям в законодательной сфере, может промульгировать (санкционировать, публиковать) законы, обращаться к органам конституционного контроля при наличии сомнений в подлинности того или иного закона.

Отдельно стоит выделить право главы государства на , которое может быть:

- абсолютным (резолютивным). В этом случае первое лицо государства имеет право безапелляционно отменить какое-либо законодательное решение. Преодолеть такое вето парламент или другая руководящая структура не в состоянии;

- относительное (отлагательное) . Глава страны имеет право наложить запрет на какое-либо решение, но парламент определенным числом голосов может его преодолеть;

- выборочное. Руководителю страны дается право накладывать вето лишь на какие-то отдельные постановления и законы. При этом в целом он должен одобрить законопроект.

3. В сфере внешнеполитической деятельности глава государства представляет страну на внешней «арене», назначает послов и прочих работников дипломатических структур, проводит международные переговоры, участвует в ратификации соглашений и договоров (в случае одобрения парламентом), при необходимости объявляет войну или мир.

4. В сфере внутренней политики глава государства имеет право на помилование, награждение медалями (орденами и прочими наградами), восстановление (предоставления) гражданства, присвоение титулов (званий), участие в праздниках и крупных мероприятиях (открытии дорог, школ, государственных учреждений и так далее).

Выборы главы государства

В большинстве стран мира встречается два основных типа руководителей – президент и монарх. Рассмотрим особенности их выбора.

1. Президент может выбираться несколькими способами:

- путем голосования в парламенте . Здесь глава страны выбирается в Албании, Турции, Венгрии, Словакии и прочих странах. Чтобы пройти первый тур претенденту необходимо набрать абсолютное большинство, что при большом количестве претендентов происходит очень редко. Чаще всего право голоса распределяется между несколькими основными кандидатами. В следующем туре требования могут быть уже менее строгими. К примеру, в Словакии для избрания главы государства необходимо 2/3 голосов членов парламента. Есть мнение, что президент, избранный парламентом, является «слабым». В некотором роде это так. Парламент избирается народом, а глава государства – всего лишь представителями власти;

- путем голосования выборщиков . В этом случае избиратель голосует заодного из выборщиков. Победители при этом собираются и определяют президента из представителей различных партий. При таком способе избрания президент может быть определен еще до подсчета голосов выборщиков. Главой государства станет тот, у кого больше выборщиков. Такая форма выбора действует в США, Аргентине и прочих странах;

- избрание верховного правителя (президента) избирательной комиссией, к примеру, Федеральным Собранием в Германии, членами верхней и нижней палаты в Индии, коллегии Италии (как правило, в нее входят делегаты областных советов и члены верхней и нижней палаты);

Путем голосования народа (выбор избирателями). Так выбирается президент во Франции, Мексике, Украине и ряде других стран. В некоторых государствах президент может переизбираться на новый срок сколь угодно раз (во Франции, Египте). В ряде других стран одно лицо может быть президентом не больше двух раз (США, Германия). Также на два года президент избирается в Аргентине, то там различаются сроки правления. В первом случае глава государства избирается на 6 лет, а второй – на 4 года. Такие ограничения введены специально, чтобы исключить различные проявления авторитаризма.

2. Монарх, как правило, получает свою власть по наследству по одной из систем наследования:

- салической. Здесь престол могут занять только представители мужского пола. При этом первоочередное право на трон имеет старший сын. В свою очередь женщины к правлению не допускаются. Такая форма выбора главы государства в Японии, Норвегии, Бельгии. При этом в большинстве стран такой монарх выполняет функции формального правителя. Основная власть в руках премьер-министра (к примеру, Япония);

- кастильская . В этой форме наследования женщины наравне с мужчинами получают право наследования престола в том случае, если у монарха не было сыновей. В случае, если в семье есть старшая дочка и младший сын, то предпочтение отдается второму (Дания, Испания, Нидерланды, Великобритания);


- шведская.
Женщины могут наследовать престол наравне с мужчинами. При этом предпочтение мужскому полу не отдается. Так, в Швеции у короля есть старшая дочь и младший сын. В случае отъезда главы государства бразды правления передаются в руки дочери;

