Медицинский сайт
  • Главная
  • Анализы
  • Культура как система в философии. История и философия в помощь студенту. Философия – мировоззрение

Культура как система в философии. История и философия в помощь студенту. Философия – мировоззрение

Характерная черта явлений культуры – их “причастность” человеку. Культура вообще означает меру человеческого в природных и социальных предметах и явлениях, то есть то, насколько, в какой степени они являются ус­ловиями человеческой свободы. В этом отношении культура рассматрива­­ется как среда, обеспечивающая развитие человеческой личности, ее спо­собностей и возможностей, как своего рода атмосфера, порождающая сво­боду.

Явления культуры (“мира человека”) составляют объект философского познания, а специфический способ философского мышления – рефлексия. Рефлексия – это 1) рассмотрение любой вещи как порожденной (ис­кус­ст­венно созданной, сотворенной человеком, природой или Богом); 2) вы­­яв­ление способа ее порождения 3) соотнесение этого способа с культу­рным об­раз­цом (идеей ).

Рефлексия способствует выявлению всеобщего в вещах и составляет специфическое качество философского мышления, свидетельствуя о не­раз­рывной связи философии с культурой. Каково место философии в системе культуры?

Система культуры включает в себя три сферы (составные части) – на­ука (сфера науки, техники, промышленности), искусство и религия (мо­раль ).

Связь философии с наукой обеспечивает теоретический характер фи­­­лософского знания (системность знания, категории, принципы и законы, аб­страктность мышления, логика). Связь философии со сферой религии (мо­­­рали) обусловливает ак­цент на предельном характере философских по­ло­жений, на необходимости превращения знания в убеждение , порождает ин­те­рес к проблеме личнос­ти , свободы выбора и ответственности , при­дает философскому мышлению рефлективный характер, делает ее мо­ра­ль­ным на­ставлением , учителем жи­з­ни. Связь философии с искусством обе­с­пе­­чи­вает элементы образности в философском мышлении, делает филосо­фию родом литературы , обусловливает дискурсивный (нарративный, по­ве­ствовательный +принудительный) характер философской логики.

Философия занимает центральное место в этой системой, является ее “яд­ром”. Ее основная роль в системе культуры, вытекающая иэ такого по­ло­жения, – философия составляет универсальный язык культуры . Ее ка­тегории, принципы и логика и рефлексия образуют исходную базу для взаимосвязи специализированных отраслей культуры, основу для межчеловеческого “обще­ния” и взаимопонимания. Философия – язык-посредник в культуре, всеобщий эквивалент для понимания. Философ – переводчик и интерпретатор: с помощью философии достижения в различных специальных отраслях культуры, имеющие общечеловеческое значение, делаются доступными для всех остальных. Таким образом происходит обмен куль­тур­­ными достижениями, обогащение совокупного культурного опыта че­ло­­вечества и формирование общечеловеческих ценностей.

Фрагменты первоисточников по теме

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию

<…> В области приобщения к философскому знанию мы имеем дело с фундаментальным просчетом, касающимся природы самого дела, которому в мыслях своих хотят научить. Речь идет о природе философии, о при­роде того гуманитарного знания или гуманитарной искры…, которая описывается в понятиях философии и связана с духовным развитием личности. Преподавание философии, к сожалению, не имеет к этому отношения. Но у философии есть своя природа. Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия. Действия, в результате которых появляется картина, хорошо сработанный стол или создается удачная конструкция машины, требующая, кстати, отточенного интеллектуального мужества. В этот момент может возникнуть некоторая философская пауза, пауза причастности к какому-то первичному акту. Передать и эту паузу, и новую возможную пульсацию мысли обязательным научением нель­зя. Ставить такую задачу абсурдно. […]

Более того, философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить… Этому нельзя научиться у лектора, просто выполняющего функцию преподавателя, скажем, диамата. Общение возможно лишь тогда, когда слушаешь конкретного человека. Например, у Иванова есть какой-то свой способ выражения себя и в этом смысле – своя философия, т.е. есть некий личный опыт, личный, пройденный человеком путь испытания, которое он пережил, узнал и идентифицировал в философских понятиях, воспользовавшись для этого существующей философской техникой. […]

Книжная философия ничего общего с настоящей философией не имеет. Плохо, что многие начинают и заканчивают изучение того, что в наших вузах называют философией, так ни разу и не коснувшись ее, не поняв специфики ее предмета. Логика такого антифилософского приобщения к философии очень проста – ее сводят к овладению знаниями, зафиксированными даже не в философских текстах, а в учебниках. Ведь с чем прежде всего сталкивается студент и насколько он готов к философии?

