Медицинский сайт
  • Главная
  • Воспаление
  • Греческая мифология. эдип. Царь Эдип. Софокл.Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе В греческой мифологии сын царя фив лая

Греческая мифология. эдип. Царь Эдип. Софокл.Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе В греческой мифологии сын царя фив лая

Сегодняшней работой мы заканчиваем цикл ”Мифы Древней Греции и Рима» в произведениях живописи. Я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении. Благодарю также всех за добрые слова в свой адрес. Простите, что не отвечал каждому «спасибо», но это не из-за недостатка воспитания или не из-за неуважения к вам, а просто из-за экономии места и времени. Мне было очень приятно читать все, что вы написали.
В конце моего сообщения есть и другое, тесно связанное с темой нашей сегодняшней беседы, хотя и не совсем по теме. Желающие могу не читать.
Итак, последняя история - о царе Эдипе. Несмотря на всю трагедийность его образа, как не странно, живописных работ по этой теме оказалось немного. Так что если кто-то знает ещё какие-то работы - пожалуйста, буду очень благодарен.
Эдип — царь Фив, сын Лая и Иокасты. Оракул предсказывал Лаю, что если он женится на Иокасте, то умрёт от руки своего сына. Ослушавшись предсказания, Лай женится на Иокасте. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорожденного Эдипа и выбросить его. Его нашел коринфский пастух.
Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу, который воспитал его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги».
Когда он достиг зрелости, ровесники стали обвинять его, что он приемыш, тогда он отправился в Дельфы и дельфийский оракул через Пифию предсказал ему, что он убьёт своего отца и женится на своей матери. Избегая Полиба, которого считал своим отцом, Эдип отправился в Фивы. По дороге в Дельфы, у распутья трех дорог он встретил Лая, вступил в спор с его возницей и убил своего отца.
Явившись в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкса, крылатого чудовища с львиным телом и женской головой, порождение Орфа, брата-близнеца Кербера, которое опустошало окрестности Фив. Сфинкс загадывал одну и ту же загадку всем прохожим, а тех, кто не давал правильный ответ убивал. Отгадать эту загадку не мог никто. Чтобы спасти город, Эдип отправился к Сфинксу. Чудовище спросило: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух и вечером - на трех ногах?" "Человек" - ответил Эдип, найдя правильное решение. А Сфинкс бросился со скалы в море, ибо решено было богами, что погибнет он, если кто-нибудь разгадает его загадку.

Гюстав Моро "Эдип и Сфинкс" 1864 год


Франсуа-Ксавье Фабр "Эдип и Сфинкс"


Жан Огюст Доминик Энгр "Эдип и Сфинкс"

Эдип освободил город от Сфинкса, за что Фивы избрали Эдипа своим царём, и он женился на вдове Лая, то есть на своей матери Иокасте. От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей - Антигону и Исмену. В наказание за такое преступление - инцест (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву и объявили через прорицателя Тересия, что язва не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лая. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась, Эдип в отчаянии ослепил себя. Когда сыновья стали пренебрегать им, он проклял своих сыновей

Бенинь Ганьеро "Эдип вручает своих детей богам" 1784 год


Александр Кабанель "Эдип и Иокаста" 1843 год


Марсель Андре Баше "Эдип (с Исминой и Антигоной) осуждает Полиника» 1883 год

Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, близ Афин.

Шарль Франсуа Жалабер "Антигона и Эдип покидают Фивы" 1842 год


Фульшран Жан Гаррет "Эдип в Колоне" 1798 год


Антоний Бродовский "Эдип и Антигона" 1828 год


Жан-Антуан-Теодор Жиру "Эдип в Колоне" 1788 год


Пер Габриэль Викинберг "Эдип и Антигона" 1833 год


Джон Питер Крафт " Эдип и Антигона" 1809 год

После смерти отца, Этеокл и Полиник договорились править поочерёдно по одному году, но по прошествии года Этеокл, подстрекаемый своим дядей Креонтом, братом Иокасты, отказался уступить место брату, и Полиник был изгнан из Фив.
Прибыл в Аргос, где правил Адраст, Полиник женился на его дочери. Взамен Адраст обещал передать ему в наследие царство и согласился идти вместе с ним войной на Фивы. Сподвижники Полиника дали на жертвеннике Зевса в Аргосе общую клятву умереть, если им не удастся взять Фивы. В поединке Полиник сразился с Этеоклом, и братья убили друг друга.


Джованни Баттиста Тьеполо "Этеокл и Полиник" 1730 год

Антигона, дочь Эдипа, сопровождала отца в его добровольном изгнании в Колон, а по смерти его вернулась в Фивы. Здесь она тайно предала земле тело Полиника, погибшего в походе против Фив, но оставшегося не похороненным вследствие запрещения Креонта, нового властителя Фив. За это нарушение его запрета Креонт осудил Антигону на погребение заживо. Приговор этот привёл в отчаяние жениха её, Гемона, сына Креонта, и он умертвил себя.

