Медицинский сайт
  • Главная
  • Средства
  • Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их В потоке пробуждения

Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их В потоке пробуждения

Святой апостол Павел заповедует нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и… подражайте вере их» (Евр. 13,7). Внимая зову святого Апостола, мы славим и ублажаем сегодня просветителя и крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира.

Призрело всемилостивое око благого Бога на князя Владимира – и воссиял в сердце его разум; он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. Возгорелся он духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю свою землю в христианство. По благоволению любви Божией к роду человеческому это исполнилось. Вошедши в святую купель, возродился Владимир от Духа и воды, и повелел он всему народу своему креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. С тех пор земля наша стала славить Христа с Отцом и Святым Духом.

Просветило землю нашу солнце Евангелия, разрушились капища, воздвигались церкви, крест освятил города, идолы низверглись и явились иконы святых, стала возноситься бескровная Жертва, фимиам, возносимый Богу, освятил воздух.
Князь Владимир – сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера.

Что же дала христианская вера князю Владимиру и стране нашей? Грешный и буйный язычник Владимир стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное, интимное, глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. «Обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную»,– поет о нем Церковь.

Святая вера изменила Владимира, помогла ему услышать слово Господне, сказанное царю Навуходоносору пророком Даниилом и по слову этому устроить свою жизнь: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. 4,24).

Милостыня к людям дала ему великое дерзновение перед Богом как присному рабу Христову. В этом утверждают нас слова Писания: «Хвалится милость на суде» (Иак. 2,13); «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5,7); «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5,20). Если Господь Бог воздает такую награду за обращение единого человека, то какое блаженство обрел князь Владимир?! Ведь он не только сам обратился ко Христу, но и как государь и вождь заботился об обращении своего народа. От него, как от пламенеющего костра, зажглись огни веры в сердцах его людей. Вера очистила народ от грубого заблуждения идолопоклонства, изменила нравы людские. В христианской вере – истоки нашей отечественной культуры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре. Вера внесла в жизнь нашего народа, в семью и общество гуманные принципы. Вера, которую Господь даровал нам через князя Владимира, была достойным сеянием, принесшим достойные плоды духа. Она прославила сонмы святых угодников – наших соотечественников, которые ходатайствуют перед Богом за нашу землю, за нашу святую Церковь, за наш народ.

Ублажая просветителя и крестителя Руси, постоянного ходатая перед Богом и нашего молитвенника равноапостольного великого князя Владимира, будем, братия и сестры, хранить веру православную и строить жизнь свою согласно Евангелию. Все это требует трудов и усилия, но с нами Бог, давший нам бесценный дар веры и помогающий возрастать нам в меру возраста Христова. С нами молитвенная помощь равноапостольного Князя.

Чтобы сохранить веру, недостаточно одного знания. Можно прекрасно знать Священное Писание, его священные веления – и быть плохим христианином. Настоящим христианином будет тот, кто к знанию о вере, о Боге, о Церкви присовокупляет церковный опыт, истинную христианскую жизнь.
Помолимся всеблагому Богу, просвещающему и освящающему всякого человека, приходящего в мир, дабы молитвами нашего просветителя святого князя Владимира Он укрепил нашу веру и помог нам, побеждая все суетное, греховное и житейское, быть достойными детьми своей святой Церкви и Отчизны, наследниками жизни вечной.
Католицизм Рашкова Раиса Тимофеевна

Культ святых: «поминайте наставников ваших… подражайте вере их»

Одной из важнейших сторон католического культа и вероучения является почитание святых. Культ святых сложился в первые века христианства и был основан на текстах Нового Завета, где говорится о том, что апостолы и мученики за веру будут особо отмечены на небесах (Мф. 19:23; Откр. 9:14–16), а также о том, что пример их земной жизни заслуживает подражания (Евр. 13:7: «Поминайте наставников ваших… подражайте вере их»). Учение апостола Павла о церкви как мистическом теле Христа, в котором все верующие суть «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но…»), стало главным богословским обоснованием культа святых. Впервые почитание святого зафиксировано документально около 159 г. в сочинении «Мученичество Поликарпа», в котором сообщается об особом почитании дня его кончины последователями.