- австрийская . При такой форме наследования женщины могут получить трон, но только в том случае, когда во всех поколениях не было представителей мужского пола. Но это только в теории. На практике по австрийской системе женщины еще трон никогда не занимали;

- мусульманская . Трон наследует не какое-то конкретное лицо, а правящая династия (целое семейство). При этом право выбора правителя лежит уже на ней. Такая система работает в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и прочих странах. Также семья имеет право сдвигать правитель в случае его неуспешной деятельности и ставить другого главу государства из состава семьи;

- племенная . Здесь король – это вождь племени. При этом будущего наследника престола может определить только племенной совет. Последний состоит из сыновей умершего (погибшего) главы государства.

После наследования престола проходит обряд коронации. Если на трон достается несовершеннолетнему правителю, то при согласии одного из родственников помощником главы государства становится регент. Последний может быть утвержден парламентом или назначен правительством. Иногда может быть создан небольшой совет из 2-3 человек.

Критерии для назначения на должность главы государства

Наиболее строгие требования предъявляются при выборе одной из форм индивидуального главы государства – президента:

1. Наличие гражданства. В некоторых странах есть требование, чтобы кандидат в президенты был гражданином своего государства с рождения (Колумбия, Монголия, Казахстан, Эстония и так далее). Чаще всего устанавливаются определенные ограничения – 5, 10, 15 лет гражданства страны.

2. Постоянное проживание на территории государства в течение определенного периода времени до выборов. К примеру, в России, Украине и Азербайджане – это 10 лет, в Казахстане – 15, в Монголии – 5 лет.

3. Достижение определенного возраста (чаще всего от 35 лет и выше). В России, Украине, Армении и других странах – 35 лет, в Эстонии, Латвии, Греции – 40 лет и так далее.

4. Наличие избирательного права. К слову, такое право может быть не у всех граждан страны. Многое зависит от владения государственным языком (Украина, Молдова, Казахстан), наличия высшего образования (Турция, Азербайджан), принадлежности к коренной нации (Туркменистан, Сирия), исповедания официальной религии (к примеру, Тунис).

Одним из важнейших элементов государственного механизма является глава государства. Термин "глава государства" впервые был применен в ст. 14 французской Конституционной хартии от 4 июня 1814 г., которая провозглашала, что "Король - верховный глава государства.", а также в проекте Вюртембергской конституции (март 1817 г.), где в §4 было указано, что "Король - глава государства.". В дальнейшем сентенция "Король - глава государства" была заимствована конституционным законодательством многих европейских государств.

Постепенно в научной литературе утверждается позиция относительно аналогичности во всех существенных элементах компетенции глав в конституционных монархиях и президентских республиках. При этих условиях срок "глава государства" начал распространяться и на президента республики, став общим названием для единоличных органов государственной власти, олицетворяющих государство в целом.

На сегодня термин "глава государства" используется для определение конституционного органа и одновременно высшего должностного лица государства. Как правило, это единоличный орган общей компетенции, один из высших органов государственной власти.

Глава государства - это высшее должностное лицо государства и в то же время конституционный орган, который занимает высшее место в системе органов государственной власти, осуществляет верховное представительство во внутренней и внешней политике, является символом государственности и национального единства.

В разных странах роль, функции, полномочия и значение главы государства значительно отличаются друг от друга.

В конституциях многих стран определено, что:

Во-первых, глава государства структурно не относится ни к одной ветви государственной власти. Например, в п. 1 ст. 55 Основного Закона ФРГ 1949 г. указано, что "Федеральный президент не может входить ни в состав правительства, ни в законодательный орган Федерации или любой земли", в п. 1 ст. 30 Конституции Венгрии 1949 г. в редакции 2011 г. установлено, что "должность Президента Республики несовместима с другими государственными, общественными или политическими должностями или полномочиями.", в ч. 2 ст. 84 Конституции Итальянской Республики 1947 г. определено, что "пост Президента Республики несовместим с любой другой должностью", а в ст. 38 Конституции Латвийской Республики 1922 г. в редакции 1998 г. - "должность Президента Республики несовместима с другими профессиональными занятиями." ;