Никифорос Литрас "Антигона и Полиник" 1865 год


Фредерик Лейтон "Антигона" 1882 год


Жан-Жозеф Бенжамен Констан "Антигона и Полиник"


Мария Евфросина Спартали (Стиллман) "Антигона"

Дополнение.
То, что написано ниже - необязательно к прочтению, ибо не имеет отношения к темам нашего сообщества. Каюсь, я воспользовался своими привилегиями в сообществе - простите меня! Просто исследование, с которым я столкнулся несколько лет назад, настолько поразило меня, что я все мучился - с кем бы поделится? То, что написано ниже, не плод моих изысканий, а краткое и достаточно вольное переложение работы выдающегося ученого Иммануила Великовского.
Иммануил Великовский (1895, Витебск — 1979, Принстон) — врач и психоаналитик, создатель нетрадиционных теорий в области истории, геологии и астрономии. Многие его работы вызывали яростную критику и научные споры. Я не буду вдаваться в эти подробности. Также я не буду приводить все доказательства его истории, которую я предлагаю вашему вниманию - для этого надо читать его книгу:"Эдип и Эхнатон".В этой книге Великовский пытается доказать(и доказывает, на мой взгляд), что легенда о Эдипе - отголосок истории, которая имела место. Насколько ему это удалось - судить вам.

Начнем с таинственного существа - Сфикса. Это существо,сторожащее Фивы в Беотии, не было одной из знакомых греческих фигур: Минотавр, кентавр, Медуза Горгона, гарпия, фурия, киклоп. Это был Сфинкс и так он назывался у греческих трагиков. Его Родина - Египет. Согласно многим документам, Сфинкс - это изображение богини Хатор. Той самой богини, святилище которой располагалось на скалах, возвышающихся над египетскими Фивами(ныне Луксор и Карнак), бывшими в свое время столицей Верхнего Египта, а потом и всей страны. Нелишне заметить, что перед статуей богини, а точнее перед Сфинксом, приносились человеческие жертвы. Греческий же Сфинкс сам убивал путников, что, естественно относится уже к мифологии.
Расцвет культа Сфинкса относится ко времени правления фараона Аменхотепа III и его жены, царицы Ти. Она зачинала несколько раз. Ти родила сына, но о нем ничего не известно - не упоминаний о нем, не его изображений - до тех пор, пока он не явился после смерти отца требовать трон. Три же дочери Аменхотепа и жили с родителями, и изображались на семейных портретах.
О смерти Аменхотепа ничего не известно. Он просто внезапно исчез со сцены. Вдруг оказалось так, что полновластная хозяйка Египта - царица Ти. И она продолжала оставаться таковой до начала царствования следующего фараона - Аменхотепа IV- Эхнатона.
Сохранились изображения Эхнатона с семьей, и они очень отличаются от стиля живописи предшествующих и последующих веков. Особенно необычно тело Эхнатона - длинная голова, тонкая шея, обвислый живот, но самая заметная деформация в области бедер - они распухшие. А, как мы помним, греческий царь был назван - Эдипом, что означает "пухлоногий". Хо в легенде говорится, что у Эдипа были пухлые проколотые в детстве ступни, а у Эхнатона, судя по, изображениям - пухлые бедра. Но во многих языках ступня и нога - не различаются. По-русски мы говорим: "Ему упала на ногу", хотя на самом деле упало на ступню. Вот и по-гречески - pous и ступня, и нога. А именно это слово было использовано в загадке Сфинкса. А теперь представьте грека, увидевшего изображение Эхнатона. Как он мог его назвать? Эдип!