Первыми христианскими святыми были мученики. Первоначально культ святых складывается из поклонения останкам мучеников, пострадавших во время гонений на христиан. Ориген , обосновывая культ святых мучеников, утверждал, что обращение к ним действенно, только если верующий следует их примеру. В IV–V вв., когда многие отрекаются от «грешного» мира и бегут в пустыню ради спасения души и подвигов веры, складывается представление, что жизнь, посвященная Богу и полная самоотречения, равна по святости мученичеству. Так появляется культ святых исповедников и аскетов. В богослужениях поминать святых начинают в V в., что засвидетельствовано Августином. Тогда же начинают составлять календарные списки святых для поминовения. Но почитание святых послужило поводом противникам христианства для обвинений в идолопоклонстве. Папа Григорий I Великий в сочинении «О жизни италийских отцов и бессмертии души» опровергает эти обвинения и дает богословское обоснование почитания святых. Широкое распространение культа святых приводит к тому, что он соединяется с древними дохристианскими верованиями, и святые становятся покровителями всех видов человеческой деятельности, помощниками и защитниками от напастей и болезней, а затем и патронами стран и городов. Покровительство святого было связано с его занятиями в земной жизни или способом его мученичества. Так, покровителем плотников считался св. Иосиф. Принявшая мученичество через колесование св. Екатерина стала помощницей колесных дел мастеров, каретников, а затем и автомобилистов. Охотники почитали св. Губерта, ювелиры – св. Элигия, св. Цецилию – музыканты. Особо почитаемы были святые целители, а среди них – защитники от чумы, бича средневековой Европы, св. Рох и св. Себастьян. Св. Антоний почитался как защитник от гангрены – «антонова огня» и т. д. Своих покровителей имели целые народы и страны: св. Франциск – Италии, св. Людовик IX – Франции, св. Георгий – Англии и т. д. Многие страны почитают своей покровительницей Деву Марию, а папа Иоанн Павел II даже посвятил ее покровительству всю Вселенную.

До XII в. культом святых ведали епископы. Но со временем накопились местные злоупотребления, и потребовалось принятие строгой процедуры причисления к лику святых. Папа Александр III около 1170 г. настаивал, что объявлять кого-либо святым может только папа. Папа Григорий IX внес это правило в «Свод канонического права». Папа Урбан VIII в XVII в. установил две ступени причисления к лику святых: беатификация и канонизация.

Беатификация (от лат. beatificatio, beatus – блаженный и fatio – делаю) – причисление к лику блаженных, первая ступень причисления к лику святых. Во время процедуры беатификации, которая обычно проводится в соборе Св. Петра в Ватикане, показывается икона блаженного, провозглашается папский декрет о беатификации и исполняется гимн Te Deum (Тебя, Господи, хвалим).

Канонизация (от лат. canonisatio – узакониваю) – торжественный акт церковных властей, благодаря которому умерший подвижник веры и благочестия, объявленный ранее блаженным, начинает почитаться как святой. Процедура канонизации в целом повторяет процедуру беатификации. Первым канонизированным католическим святым стал в 993 г. архиепископ Аугсбургский св. Ульрих. В Ватикане в 1969 г. была создана специальная Комиссия по делам канонизации (для проверки представленных документов).

Накануне II Ватиканского собора насчитывалось около трех тысяч святых. Затем количество святых стало регламентироваться календарем, изданным папой Павлом VI в 1969 г. Павел VI сократил перечень святых на 200 имен. Чествование таких почитаемых святых (особенно в России), как св. Николай Мирликийский и св. Георгий, и многих других было признано необязательным. Изъяты из перечня святые, чье историческое существование не доказано достоверно. Среди них популярные на Западе и на Востоке святые помощники – Варвара, Христофор, Екатерина Александрийская, Маргарита, Вит, Урсула и ряд других мучеников.

Ныне в Католической церкви насчитывается более трех тысяч канонизированных святых. Это произошло благодаря известной активности папы Иоанна Павла II в деле канонизации все новых и новых католических подвижников веры и праведников. Всего за свой 27летний понтификат Иоанн Павел II причислил к лику святых около пятисот праведников и беатифицировал более 1300 блаженных. Такого количества святых и блаженных не «сделал» ни один из его 263 предшественников на Святом Престоле.

Однако в католическом календаре по-прежнему осталось всего 58 обязательных для всей церкви праздников в честь святых.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1294: О том, каких бед, связанных с женщиной, следует остерегаться. Слова Аллаха Всевышнего: «Поистине, (некоторые) из ваших жён и ваших детей - враги вам». 1752 (5096). Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

7. Большинство наставников секты не имеет высшего гуманитарного образования Такова общая характеристика ЦХ, а теперь рассмотрим некоторые элементы ее российской специфики. Как мы помним, в ЦХ есть лидеры “Бесед”, евангелисты и старейшины. В России (во всяком случае на