Когда студент встречается с философией – а это и есть исходная точка понимания ее – он встречается прежде всего с книгами, с текстами.

В философии в качестве предмета изучения существуют только оригинальные тексты. Немыслим учебник философии, немыслим и учебник по истории философии; они не мыслимы как предметы, посредством которых мы изучили бы философию. …Орудием научения может явиться оригинал в руках читателя…. Соприкосновение с оригиналом есть единственная философская учеба. Ведь если философ идет нам навстречу, то и мы должны идти к философу; мы можем встретиться только в точке обоюдного движения. А, если я не пошел, сижу, схватившись за голову, над текстом, ничего не получится. Только придя в движение и пройдя свою половину пути, мы получаем шанс встретиться с философией – в смысле возможности научиться тому, что умели другие, а я нет, но что я тоже пережил, хотя и не знал, что это так называется, и, более того, не знал, что об этом так можно говорить.

(М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.: «Прогресс». 1990. С. 14-24.)

Само слово «философия» происходит от двух греческих слов «рЬПео» -люблю и «зорЫа» - мудрость и буквально означает любовь к мудрости. Считается, что это понятие в употребление ввел древнегреческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.).

Какое место занимает философия в жизни общества, в системе культуры?

Жизнь человеческого общества протекает в двух сферах - материальной и духовной.

Материальная жизнь включает в себя взаимодействие между обществом и окружающей природой, материальное производство, социально-политическую деятельность людей, научно-экспериментальную и практико-техническую деятельность, материальную сторону семейно-бытовых отношений людей.

Духовная жизнь общества содержит семь основных форм:

1) политическое сознание;

2) правовое сознание;

3) нравственное сознание;

4) эстетическое сознание;


5) науку как форму общественного сознания (частнонаучное знание);

6) религиозное сознание (ему противостоит атеистическое сознание);

7) философию как форму общественного сознания.

Таким образом, философия является специфической формой духовной жизни общества, формой общественного сознания.

Культура объединяет две указанные сферы; культура - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Различают материальную и духовную культуру.

Философия как форма общественного сознания занимает особое место в структуре человеческой культуры: она является синтетической формой общественного сознания. С одной стороны, философия вбирает в себя весь опыт социальной практики людей, с другой стороны, философия является квинтэссенцией (концентрированным выражением) духовной культуры.

Философия интегративная форма духовной деятельности. Она объединяет и обобщает разнокачественное знание (научное, политическое, нравственное и др.).

Философия имеет общие границы с другими формами культуры (политикой, правом, моралью, искусством, религией, наукой) и потому она несет на себе их печать. В многогранности философии источник ее многоликости, которая, однако, не устраняет ее специфики.

Философия нацелена на изучение всеобщего качественно-

При этом частные науки (физика, химия, биология, социология, психология и др.) изучают свойства и законы отдельных областей и уровней действительности. А философия пытается понять мир в целом, выявить его универсальные свойства и отношения, а также источники самого знания - и все это через призму человеческого восприятия.

Философия выступает в качестве мировоззренческой науки. Она имеет « нязь с научным знанием и мировоззрением. Фидософия и мировоззрение 1плимосвязаны между собой, но их следует различать.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений и убеждений ире в целом и о месте человека в этом мире. Носителями мировоззрения потея: отдельный человек, социальная группа, общество в целом, мифика мировоззрения в том, что оно включает в себя убеждения, которые

являются эмоционально-психологическим компонентом, побуждающим к действию.

Философия служит общетеоретическим ядром мировоззрения.

В целом философия выполняет рефлексивную функцию по отношению к духовной деятельности людей, выступает самосознанием культуры, служит живой душой культуры.

Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура».