Как уже говорилось, Эхнатон возник, как бы ниоткуда. Но что тогда должен означать эпитет, который он применял к самому себе в ранних памятниках своего царствования:"Который уцелел, чтобы жить долго"? Это выражение явно намекает на то, что будущему царю в детстве грозила смерть. Вот тут и следует обратить внимание на тот факт, что в период этой, восемнадцатой династии, фараоны при назначении наследника, придавали прорицаниям оракула. Аменхотеп III вопрошал фиванского оракула, ибо в то время Фивы были столицей. Видимо, руководствуясь предсказаниям фиванского оракула, сын царя воспитывался вдали от дома. Поэтому, нет ничего удивительного, что придя к власти, Эхнатон изгнал гигантскую группировку жрецов и окружил себя жрецами Гелиополиса, где находился другой оракул. И заодно был сброшен со скалы фиванский Сфинкс. Греческий же бросился со скалы сам, что неудивительно для мифа.
Интересная деталь: повествование об убийстве отца. Эдип убил, но Эхнатон же не обивал своего отца. Однако надо знать обычае и верования его подданных - Эхнатон уничтожил самую священную для египтян вещь - мемориальную табличку с именем отца, что было равносильно убийству.
Эхнатон освободил Фивы от человеческих жертвоприношений, сбросил Сфинкса и установил религию любви, но и самообожания. Вот, что он писал о себе: "... Сын Солнца, который живет в истине, Эхнатон, великий во времени". Любопытно, что в некоторых древних источниках Эдипа называли сынок Гелоса(солнца). Что бы покончить с детством Эхнатона - интересная деталь. Среди нескольких могил знати того времени, на которых перечисляются их должности и заслуги, есть могила человека о котором не написано ни строчки. Причем эта могила расположена рядом с могилой Верховного жреца. Судя по некоторым признакам, умерший был человеком низкого происхождения и поэтому мало понятно, почему он похоронен здесь. Видимо этот человек был дорог Эхнатону. Однако, его имя никогда не встречается в придворной хроники, что дает нам основания думать, что этот человек был связан с Эхнатонов до того, как тот стал фараонам. И тут на ум приходит пастух, нашедший и воспитавший Эдипа. Может быть, этот простолюдин сыграл похожую роль в жизни Эхнатона?
Теперь давайте разбираться с женой и матерью. Только одно надо учесть заранее - Эхнатон стал фараоном, будучи ребенком и только наличие властной, волевой матери, которую, видимо, мальчик обожал, дало ему возможность удержатся на троне. Итак, мать или как писали"Мать Царя и Великая Царская Жена" Ти. Странный титул, особенно если учесть, что Ти содержала царский гарем, что являлось привилегией жены царя. Жена фараона - несравненная Нефертити. Сыновья:Саанех и Тутенхамон. Дочери: Меритатеи, Мекататен,Анхесенпаатен,Нефернефруатон-т ашерит,Нефернефрура,Сетепенра и последняя - Бекетатен. Но вот, что странно: на всех росписях Бекетатен изображена рядом с Ти, когда остальные рядом с Нефертити; Бекетатен всюду именуется -Дочь Царя, тогда, как остальные - Дочери Нефертити. Дальше - ещё интереснее. Если мы обратимся к изображениям той поры, то на более ранних Эхнатон и Нефертити стоят с одной стороны, а Ти - с другой, однако при этом на голове Ти был двойной плюмаж и рогатый диск; в то время, как на голове Нефертити - простая прическа. Но не могло быть двух Великих цариц, и одна была вынуждена уйти. Ушла Нефертити. Она просто исчезла со всех последующих изображений. А над входом в главный храм Ахет-Атона, где были приготовлены три жертвенника: один для царя, один для Ти, один для Бекетатен, находится барельеф с изображением этих трех персонажей. Кстати, в одном из ранних мифов о Эдипе, тот отсылает свою молодую жену Евригинию, мать четверых его детей в изгнание. И хотя для древнегреческих трагиков 7 века эта история осталась как бы за скобками - сходство, несомненно. По некоторым данным Нефертити вернулась в одну из резиденций своего отца - Аи. И тут еще один интересный нюанс - Аи -это не только отец Хефертити; но и брат царицы Ти. Родственные браки и инцесты были распространены в египетских династиях довольно широко. Только вот сын с матерью - единственное исключение. Таким образом, возникла, говоря современным языком, оппозиция Эхнатону и Ти. Хотя Аи занимал во дворе высочайшие посты и, видимо, пользовался неограниченным доверием. Дело близится к финалу; история становится все запутаннее, а совпадений - все больше.