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

«Поминайте наставников ваших…» С душевной отрадой взирал отец Варнава на духовное преуспеяние Василия Муравьева и щедро делился с ним духовным опытом, готовя к иночеству. «Неустанные труды и непрестанная молитва Иисусова - вот основа основ, - назидал духовных детей

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 161 начинающему в вере, о возвращении к вере Словно странник, возвращающийся домой из далеких чужих стран, возвращаетесь Вы сейчас из ледяных пределов неверия к теплому очагу веры наших отцов и дедов. Трудности, с которыми Вы при этом сталкиваетесь, хорошо известны

Из книги Как создавались жития святых автора Ранович Абрам Борисович

Культ святых на службе церкви Но если житийная литература - сплошь фикция, то культ святых - факт, который нуждается в объяснении. Сказочные жития разукрасили этот культ «во славу божию», но они его, конечно, не создали. Исследование литературного и исторического

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

8. Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему; 9. породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе (за сыновей ваших); 10. и живите с нами; земля сия (пространна) пред вами, живите и

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

19. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; Тогда как в гористой Сирии и Палестине колесницы почти совсем не употреблялись, широкое употребление их в

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; (Мк. 6:11; Лк. 9:5; 10:10-11). По Альфорду, "торжественный" акт отрясения ног мог иметь два значения:1) того, что апостолы ничего не взяли у отвергнувших их лиц с собою и

Из книги Молитвы за всякого усопшего автора Лагутина Татьяна Владимировна

24. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Христос объясняет и то, почему Он угрожал Своим врагам тем, что они умрут во грехах, и вечною погибелью: это потому, что только вера в Иисуса может спасти

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

Молитва за наставников и воспитателей Боже разума, Боже чудес, живый, приснотекущий Источниче премудрости! Молю Тя, помяни во Царствии Твоем души усопших раб Твоих, наставников моих (имена) , яко просвещавших мой ум и вселявших в сердце мое дух премудрости и разума, дух

Из книги 100 молитв на быструю помощь. С толкованиями и разъяснениями автора Волкова Ирина Олеговна

§ 26. Христология, икона и культ святых. Храмы Ill и IV вв. Вселенские соборы были посвящены обсуждению христологической доктрины. Христология – это учение о природе Иисуса Христа, о соотношении в нем божественного и человеческого начал.В 451 году на Халкидонском (IV) соборе

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Молитва за наставников и воспитателей Боже разума, Боже чудес, живый, приснотекущий Источниче премудрости! Молю Тя, помяни во Царствии Твоем души усопших раб Твоих, наставников моих (имена), яко просвещавших мой ум и вселявших в сердце мое дух премудрости и разума, дух

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Поучение 1-е. Св. священномученик Вавила (О почитании духовных наставников) I. Св. священномученик Вавила, память коего совершается ныне, был епископом в Антиохии, во времена гонения от Декия. Декий, устроив праздник в честь идолов и принесши в жертву бывшего у него

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие. В этих словах есть нечто печальное. Поминают то, чего уже нет. Итак, когда Апостол завещает поминать наставников Богоглаголивых, то этим самым говорит, что их нет уже, и едва ли не предсказывает, что подобных им не будет. Ибо как тем, что имеем и видим, легче пользоваться, нежели тем, чего не видим и что уже миновало, то не очень нужно было бы заботиться о воспоминании прежних наставников, если бы подобные им непрерывно процветали в Церкви. Но Апостол заботится о воспоминании наставников прежде бывших - видно, не надеется, чтобы в их преемниках наставляемые вполне обрели те же дух и силу, те же подвиги и добродетели, то же слово и тот же пример. Что это предусмотрение верно, к сожалению, свидетельствуют опыты многих веков. Не случается ли слышать и ныне сетования, где ныне Святые? Где прозорливцы или чудотворцы? Где наставники, которые бы говорили слово Божие с такою силою, руководствовали к спасению с такою верностию, как Петр или Павел или хотя как некоторые из Духоносцев, бывших после Апостолов?

На печальный подлинно вид навело нас Апостольское завещание поминать наставников наших. Но смотрите, как оно же может подать нам и утешение.