Во-вторых, глава государства структурно относится к органам законодательной и исполнительной власти. Например, в ст. ст. 36, 37 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г. установлено, что "федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом" и "Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией", в п. 1 ст. 53 и ст. 79 Конституции Республики Индия 1949 г. определено, что "исполнительная власть в Союзе принадлежит Президенту..." и "...Парламент Союза... состоит из Президента и двух Палат...";

В-третьих, глава государства структурно относится к органам исполнительной власти. Например, согласно ст. 99 Конституции Азербайджанской Республики 1995 г. "в Азербайджанской Республике исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики", в ст. 76 Конституции Федеративной Республики Бразилия 1988 г. указано, что "исполнительная власть осуществляется Президентом Республики.", в ст. 33 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. определено, что "Великий герцог один осуществляет исполнительную власть", а в разд. 1 ст. II Конституции США 1787 г. - "исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки.";

В-четвертых, глава государства является символом власти и государства, и не наделен реальными полномочиями. Например, в ст. 1 и ч. 1 ст. 4 Конституции Японии 1946 г. определено, что "Император является символом государства и единства народа...", но он "не наделен полномочиями, которые связаны с выполнением государственной власти", в §5 и §6 Закона Королевства Швеции "Форма правления" от 27 февраля 1974 г. указано, что "главой государства является Король или Королева.", но "правит государством Правительство.".

Конституции большинства стран юридически закрепляют политическую объединительную роль главы государства, которая заключается в том, что он является носителем высшей власти, высшим представителем государства в международных отношениях, гарантом национальной независимости, территориальной целостности, символом единства нации и государства. Например, в п. 1 ст. 99 Конституции Аргентинской Нации 1853 г. в редакции 1994 г. указано, что Президент Республики "является Верховным главой Нации и главой Правительства, политически ответственный за общее управление страной", в п. 1 ст. 12 Конституции Ирландии 1937 г. в редакции 1995 г. определено, что "Президенту Ирландии. принадлежит первенство по отношению к всех других лиц в государстве...", в ч. 1 ст. 87 Конституции Итальянской Республики 1947 г. - "Президент Республики является главой государства и представляет национальное единство", в ст. 5 Конституции Французской Республики 1958 г. провозглашено, что "Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности.", в ст. 102 Конституции Украины 1996 г. - "Президент Украины является главой государства является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины.", а согласно ст. 73 Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. - "главой государства является Президент республики. Он обеспечивает суверенитет народа. охраняет национальную єдність. устанавливает разграничение между ветвями публичной власти.".

В современных государствах с монархической формой правления главой государства является монарх, а в государствах с республиканской формой правления - президент. И хотя конституционно - правовая генеза президентства, своим корнями уходит института монарха, их конституционно-правовой статус существенно отличается.

Конституционный статус монарха характеризуется прежде всего тем, что он властвует бессрочно по собственному праву и считается источником всей власти в стране. Его власть не является производной от волеизъявления какого-либо другого государственного органа или избирательного корпуса, что присуще республикам. В конституциях государств с монархической формой правления, как правило, содержатся положения о том, что монарх как глава государства или как формальный глава исполнительной власти не несет за свои действия политической, гражданской, уголовной и административной ответственности. Считается, что он действует по совету своих министров, которые и несут ответственность. Например, в ст. 88 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г. провозглашено, что "лицо Короля неприкосновенна; его министры ответственны", в ст. 13 Конституции Королевства Дания 1953 г. определено, что "Король не несет ответственности за свои действия; его особа неприкосновенна. Ответственность за правления несут министры...", в п. 2 ст. 42 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. указано, что "министры, а не Король, несут ответственность за деятельность правительства". Также провозглашается неприкосновенность самой личности монарха. Это прежде всего означает, что он не может быть обвинен в нарушении норм права и не подлежит судебному преследованию. Кроме того, посягательство на личность монарха относят к наиболее тяжких преступлений.