Саанехт, сын Эхнатона женился на своей сестре - Меритатен; старшей дочери Нефертити. Его брат Тутенхамон женился еще на одной сестре Анхесенпаатен.Т.е на сцену выходят два брата и две сестры - мотив, который присутствует в греческой истории. Правда, те не состояли в браке между собой, да и не могло этого быть: греческие обычаи заметно отличались от египетских.
Эхнатон всюду появляется с Саанехтом, видимо готовя его на роль наследника Но события начинают ускорятся: положение Египта становится хуже, соседи отбирают египетские земли. Встает извечный вопрос - кто виноват. В данной ситуации говорит свое веское слово та часть духовенства, которая во время проводимых Эхнатоном реформ была отстранена от "кормушки" и прозябала вдали от Фив. Они кооперируются с Аи и Саанехтом и при помощи прорицателя Аменхотепа, сына Хану, заявляют о вине Эхнатона. Вспомним о слепом прорицателе Тересии и сравним его с египтянином; причем мы можем даже говорить о физическом сходстве Портрет Аменхотепа, сына Хапу дошел до нас, как изображение молодого человека с длинными волосами; причесанными так, как причесывались простолюдинки в Египте. А вот миф о Тересиии гласит; что за то, что он убил самку змеи боги в наказание на некоторое время превратили его в женщину.
Сам египтянин в отличие от Тересия не был слепым (во всяком случае таких данных нет, но был покровителем слепых). Теперь о другом слепце - о Эдипе. который с горя выколол себе глаза. Как я уже писал вначале этих заметок, я не буду приводить всех выкладок Великовского, но он доказывает, что есть все основание говорить, что Эхнатон ослеп. Конец Эхнатона был ужасен - дворцовый переворот удался, его сын Саанехт совместно с дядей Аи пришли к власти, Эхнатон слепой и все потерявший был отправлен в ссылку куда-то на пограничные земли.
А что же семья? Начнем с сыновей Эхнатона двух братьев: Саанехта и Тутенхамона. Первый начал править еще при живом, но отстраненным от власти, отце. Правил всего 3 года. Потом царем Египта стал Тутенхамон, который правил года четыре и умер. Учеными были обнаружены две могилы и убедительно доказана, что это погребения братьев. Могила Саанехта представляет собой грубо вырубленный в скале склеп, в котором находились вещи с именами Эхнатона и Ти, но без имени того, чья это могила, с телом, положенный в чужой саркофаг, брошенный так торопливо, что гроб упал и мумия почти вывалилась. Были найдены трогательные стихи, нацарапанные на золотой фольге, но тоже без имени. Ну, а о роскошной могиле Тутенхамона мы все знаем. Хотя за годы своего правлению он не сделал ничего, чтобы быть похороненным с такими почестями. Глухо говорилось лишь о какой-то войне, но с кем - не сказано ничего. И еще одна интересная деталь. Единственный случай во всей истории Египта - следующий за Тутенхамоном царь, а им стал Аи изобразил себя около гроба царя умершего.Достаточно вспомнить историю сыновей Эдипа и сходство историй будет поразительным.
Дальше - больше. Т.е. еще загадочнее. В истории о Эдипе, Атигона за то, что нарушила запрет Креонта и провела над телом брата погребальный обряд, была приговорена им к заточению в пещеру, которая находилась, рядом с тем местом, где она похоронила брата. Ей оставили пищи на несколько дней, а затем она должна была умереть медленной и мучительной смертью.
В нескольких сотнях метров от могилы Саанехта было обнаружено странное захоронение. На глубине примерно 6 футов находилась пещера, заваленная скальными породами. В ней находилось достаточно много различных предметов утвари. В основном, это были маленькие вещи: несколько сосудов с надписями: хлеб, зерно, виноград и т.д., кувшины для хранения воды, женские шарфики из очень легкой материи, которые использовали как тряпки. Был найден кусок ткани с вышитой вручную надписью:"Да здравствует царь Нофер" , а Нофер -это второе имя Саанехта. Там же находились бусы и истлевшие венки из цветов. А самая главное - посмертная маска молодой женщины. Утверждать, то это сестра-жена Саафера Меритатен нет оснований, но уж очень все это напоминает судьбу Антигоны.
Иокаста покончила жизни самоубийством, сказав напоследок: "... Я отрезаю свои серебряные кудри и пусть они падут от горя в море слез...". Мумии царицы Ти не обнаружено, в склепе, довольно убогом, находятся останки ее сына Саанехта. Но даже из этой жалкой могилы ее тело выбросили, катафалк разбили и надписи сбили. Исходя из знания того, как египтяне относились к загробной жизни и к самоубийствам, можно предположить, что и царевна Ти наложила на себя руки. А в могиле ее сына Тутенхамона была найдена маленькая коробочка с локоном. Надпись на коробочке гласила, что это волосы царевны Ти.
А что же два главных героя этих истории, как похоронены они? А это никто не знает. Единственное известно, что похоронены они на чужбине, но где именно - тайна, покрытая мраком.
На этом можно было бы поставить точку, но все же история была бы неполной, если бы мы не облекли ее в хронологические рамки.
Итак, время царствование Эхнатона определятся по разному двумя группами египтологов. Одни считают, что 17-й год его царствования был последним, другие, что 21 -й. Их коллеги историки, но уже специалисты по Древней греции, тоже разбились на два лагеря. Одни согласны с утверждением, что "Тиресий приходит к царю, что бы поведать ему тайну, которую он хранил 16 лет", другие же уверены, что "Двадцать лет прошло с тех пор и бедствие обрушилось на город". Не находите, что цифры удивительно похожи. Неужели историки сговорились?