В современной философской и культурологической литературе имеется множество определений культуры. Выделим наиболее важные из них.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это специфический способ организации и развития человеческой жиз­недеятельности, представленный: а) в продуктах материального и духовного труда; б) в системе социальных норм и учреждений; в) в духовных ценностях; г) в совокупности от­ношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культуру можно также определить как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией. В этом смысле культура является способом социокультурного воспроизводства человека и характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей. Поэтому говорят о культуре мышления, культуре поведения и культуре деятельности, например, о культуре труда, культуре быта, художественной, политической культуре.

В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, молодёжная культура) или всего общест­ва в целом.

Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздейст­вие человека на природу (cultura от латинского глагола со1о - возделываю), такое, как обработка земли, выращивание садов и т. д., а также воспитание и обучение са­мого человека. Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социаль­ной мысли лишь со второй половины XVIII в., однако более или менее сходные понятия могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её преде­лами. Например, у древних греков было понятие «пайдейя», которое означало воспитанность, образо­ванность. Именно греки и выработали впервые идеал образованности, отличающий культурного грека от варвара.

В Средние века смысл понятия культуры схватывался понятием “цивилизация», которым обозначали городской уклад соци­альной жизни.

В эпоху Возрождения культура стала ассоциироваться с признаками личного совер­шенства, гуманистическим идеалом человека, а в эпоху Просвещения - с идеалом просветителей - победным шествием разума и просвещения.

В современном значении «культурный чело­век» - это человек воспитанный, образованный, с высокими нравствен­ными качествами.

Известный советский философ Мераб Мамардашвиличасто повторял, что жизнь, бытие человека в культуре - это постоянное напряжённое усилие быть, усилие, направленное на то, чтобы состояться - состояться как человек, достойный других, достойный жизни в человеческом же обществе, состояться как профессио­нал, как мастер своего дела. Именно этому, в конечном итоге, и служит вся система культурных ценностей, выработанных обществом.

Человеческое, культурное бытие, по словам Мамардашвили, не существует само по себе, и тот, кто впадает в такое заблуждение, постепенно перестаёт быть человеком. Человеческое бытие нуждается в том, чтобы его каждый раз как бы создавали заново, творили. Быть человеком - значит постоянно прикла­дывать усилия, и в такой постоянной работе, в таких усилиях чело­век обретает всё новые жизненные смыслы, обретает свою философию. Мартин Хайдеггер, рассматривая место философии в культуре, утверждал, что «фило­софия касается каждого».

Действительно, всем нам, в определённые периоды жизни, приходится решать самые предельные вопросы нашего бытия, совершать нравственный выбор, определять свою позицию. И в этих случаях не обойтись без общих понятий и представлений, ценностных ориентаций, на которые можно было бы опереться в решении смысложизненых проблем.

Культура в личностном аспекте представляет собой пространство человеческой свободы, давая каждому из нас возможность свободного выбо­ра ценностей своего существования. Но тем самым культура накладывает на человека огромное бремя заботы и ответственности, поскольку осуществить этот выбор совсем не просто.

В этой связи задача философии помочь человеку сориентироваться в системе ценностей и обоснованно осуществить их выбор. Это возможно в силу того, что философия задает предельные горизонты бытия человека, культуры, общества, на основе которых человек формирует свою жизненную позицию, свое отношение к миру, обществу, другим людям. От этого отношения зависит оценка человеком места в мире, представление о смысле собственной жизни и, как результат, общая направленность его социальной активности. Можно ска­зать, что таким способом философия способна повлиять на мир, на все сферы жизнедеятельности человека. У каждого человека в процессе его жизни на основе собственного опыта складывается та или иная философия. Он может быть оптимистом или пессимистом, стоиком или циником, материалистом или идеалистом. Изна­чальные мировоззренческие убеждения человека определяют его поступки, влияют на его отношения с другими людьми, с природой.

На это обращал внимание немецкий философ Г. Гадамер, отмечая, что культурное начало нашей жизни - это величайшая духовная упорядочивающая сила, которая должна противостоять хаосу. А хаос (духовный, рациональный, нрав­ственный) - это то, что постоянно грозит человеку, подстерегает его. И в этой связи значение философии в том, что она является способом сохранения и приумножения культуры.

Обоснование определённой общей позиции человека по отношению к миру - это исходная потребность, вызвавшая философию к жизни, и конечный смысл всего её существования. На выполнение этой задачи «рабо­тают» все традиционные разделы философии - и учение о мире, и учение о познании, и учение о человеке, и учение об обществе и его истории.