Сетуют, что нет ныне Святых. Мимоходом замечу, что не должно преувеличивать сего мнения. Многие или немногие, только должны быть и ныне Святые, и не может быть, чтобы их совсем не было, ибо без Святых мир не был бы достоин хранения Божия и не мог бы стоять: Семя свято стояние его (Ис. 6:13) . Мы можем говорить, что нет ныне в мире Святых, подобно как отец Алексия человека Божия сказал бы, что у него в доме нет сына и нет Святаго, тогда как сын его жил у него в доме и был муж Святый, но закрыт был и от отца и от других образом нищего. Справедливо можно скорбеть, что Богопросвещенные наставники и Святые ныне слишком редки, что их не видно, что в людях духовных примечается незрелость духа. Что ж? Как утешиться нам в сей скорби? Как восполнить примечаемый недостаток? Возьмите в прошедшем то, чего не находите в настоящем, - поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие прежде. Правда, поминать наставников скончавшихся не то, что пользоваться живущими, но слишком ли велика эта разница и не стоит ли одно другого? Наставление от наставника, живущего близко и удобоприемлемо, когда его видим и слышим, слово и пример его в этом случае для нас так же живы, как и он сам, - преимущество немаловажное! Но живя в теле, подобно нам, кто бы он ни был, он еще подвержен искушениям и не избавлен от возможности споткнуться и, может быть еще, в своем падении увлечь с собою наставляемых. Напротив того, наставник скончавшийся, которого житие и скончание жительства ознаменованы присутствием в нем благодати Божией, которого чистое учение оправдано святою жизнию и святость жизни подтверждена святою и блаженною кончиною, есть руководитель к спасению решительно достоверный и непоползновенный, есть притом помощник тем более сильный и неизмогающий, что, отложив тленность и немощь земной жизни, живет в беспрепятственном причастии света и силы Божией - преимущество высокое и несравненное! Что касается до близости и удобоприемлемости наставления и помощи духовной, близость в духе не измеряется областями жизни и расстояниями места и времени, но мыслию, желанием и любовию, созерцанием, молитвою и верою. Вера может сблизить вас с наставником благоговейно воспоминаемым почти так же, как с присутствующим, ибо и с сим душеполезно сближает она же, а не просто видение лица и слышание слова. Вера посредством Писания или Предания оживит пред вами учение и пример отшедшего к Богу наставника, а посредством молитвы приобретет вам его действенную за вас молитву к Богу и действительную помощь. Сим образом поминайте наставники ваша, и без сомнения вы будете удовлетворены в потребностях духа вашего так, что не будет нужды сетовать на несовершенство или скудость наставления современного.

Слово в день обретения мощей Святителя Алексия (1837 г.).

Прп. Ефрем Сирин

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Вспоминайте , говорит, предстоятелей ваших , то есть сотоварищей его (Ап. Павла) Апостолов, кои посеяли в вас слово Божие. Взирая на жизнь и на исход (кончину) жительства их, подражайте вере (их в) Иисуса Христа.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Память о наших наставниках веры должна быть для нас священным делом.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие

В этом убеждает и фессалоникийцев, чтобы оказывать им наибольшую честь (1 Фес. 5:13) . И как те наставники делали их участниками слова Божия, так и они по возможности должны оказывать им помощь в материальных нуждах. Относительно этого он намекает им словом: поминайте. Или побуждает их к подражанию им.

И, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

То есть, точнее, - наблюдайте. И как ученики живописца смотрят на оригинал, так и вы, всегда взирая на кончину, то есть на конец их жизни, на их образ жизни, который имел добрый конец, подражайте вере их. Ибо от веры - чистая жизнь. И если бы не верили в будущее, но сомневались, то не оказались бы безукоризненными в поведении. Снова врачует малодушие их; или говорит о вере в догматы. Итак, продолжает.

Лопухин А.П.

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Какая здесь последовательность мыслей? Весьма хорошая; взирая, говорит, на их жительство, т.е. на жизнь, подражайте вере их, потому что вера - от чистой жизни (Злат.). Что значит - взирая? Постоянно обращаясь к тому, рассуждая в самих себе, размышляя, тщательно исследуя и испытывая, как угодно. Хорошо сказал он: на кончину их жизни , т.е. жизнь до конца, потому что жизнь их имела добрый конец (Злат.).

И.В. Каргель: евангельский первопроходец земли русской — начало земного служения.

«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2 ,7). «Господь обращается здесь ко всякому верующему. Побеждающим может быть каждый независимо от того, пойдет ли церковь по истинному или ложному пути. Мы не должны смотреть, как идут все. Каждый в отдельности может быть побеждающим».

Благословенный Божий подвижник Иван Вениаминович Каргель был пламенным благовестником, стоявшим у истоков пробуждения русского и украинского народов.

Это был мудрый наставник, духовный писатель, экзегет, отличавшийся глубоким познанием Священного Писания. Это был твердый воин Божий, бескомпромиссный служитель, сохранивший принципиальную верность Евангелию в исторической ломке 20-30х годов прошлого века.