Со сфинксом мы встречаемся в четвёртой книге. Надо отметить, что со стороны Джоан Роулинг было весьма нестандартным решением поместить именно это существо в волшебный лабиринт. Ведь до этого мы сталкивались с персонажами, наиболее характерными для мифологии народов Западной Европы или Индии (что случалось реже, но бывало и такое). Конечно, насколько бы самобытен народ не был, все эти его божества, герои и чудища обязательно имеют определённые качества, присущие любому «правильному» божеству, герою или чудищу.

Но сфинкс – это существо очень и очень колоритное. И у любого человека он ассоциируется со своей родиной - с Египтом. Потом можно уже вспомнить, что сфинкс встречается и в древнегреческих легендах.
И всё же сложно найти чудовище с более древней историей, чем у сфинкса. Это величественное создание с телом льва и головой человека порождало различные легенды на протяжении более чем 5000 лет. Его изображение часто ассоциировалось с разливом Нила, который приносил жизнь иссушенной египетской пустыне. Сам сфинкс в Древнем Египте является символом мудрости, силы, благородства и королевской власти. В средние века он стал олицетворением загадочности, таинственности, чего-то сверхъестественного.
Статуи сфинксов охраняли большинство египетских гробниц и храмов. Считалось, что своим видом это существо отпугнёт затеявшего недоброе по отношению к святыне. Мне посчастливилось побывать непосредственно у этого огромного памятника. И выражение лица сфинкса действительно можно сравнить с ликом знаменитой Джоконды, ибо в его взгляде присутствует что-то отталкивающие, едва уловимое… Достаточно сказать, что «Сфинкс» по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса».
Самая известная египетская статуя сфинкса – это расположенный в пустыне в районе плато Гизы Великий Сфинкс,изображение которого присутствует в любомшкольном учебнике по истории Древнего Мира. Сие грандиозное
сооружение насчитывает 240 футов (около 73 м.) в длину и 66 футов (или 20 м.) в ширину. Возраст этого сфинкса составляет более 4500 лет, его колоссальное львиное тело, вырезанное из известняка, венчает голова египетского фараона. Большинство историков считает, что эта статуя посвящена египетскому фараону Хефрену (сын Хеопса), чья пирамида расположена неподалёку. Рядом располагаются пирамиды Хеопса и Микерина (сын Хефрена). Итак, эти три гробницы Великий Сфинкс и охраняет.
Из Древнего Египта миф о сфинксе, переправившись через Средиземное море, распространился по Месопотамии и Древней Греции. В этих странах получеловек-полулев стал воплощением злых сил, часто он ассоциировался не только с преисподней, но и с бессмысленной жестокостью и разрушением. Греки говорили, что трон бога Зевса, установленный на Олимпе – священной
горе, где обитали боги, был украшен изображением кольца из сфинксов, держащих в пастях маленьких детей. Другие греческие и римские сфинксы изображались разрывающими свои жертвы на части или просто терзающие их бренные останки.

Анатомия сфинкса так же менялась с продвижением на северо-запад: в Месопотамии мифическое чудовище часто изображалось с головой барана или орла; в Греции оно наделялось крыльями, а также лицом и грудью женщины. И хотя у сфинкса, встреченного Гарри Поттером во время Турнира Трёх Волшебников, нет крыльев, он наверняка происходит из Греции. И не только потому, что у него женское лицо, сколько по причине того, что свой ум он использует для сохранения тёмных тайн, подобно сфинксу из древнегреческого мифа об Эдипе.

Миф об Эдипе и Сфинксе
У фиванского царя Лая родился сын, которого жестокий отец решил бросить в лесу на растерзание зверям. Однако раб Лая и раб Полиба, коринфского царя, спасают мальчика и отдают Полибу, который и называет его Эдипом. Однажды Эдип, уже возмужавший, узнаёт тайну своего рождения и, не добившись объяснений от приёмных родителей, отправляется в странствие для выяснения своего происхождения.
Дорога приводит Эдипа в Фивы, где по неизвестной ему причине царит великое уныние. Вскоре странник узнаёт, что страшное чудовище Сфинкс, порождение Грифона и Ехидны, обитает на горе Сфингион около города. Всё чаще и чаще требовала кровожадная тварь себе жертв. И Эдип решает избавить Фивы от страшного бедствия.
Он идёт к Сфинксу. Страшное чудовище с головой женщины, туловищем льва и размашистыми крыльями, задаёт всем проходящим сложную загадку, рассказанную музами. По велению великих богов Сфинкс находится здесь и не уйдёт никогда, если не получит от какого-нибудь путника ответ на свой вопрос. И всех, кто неверно ответил, чудище убивало своими острыми когтями. Но решили боги: получив отгадку, оно само погибнет.
Эдип, не испугавшись участи своих предшественников, пришёл к Сфинксу. И предложил Сфинкс свою загадку:
- Ответь мне: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Только он так изменяется. Если ходит он на четырёх ногах, то сил у него меньше и двигается он медленнее, нежели в другое время.
И ответил тотчас Эдип:
- Это человек. В младенчестве своём, когда ещё только утро существования его, он медленно ползает на четвереньках, слабый и беззащитный. В середине жизни, т. е. днём, человек твёрдо ходит на двух ногах. В старчестве же, под вечер жизни своей, он вынужден ходить с клюкой, т.е. на трёх ногах.
Бросился тогда Сфинкс со скалы в море и разбился об острые скалы, ведь правильно Эдип ответил ему.
Возрадовались жители Фив возвращению своего героя, и провозгласили они Эдипа царём...