К особенностям конституционного статуса монарха также следует отнести подражание его власти представителями правящей династии и наличие у него, кроме его полномочий, личных прав, льгот и привилегий (право на трон, титул, на символы власти - корону, скипетр, мантию, печать, на двор, на церемониал, на государственное содержание, устанавливается законом и уплачивается по гражданским письмом и т.п.). Например, в ст. 56 Конституции Королевства Испания 1978 г. указано, что "1.^ Король - глава государства, символ его единства и преемственности. 2. Его титул - Король Испании, однако он может пользоваться другими титулами, которые соответствуют Короне" в ст. 43 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. в редакции 1948 г. определено, что Великому герцогу "гражданский лист устанавливается в сумме триста тысяч золотых франков в месяц.", в ст. 44 этой Конституции установлено, что "в качестве резиденции Великому герцогу предоставляется Великогерцогський дворец в Люксембурге и замок Берг", в п. 1 ст. 40 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. -- "Король получает ежегодное содержание от государства.", а в п. 2 этой статьи установлено, что "утримання. не подлежит налогообложению.". Необходимо отметить, что современные монархи практически не пользуются символами власти, за исключением Королевы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II.

Еще одной особенностью статуса монарха является то, что в конституциях отдельных стран установлено требование монарха - его принадлежность к государственной (официальной) церкви. Так, в Великобритании предусматривается обязательная принадлежность монарха к англиканской церкви, в Дании, Норвегии, Швеции - лютеранской, в Таиланде - до будистської. Например, в п. 6 ч. II Конституции Королевства Дания 1953 г. провозглашено, что "Король должен быть членом Євангелічеської Лютеранской Церкви".

В отличие от монарха, глава государства в республике - президент, который осуществляет свои полномочия на основании мандата, полученного по результатам выборов (прямых или косвенных). В основном их полномочия как главы государства являются тождественными.

В современной науке выделяют несколько юридических форм главы государства, при которых функции главы государства выполняет:

1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония);

2) единоличный монарх, избираемый правящей семьей (династией) (Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия);

3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный срок монархами субъектов федерации из своей среды (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты);

4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (Бразилия, Индия, Италия, Германия, Португалия, США, Франция);

5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок. Например, в ст. 176 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации 1998 г. указано, что "1. Президент конфедерации является председателем Федерального Правительства. 2. Президент конфедерации и Вице-президент Федерального правительства избираются Федеральным правительством из числа своих членов на один год", а в ст. 89 Конституции Республики Куба 1976 г. определено, что "Государственный Совет является органом Национальной Ассамблеи Народной власти. она имеет коллегиальный характер и осуществляет верховное представительство кубинской государства.";

6) глава правительства (премьер - министр в землях Германии), который осуществляет одновременно функции главы государства;

7) должностное лицо (генерал - губернатор), которая действует от имени монарха (британской королевы) в государствах, являющихся членами Содружества. Ныне из 49 стран Содружества она является главой государства в 17 государствах (Австралия, Барбадос, Канада, Новая Зеландия, Ямайка и другие);

8) соправителі (Епископ Урхельський и Президент Франции), которые являются равноправными главой государства Княжества Андорра и капитаны - регенты (Сан - Марино);

9) единоличный или коллегиальный глава государства, который получил власть незаконно, то есть узурпировал ее путем государственного или военного переворота.

Институт главы государства постоянно эволюционирует. Это привело к тому, что термин "глава государства" уже не дает возможности в полном объеме охарактеризовать сущность, функции и компетенцию этого органа, который в отличие от парламента (который во всех странах является высшим представительным и законодательным органом) выполняет различные функции и наделен различным правовым статусом.

Итак, исходя из сказанного, можно констатировать, что в большинстве современных странах функционирует единоличный глава государства, конституционный статус которого зависит от формы государственного правления, принятой в той или иной страны, характера существующего в стране политического режима, а также от других обстоятельств, в том числе от обычаев и традиций. Например, в Украине Президент как Глава государства сочетает сразу три статуса: представителя государства во внутри - и внешнеполитических отношениях, Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины и руководителя внешнеполитической деятельности.

Лучшие статьи по теме