Некоторые сведения о жизни Ивана Вениаминовича Каргеля, собранные по крупицам из разных источников, а также по свидетельству верующих, лично знавших его, публикуются с надеждой, что каждый серьезный читатель проникнется глубоким желанием подражать вере таковых подвижников Божьих.

Вера праведников - драгоценное наследство! Умирают подвижники Божьи, а свидетельство об их вере остается на века. То нетленное сокровище, которым их обогатила Божья благодать, они несли миру «в глиняных сосудах» сердца и как истинные и смиренные подвижники стремились к тому, «чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу…», а не человеку (2 Кор. 4, 7).

Пример жизни этих исполненных Божьей силы людей побуждает христиан следующих поколений подражать их вере, жить скромно для себя, щедро для Бога и ближних, стремиться к лучшему, к небесному.

Лишаясь всего, Божьи праведники сохраняли глубокую веру в Божьи обетования. Верой они жили на земле, как на чужой, потому что искали другого Отечества. 11 глава послания Евреям описывает жизнь праведников, живших до Христа, но 20вековая история Церкви - это чудесное продолжение повести о подвигах святых. Не хватило бы книг описать жизнь всех подвижников веры, скитавшихся без крова, испытавших побои, гонения, не принявших освобождения, убиенных, потерявших все ради Христа и Евангелия, но оставшихся твердыми в вере, воздав славу Богу (Рим. 4, 20). Однако у Господа такая летопись ведется: «…пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал. 3, 16).

Сами же праведники не считали своих потерь, не обольщались совершенными подвигами. Цель их была одна: с упованием пройти через все земные скорби, чтобы увидеть Сидящего на престоле и положить к Его ногам венец награды, радостно восклицая: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4, 11).

Юный Каргель

Жизнь родителей Каргеля проходила в частых переездах, что впоследствии затруднило биографам точно определить некоторые сведения об их жизни. Известно только, что мать Ивана Вениаминовича была армянской национальности. Отец, вероятно, происходил из Шотландии. Ко дню рождения сына, в 1849 году, супруги Каргель проживали в Грузии.

О юных годах Каргеля известно, к сожалению, опять-таки очень мало. Данные о месте его обращения к Спасителю Христу крайне противоречивы. Смеем определенно отметить лишь то, что распятый Господь с юности привлек его сердце и стал смыслом всей последующей жизни.

Скупые сведения сообщают, что Иван Вениаминович юношей поехал учиться в Германию и прожил там несколько лет. (По некоторым сведениям, он окончил Гамбургскую баптистскую семинарию.)

В потоке пробуждения.

После окончания учебы Иван Вениаминович прибыл в столицу России того времени - город Петербург. Его приезд совпал с бурным благодатным духовным движением пробуждения тех лет. В великой ревности, в первой любви ко Христу в Петербурге пламенно возвещали народу о Христе аристократы Пашков, Корф, Ливен, Черткова, Бобринский, в недавнем прошлом сами томящиеся от пустоты и бессмысленности жизни. Ко времени приезда Каргеля верующие Петербурга начали испытывать гонения. Царь и его окружение обеспокоились быстрым распространением нового учения и запретили многолюдные евангельские собрания.

Первое посещение богослужения в Петербурге оставило в памяти Ивана Вениаминовича неизгладимое впечатление. (Из-за гонений собрания иногда проходили в столярной мастерской.) Однажды, спустившись по ступеням, он увидел необычную картину: рядом сидели и столяры, и князья, и кузнецы, и княгини. После пения молодая девушка стала читать Евангелие Матфея и разъяснять прочитанное. Затем снова было пение. Потом читал Священное Писание князь Василий Александрович Пашков. Его проповедь глубоко затронула Каргеля. После богослужения Пашков рассказал Каргелю историю своего обращения к Богу. Так началась их сердечная дружба. Впоследствии Иван Вениаминович всегда называл Пашкова своим наставником и старшим братом.

Благодатная духовная среда, в которой оказался молодой христианин Каргель, содействовала его быстрому духовному росту. Отличительной чертой его личности была трепетная любовь к Библии. Все его стремления определяли слова Апостола Павла: «…познать Его, и силу воскресения Его…» (Фил. 3, 10). С течением жизни Господь больше и больше обогащал его духовным познанием.

Каргель много путешествовал. Подолгу бывал на Кавказе, в городе Тифлисе, где пробуждение тоже разлилось могучим потоком. Там в то время трудился благословенный труженик Василий Гурьевич Павлов. В Тифлисе Иван Вениаминович Каргель принял святое водное крещение.

Служение

С радостью встречали молодого проповедника верующие и на Кавказе, и в Петербурге, и в Финляндии, куда он часто ездил по служению.