Вам, уважаемые читатели, вероятно, после этого мифа сразу же должен вспомниться эпизод с загадкой Сфинкса из лабиринта («Гарри Поттер и Огненная Чаша»). Очевидно, что он перекликается с уже известной вам историей об Эдипе, и Дж. Роулинг, конечно, взяла её за основу.
Само слово «сфинкс» происходит от греческого «сфингейн», означающего «сдавливать, душить». И, кстати, “Сфинкс” по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса».
Не смотря на утверждения некоторых средневековых авторов, нет никаких доказательств того, что древние египтяне, жители Месопотамии или греки считали сфинкса реально существующим животным. Их легенды, искусство и литература всегда описывают сфинкса как мифическое существо, символизирующее силу и тайное знание. Однако это не остановило более поздних исследователей: например, зоолог XVII века Эдвард Топселл утверждал, что реальный прототип сфинкса – это эфиопская обезьяна, отличающаяся необычной внешностью. В честь таких научных наблюдений, приведших к неверным выводам, позднее был назван вид обезьян – сфинкс бабуин.

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма, в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он - приёмыш.
Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы - спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! - в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. - Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»
Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине - Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте - ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.
Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса - чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её - за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.
Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она - его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.
Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он - убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.
Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него - фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» - входом в подземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.
Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей, правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.
Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались помирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы Семерых героев, гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

Лай был сыном фиванского царя Лабдака. Когда умер его отец, Лай был еще маленьким и не смог сразу же принять власть. А когда Лай достиг совершеннолетия, он был изгнан своими родственниками Амфионом и Зетом, которые завладели его престолом. Наконец, переждав некоторое время во дворце Пелопа в Элиде, Лай возвратился на родину и был провозглашен царем.

Супругой своей Лай избрал Иокасту. Поскольку у них не было детей, Лай обратился за советом к Дельфийскому оракулу. Пифия посоветовала ему оставаться бездетным, потому что в противном случае сын, который родится у него, должен лишить его жизни и стать причиной великих бедствий для всего рода. Поэтому Лай оставил всякую надежду иметь наследника, с чем однако не смирилась Иокаста. Однажды вечером она напоила допьяна мужа, возлегла с ним и забеременела. Когда у них родился сын, Лай, с ужасом вспоминая предсказание, связал ножки младенцу цепями и отдал пастуху отнести ребенка на Кифероне, в священную рощу Геры, чтобы тот поскорее умер.
Однако судьба ребенка, который по причине распухших ножек был назван Эдипом (oidema -опухоль) сложилась совсем по-иному. Пастух, которому было поручено погубить ребенка, сжалился над ним в последнюю минуту и отдал его конюхам коринфского царя Полиба, случайно оказавшимся там. Те отнесли ребенка своему царю. Жена царя Меропа предложила усыновить мальчика, поскольку своих детей у царской четы не было. Таким образом, Эдип вырос в Коринфе, думая, что его родители — Полиб и Меропа.
Однажды на пиру какой-то захмелевший юноша, сказал Эдипу, что он — приемный сын царя. Однако поскольку никто во дворце не открыл ему истину, Эдип отправился в Дельфийское прорицалище. Данное предсказание было ужасно: Эдипу было написано на роду убить отца, вступить в связь с матерью и произвести на свет злополучное потомство. Охваченный ужасом и скорбью, Эдип покинул родной дом и стал скитаться по окрестным местам, решив во что бы то ни стало воспрепятствовать исполнению пророчества.
Оказавшись как-то на перепутье трех дорог в Фокиде, в местности под названием Схиста, Эдип постречал ехавшего на колеснице Лая. Фиванский царь ехал в Дельфы узнать о судьбе своего сына, поскольку ему приснился недобрый сон, вызвавший на душе тревогу. Ничего не зная друг о друге, два путешественника поссорились из-за того, кто проедет первым, схватились друг с другом, и Эдип убил отца, осуществив тем самым первую часть пророчества.
Смерть Лая не была единственным несчастьем, обрушившимся в те дни на Фивы. Неподалеку от города, на горе Фикий поселилась Сфинга (Сфинкс) — чудовище с телом льва, крыльями птицы и головой женщины, которая сеяла гибель в округе. Сфинга задавала путникам неразрешимую загадку: «Кто ходит в начале на четырех ногах, затем — на двух и под конец — на трех?» и убивала каждого, кто не мог дать ответ.