Философия, отражающая предельно общие взгляды и убеждения индивида в отношении к обществу, к миру, к самому себе, таким образом, принадлежит к числу высших духовных ценностей, связанных с творческим началом в человеке, с рас­крытием его нравственного и интеллектуального потенциала.

Философия, кроме того, выполняет задачу осмысления феноменов культуры и культурных процессов. Она постоянно осуществляет рефлексию по поводу культурных процессов и явлений. Именно философская мысль выработа­ла представление о сущности, структуре и роли культуры в жизни человека и общества, имен­но философия вырабатывает и задаёт культуре систему понятий и категорий, в ко­торых человек может осмысливать и познавать себя, общество, мир.

Современный французский философ Поль Рикер, рассматривая вопрос о том, какую роль играет философия и философы в современном обществе, выделил три наиболее актуальные задачи, которые стоят перед философией и которые она стремиться выполнять.

Во-первых, способствовать повышению уровня общест­венных дискуссий. Демократия основывается на публичном обсуждении важнейших проблем жизни общества. И в этом смысле философ обязан быть просвещённым гражданином и содействовать проведению таких публичных дискуссий, просвещая других.

Во-вторых, философия несёт ответственность за качество аргументации и точ­ность политического языка. Язык политики риторичен, и мы постоянно подверга­емся риску впасть в софистику. Значение таких фундаментальных понятий, как «свобода», «равенство», «справедливость», «демократия» может быть искажено. За­дача философии - научить участников дискуссий правильно употреблять слова и адекватно выражать свои мысли. Философы должны совершенствовать язык поли­тики и помогать людям лучше понимать друг друга.

И, в-третьих, философия могла бы подать пример толерантности, свободы сло­ва, плюрализма в политических спорах.

В заключении можно сказать, что философия есть специфический способ духовного освоения мира человеком, представляющий собой единство абстрактно-теоретического и ценностного знания. Это самосознание человека и эпохи, выраженное в теоретической форме. Определяя место философии в духовном развитии человечества, нельзя не вспомнить слова гениального немецкого философа Гегеля, который увидел ее значении в том, что философия является духовной квинтэссенцией времени, эпохой, схваченной в мыслях, живой душой культуры.

Литература

1. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988..

3. Гадамер Г.-Г. Акту­альность прекрасного. М., 1991

4. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2001.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963.

7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.,1991

8. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

9. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс. М., 1997.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

11. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. М., 1996.

12. Современный философский словарь. Москва; Бишкек; Екатеринбург., 1996.

13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

14. Фракфорт Г. и др. В преддверии философии. М., 1984.

15. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

16. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:

    история философии (знания философии о своём прошлом)

    онтология (учение о бытии, формах его проявления)

    гносеология (теория познания мира)

    диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)

    антропология (изучения о человеке)

    аксиология (теория ценностей)

    социальная философия (изучение об обществе и его истории).

Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания.Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая мыслящим человеком. Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания).Также философии присуща методологическая, или поисковая функция. Философия формирует исходные принципы (правила, подходы) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. Данные подходы реализуется в различных формах познания (искусство, наука) и в практической деятельности. Функция социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, нравы и т.д.) с точки зрения их соответствия идеалу. Прогностическая функция проявляется в том, что философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека. Кроме названных выше, философия выполняет также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения (особенно это относится к истории философской мысли), есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению. Через философию передаются познавательный опыт и образы (формы, способы) мышления от поколения к поколению.Культура. Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) - детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры. Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно- экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Он итожится двояко: результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности. Философия в системе культуры выполняет социокультурную роль, значение которой – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.Наука. Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они: 1. Стремятся к выработке рационального знания;2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем. Разное, что:1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);4. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученному.

философия познание мировоззрение

Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия -- наука» или «философия -- религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир человека или язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение тематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» -- области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).

В такой схеме можно учесть открытый характер философского постижения культуры: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

Культурологический подход дал возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта. Кроме того, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.

Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.

В самом деле, с исторической точки зрения философия -- не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени ее возникновения человечеством уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии -- это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным

Лучшие статьи по теме