Одна из княгинь пожертвовала Каргелю деньги на миссионерское служение. Через время он прислал ей письмо и фотографию группы новообращенных с подписью: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук. 16, 9). Нужно отметить, что служение Ивана Вениаминовича было довольно успешным и благословенным с самого начала его миссионерского поприща. Однако, чтобы сделать Своего раба более сочным и плодовитым, Господь проводил его в будущем через многие скорби и лишения.

Доброй и любящей спутницей Каргеля стала Анна Александровна, именно та молодая сестра, которая читала Евангелие Матфея, когда он впервые пришел на собрание детей Божьих в Петербурге. Семейное положение не сковало молодого миссионера в служении. Он по-прежнему совершал много поездок.

В 1875 году по предложению Василия Александровича Пашкова для служения благовествования Каргель с женой направился в Болгарию, где прошло его детство. В то время Болгария была под турецким игом. Проживая там, служитель Евангелия, желая разделить все трудности болгарского народа, принял турецкое подданство, тем самым как бы отождествляясь с людьми, которым благовествовал. Четыре года с большим усердием брат распространял спасительную весть среди болгарского народа, и Господь благословил его свидетельство. Многие приходили к вере, принимали Христа как своего Спасителя и заключали завет с Господом через святое водное крещение. Иван Вениаминович внес большой вклад в дело домостроительства церкви в Болгарии.

Пробуждение разгоралось

В России, тем временем, пробуждение разгоралось. Несмотря на попытки правительства и официальной церкви репрессиями и угрозами остановить «сектантское» движение, истинное учение Христово ширилось и распространялось. Петербургская община возрастала так, что огромный дом княгини Ливен в часы богослужений был полон слушателей. Это возмутило всю петербургскую знать. К Пашкову пришел градоначальник запретить «многолюдные сборища». Василий Александрович возразил: «Что же я сделаю, если люди сами добровольно идут?» Тогда градоначальник предложил ему отпечатать пропуски для членов общины и пообещал поставить охрану у входа, чтобы без пропуска никто не вошел. Пашков охотно согласился и заказал в типографии огромный тираж пропусков. Вскоре на одном из богослужений Василий Александрович всем предложил по большой пачке пропусков с просьбой раздавать их ищущим спасения.

В 1884 году по инициативе Пашкова и Корфа в Петербурге прошел знаменательный съезд первых подвижников истинного евангельского движения в России. (Назовем их так, потому что движение не имело еще четкого названия, настолько оно было самобытным, истекшим из недр людской души, утомленной обрядоверием и всеми силами ищущей истину, т. е. под воздействием Духа Святого и Слова Божьего.) С юга Украины на съезд прибыли братья М. Ратушный и И. Рябошапка, с Кавказа - В. Г. Павлов, был и доктор Бедекер. На этом съезде присутствовал также Иван Вениаминович, вернувшийся из Болгарии с женой и дочерью Еленой, которая родилась в 1883 году в болгарском городе Рущуке.

На съезде обсуждались важнейшие вопросы единства между евангельскими христианами «пашковцами» (так их назвал народ), «штундистами» (тоже народный термин), братскими меннонитами и баптистами. Однако на шестой день съезда приехавшие делегаты были арестованы и выдворены из столицы.

Для Петербургской церкви началась полоса испытаний. В этом же году из России были пожизненно высланы благословенные подвижники русского братства В. А. Пашков и граф М. М. Корф. Будучи весьма богатыми и влиятельными людьми русской аристократии, они все почли за сор ради Христа и Евангелия. Больше они никогда не жили на своей родине, прах их покоится на чужбине. В. А. Пашков похоронен на протестантском кладбище в Риме.

По просторам России

После возвращения из Болгарии И. В. Каргель совершал служение в Финляндии (в то время входившей в Российскую империю) и изредка посещал Петербург. Его проповеди приносили глубокое назидание верующим, оставшимся без старших братьев. Через несколько лет Петербургская община, увидев в Каргеле преемника изгнанных тружеников, пригласила его для служения. Иван Вениаминович с семьей поселился в доме княгини Ливен, любезно предоставившей ему место. Турецкое подданство позволило Каргелю беспрепятственно совершать служение.

Кроме труда в Петербурге, он активно содействовал делу объединения трех потоков пробуждения: на Кавказе, на Украине и в Петербурге в одно могучее течение. Каргель видел, что Господь производит великое дело на огромном геополитическом пространстве, и понимал, что именно здесь необходимо сосредоточить все усилия, чтобы пробуждение стало необратимым.