Поскольку в течение длительного времени никому это не удавалось, брат Иокасты Креонт, получивший между тем власть над Фивами, обещал дать в награду руку Иокасты и царский престол тому, кто сможет разгадать загадку и изгнать Сфингу. Прославившийся своей мудростью Эдип решил испытать свои силы и отправился к Сфинге. Едва та задала загадку в полной уверенности, что Эдип не найдет ответа, этот трагический герой, совершенно уверенный в себе, ответил: «Это — человек: появившись на свет, он ползает на четвереньках, затем поднимается на обе ноги, а под конец жизни опирается о посох, словно на третью ногу.» Так был дан верный ответ, а Сфинга в отчаянии бросилась со скалы и разбилась насмерть. Эдип стал царем Фив и взял в жены Иокасту, не подозревая, что она была его матерью. От брака Эдипа с Иокастой родились Антигона, Йемена, Полиник и Этеокл.
Однажды на Фивы обрушился страшный мор и обеспокоенный Эдип обратился за советом в прорицалище Аполлона. Для избавления от напасти бог посоветовал фиванцам найти и изгнать убийцу Лая. Эдип лично занялся расследованием, однако никто в городе не знал ничего о смерти прежнего царя. Тогда Эдип вызвал прорицателя Тиресия, и тот, отказавшись поначалу говорить, объявил затем, что Лая убил Эдип. Это сообщение было подтверждено описаниями подробностей убийства на распутье Схисты, которые дала Иокаста. Потрясенный Эдип собрался было покинуть город, чтобы спасти тем самым его жителей, однако не пожелал возвращаться в Коринф, опасаясь, что может убить там своего отца Полиба и вступить в брак с Меропой, как якобы предрекла ему пифия.
Однако судьба заранее предопределила его действия. В Фивы прибыл вестник, который сообщил о смерти Полиба и по секрету сообщил Эдипу, что коринфский царь в действительности не был его отцом. Более того, вестник рассказал, как он сам принял от пастуха на Кифероне Эдипа со связанными ножками и принес его в Коринф. Эта трагическое известие взволновало несчастного царя, который еще не мог представить себе, что вскоре его ожидают самые ужасные открытия. В тревоге Эдип велел привести пастуха с Киферо-на, чтобы узнать, кто был его настоящим отцом. Как только пастух открыл страшную тайну, Иокаста, не в силах вынести несчастья, повесилась на крыше дворца, а Эдип в отчаянии сорвал с одежды своей мертвой матери и супруги пряжки и вонзил их себе в глаза, чтобы не видеть больше ужасных прегрешений.
Попрощавшись с детьми, Эдип покинул Фивы, и только верная дочь Антигона последовала за отцом в его скитаниях. Никакой город не желал приютить проклятого богами Эдипа. Наконец, Эдип пришел умоляющим в святилище Эвменид в Аттике, и сжалившийся над его злоключениями Тесей убедил афинян принять его в свой город. Между тем в Фивах сыновья Эдипа, оспаривая друг у друга право наследования престола, стали на путь открытой вражды. Поэтому Креонт постарался найти Эдипа и просьбами или силой вернуть его на родину. Эдип отказался от всех предложений о возвращении и предал страшному проклятию обоих сыновей, которые не оказали ему должного почтения.
Исстрадавшись, Эдип почувствовал, что конец его близок. Тогда он позвал Тесея и сообщил ему, что сам избрал местом своей смерти Колон. Только афинскому царю открыл он тайну местонахождения своей могилы, знать которую не должен никто, поскольку эта могила будет хранить афинян от всякой скверны. Эту тайну Тесей должен был открыть перед смертью своему старшему сыну, и так тайна должна переходить из поколение в поколение, оставаясь известной только одному из граждан. Под конец Эдип простился с Антигоной и Исменой, которая тоже прибыла к нему незадолго до прихода Креонта, дошел до места, избранного им для могилы, и испустил дух. Неожиданно земля разверзлась и поглотила многострадального героя.

    Как вести себя туристу в Греции

    Если Вы собрались посетить Греции и не знаете как себя вести в этой стране, то эта статья именно для Вас. Прежде всего, хочется заметить, что греки очень эмоциональный народ, который видит насквозь фальш в поведении. Поэтому будьте всегда честными и дружелюбными. Наверное, многие знают, что греческая нация самая жизнерадостная и оптимистическая в мире, поэтому всегда улыбайтесь при знакомстве и общении с представителями этого народа. Отсутствие улыбки они могут расценить как отсутствие интереса к собеседнику или траур.

    Тайное общество-"Филики Этерия" в Одессе

    В начале 19-го века большинство молодых греков стремилось вступить в некое тайное общество, целью которого было свержение османского владычества и провозглашение независимости Эллады. Называлась эта подпольная организация «Филики Этерия» (в переводе с греческого языка «Общество друзей»).

    Очаровательный город Сития

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть вторая).

    Археологический музей в Салоники– ведущий в городе и один из лучших среди всех музеев Греции. Его экспонаты впитали всю многовековую историю этого прекрасного края, и помогут каждому желающему совершить неповторимое путешествие в прошлое, вплоть до конца VI в. до н.э. Отдельные экспонаты музея датируются периодом неолита и железного века, подтверждая связь древней Македонии с ранними греческими племенами.

Перед рождением Эдипа оракул предсказал, что суждено ему убить отца и стать мужем собственной матери. Лаий, царь Фив, пронзил сыну ступни и приказал бросить его умирать в глуши.
Но ребенок не погиб. Пастух подобрал дитя и отнес в Коринф, где царь Полиб и его жена Меропа , будучи бездетными приняли и воспитали Эдипа как родного сына. И мальчик считал их своими родителями. А когда юноша стал воином и узнал о том, что предсказано ему, то не медля ни минуты покинул Коринф, чтобы не принести несчастье тем, кого любил всем сердцем, и направился в Фивы. В ущелье не перекрестке трех дорог некий старец оскорбил юношу; разгневанный Эдип убил его. Это был Лаий, царь Фив, его отец. Сам того не ведая, Эдип исполнил первую часть предначертания.
Великое уныние овладело Фивами: погиб царь, а окрестности опустошал Сфинкс.

Сфинкс - крылатое чудовище с львиным телом и женской головой, порождение Орфа , брата-близнеца Кербера . (Во всех литературных произведениях упоминается как существо мужского пола, однако на изображениях имеет явно женское тело)

Сфинкс загадывал одну и ту же загадку всем прохожим, а тех, кто не давал правильный ответ убивал. Отгадать эту загадку не мог никто. Чтобы спасти город, Эдип отправился к Сфинксу. Чудовище спросило: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух и вечером - на трех ногах?" "Человек" - ответил Эдип, найдя правильное решение. А Сфинкс бросился со скалы в море, ибо решено было богами, что погибнет он, если кто-нибудь разгадает его загадку.
Так освободил Эдип Фивы от чудовища. За это деяние Эдип был провозглашен царем Фив и получил царствовавшую вдову Иокасту в жены. Он имел от нее двух дочерей Антигону и Исмену , и двух сыновей, Этеокла и Полиника . Избегая предсказания, он исполнял его.
Истина открылась ему несколько лет спустя, когда на царство отцеубийцы и кровосмесителя напал великий мор. Прорицатель Тиресий открыл ему, за что ниспослано такое наказание. Иокаста не вынесла всего ужаса, открывшегося перед ней и покончила с собой. Обезумев от горя, Эдип ослепил себя. Фиванцы изгнали его из страны, и бывший царь, сопровождаемый дочерью Антигоной, ушел скитаться по чужим землям.

Эдип в Афинах

После долгих скитаний Эдип пришел наконец в Аттику, к городу Афины. Там он попросил приюта у правящего тогда городом Тесея . В Афинах его нашла дочь Исмена, чтобы передать печальные вести: сыновья Эдипа вначале вместе правили в Фивах. Но младший сын, Этеокл, завладел один властью и изгнал из Фив Полиника. Полиник отправился в Аргос, там нашел себе помощь и теперь идет с войском против Фив. Оракул в Дельфах тому победу, на чьей стороне будет Эдип. Вскоре появился Креонт , брат Иокасты, правящий вместе с Этеоклом. Он попытался уговорить Эдипа вернуться с ним в Фивы, но тот отказался. Тогда решил Креонт захватить Эдипа силой, но афиняне, под защитой которых был несчастный старец, не позволили ему этого сделать. Прибывший из Аргоса Полиник старался склонить отца на свою сторону, но Эдип проклял своих сыновей, изгнавших его.
Эдип умер в священной роще Эвменид , найдя упокоение лишь в смерти.

Генеалогия:

Кадм и Гармония : в этой ветви фигурирует происхождение Эдипа и его дети от Иокасты.
Начало начал : а в этой ветви можно посмотреть происхождение Сфинкса, принадлежащего к древнейшему поколению богов.

Лучшие статьи по теме