В это время в России совершал благословенную миссию проповеди Евангелия английский миссионер Бедекер. С благодарностью Господу мы вспоминаем об этом человеке. Приехав в Петербург, доктор Бедекер, во-первых, пошел в поместную церковь. Умудренный опытом миссионерского служения во многих странах, служитель Божий органично влился в поток пробуждения в России. Его проповеди сердечно принимались церковью. «Наш дедушка» - с любовью называли его местные верующие.

При содействии княгини Ливен Бедекер получил разрешение от царя посещать тюрьмы России с проповедью Евангелия и с правом раздавать заключенным книги Священного Писания.

Уже пожилого Бедекера несколько лет сопровождал в этих поездках в качестве переводчика Иван Вениаминович Каргель. Вместе они совершили несколько уникальных путешествий. Медленно продвигаясь на почтовых экипажах, они проповедовали Евангелие в тюрьмах, возвещали слово спасения ссыльным и достигли далекого Сахалина. Так перед благовестниками предстала удручающая картина жизни русского народа, кажется, более других нуждающегося в Благой вести.

В лабиринтах религиозных традиций и обрядов народная мысль иногда интуитивно нащупывала едва заметную тропу к истине. Но здесь бодрствовали радетели церемоний. Они решительно и жестоко пресекали всякое «инакомыслие». И все же семена истины, щедро сеявшиеся добрыми сеятелями, падали как на добрую почву. Царь и не предполагал, что многие из «этих негодных людей» искренне примут Евангелие и сами понесут его народу.

Вестник Истины, 3/1997.

Продолжение следует.

ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ

Благоволением Божиим каждая страна и каждый народ, а нередко и город, имеют в своей истории просветителя. Господь воздвигал из среды людей избранников Своих и через них просвещал светом веры народ Свой.

Славит похвалами Рим Петра и Павла, через которых уверовал во Христа Иисуса, Сына Божия; Асия, Ефес и Патмос-Иоанна Богослова; Индия-Фому; Египет-Марка; каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, научивших их христианской вере.

Святой апостол Павел заповедует нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и… подражайте вере их» (Евр.13,7). Внимая зову святого Апостола, мы славим и ублажаем сегодня просветителя и крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира.

Призрело всемилостивое око благого Бога на князя Владимира – и воссиял в сердце его разум; он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. Возгорелся он духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю свою землю в христианство. По благоволению любви Божией к роду человеческому это исполнилось. Вошедши в святую купель, возродился Владимир от Духа и воды, и повелел он всему народу своему креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. С тех пор земля наша стала славить Христа с Отцом и Святым Духом.

Просветило землю нашу солнце Евангелия, разрушились капища, воздвигались церкви, крест освятил города, идолы низверглись и явились иконы святых, стала возноситься бескровная Жертва, фимиам, возносимый Богу, освятил воздух.

Князь Владимир – сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера.

Что же дала христианская вера князю Владимиру и стране нашей? Грешный и буйный язычник Владимир стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное, интимное, глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. «Обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную»,– поет о нем Церковь.

Святая вера изменила Владимира, помогла ему услышать слово Господне, сказанное царю Навуходоносору пророком Даниилом и по слову этому устроить свою жизнь: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан.4,24).

Милостыня к людям дала ему великое дерзновение перед Богом как присному рабу Христову. В этом утверждают нас слова Писания: «Хвалится милость на суде» (Иак.2,13); «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5,7); «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,20). Если Господь Бог воздает такую награду за обращение единого человека, то какое блаженство обрел князь Владимир?! Ведь он не только сам обратился ко Христу, но и как государь и вождь заботился об обращении своего народа. От него, как от пламенеющего костра, зажглись огни веры в сердцах его людей. Вера очистила народ от грубого заблуждения идолопоклонства, изменила нравы людские. В христианской вере – истоки нашей отечественной культуры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре. Вера внесла в жизнь нашего народа, в семью и общество гуманные принципы. Вера, которую Господь даровал нам через князя Владимира, была достойным сеянием, принесшим достойные плоды духа. Она прославила сонмы святых угодников – наших соотечественников, которые ходатайствуют перед Богом за нашу землю, за нашу святую Церковь, за наш народ.

Ублажая просветителя и крестителя Руси, постоянного ходатая перед Богом и нашего молитвенника равноапостольного великого князя Владимира, будем, братия и сестры, хранить веру православную и строить жизнь свою согласно Евангелию. Все это требует трудов и усилия, но с нами Бог, давший нам бесценный дар веры и помогающий возрастать нам в меру возраста Христова. С нами молитвенная помощь равноапостольного Князя.

Чтобы сохранить веру, недостаточно одного знания. Можно прекрасно знать Священное Писание, его священные веления – и быть плохим христианином. Настоящим христианином будет тот, кто к знанию о вере, о Боге, о Церкви присовокупляет церковный опыт, истинную христианскую жизнь.

Помолимся всеблагому Богу, просвещающему и освящающему всякого человека, приходящего в мир, дабы молитвами нашего просветителя святого князя Владимира Он укрепил нашу веру и помог нам, побеждая все суетное, греховное и житейское, быть достойными детьми своей святой Церкви и Отчизны, наследниками жизни вечной.
Аминь.

Митрополит Владимир (Сабодан)

В ЧЕМ НРАВСТВЕННАЯ СИЛА СВЯТОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА?

Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем. Мф 5, 19. Почему свят и наречен равноапостольным великий князь Владимир? Он обратился от языческой тьмы к свету Христову, крестился сам, крестил киевлян и послал крестить в другие города и области своего княжества.

Он первый из всероссийских правителей стал христианином и положил начало христианскому устроению Русского государства. С него Русская держава начинает быть православной и христианство проникает во все области народной и государственной жизни.

Действовал ли он при том только как правитель, являлись ли его действия, направленные к тому, только государственными деяниями? Нет, он сам в себе проявил истинного христианина и проповедовал Христа не столько словом, сколько личным своим примером.

Воспитанный в язычестве, князь Владимир, хотя и слышал в самом раннем детстве о Христе от своей бабушки, блаженной княгини Ольги, был сначала ревностным язычником. Он усердно исполнял языческие обряды, старался угодить языческим богам, приносил им благодарения за успехи, потому что был убежден, что служит истине.

Когда же произошло убийство толпой киевлян св. варяга Феодора и сына его Иоанна, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну в благодарность за одержанную победу, Владимир понял, что он ошибался. Он почувствовал разлад между законом нравственным и требованиями язычества и чуткой душой ощутил его неправоту. Искание истины и правды привело его к Православию, и, преодолев все внутренние и внешние препятствия, стоявшие на пути к нему, он принял святое крещение.

Теперь, ставши христианином, он стал служить Христу еще ревностнее, чем раньше служил богам языческим. Ныне он уже всем существом приносил себя самого и все, чем обладал, в жертву Истине, ибо учение христианское открывает Божественные истины и выражает высочайший нравственный внутренний закон.

Владимир стал иным после крещения. Он сохранил в себе все лучшие качества, которые имел прежде, отвергнув от себя все свои порочные наклонности и привычки. Из жестокого, не пожалевшего даже родного брата, убитого во время междоусобной войны с ним, он сделался настолько мягкосердечным, что не хотел казнить и преступников, делая то в исключительных случаях, чтобы пресечь злодеяния.

Из распутного он стал целомудренным, оставил многочисленных своих прежних жен и жил в честном супружестве с сочетавшейся с ним христианским браком царевной Анной. Из хищного завоевателя он становится миролюбивым правителем. Из корыстолюбивого собирателя дани он стал равнодушным к земным сокровищам, будучи всегда готов жертвовать ими для приобретения невещественных ценностей. Для дружины он был теперь не столько грозным предводителем, карающим малейшее ослушание, сколько мудрым начальником, понимающим душу своих подчиненных и ценящим своих сподвижников.

Для всего народа, ему подвластного, он стал любящим отцом, заботящимся обо всех своих многочисленных чадах, каковыми являлись для него теперь его подданные, пекущимся об удовлетворении всех их нужд и потребностей.

Особое внимание его привлекали теперь те, кто был беспомощен, - сироты, вдовы, калеки. О них особенно вспоминал князь Владимир во время празднеств и рассылал им возы с пищей и другими необходимыми вещами.

Самые празднества были теперь не разгулом, а взаимным радостным братским общением. Во всех областях жизни проявлял себя христианином великий князь Владимир Красное Солнышко - и в жизни своей личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной. Познав истину, он служил ей от всего сердца, распространяя свет всюду, где мог. Он в себе самом являл олицетворение учения Христова, был во всем примером для подражания. Посему так быстро и глубоко Православие проникло во все стороны русской жизни. Князь увлекал всех своим личным подвигом. Он был победителем себя самого, через то властвовал над другими, проповедовал Христа своими деяниями, к какой бы области они ни относились. Он служил истинному Богу как отдельная личность, как глава семейства, как вождь, как судья, как правитель, как государь. Он был всегда тем же служителем Истине и Правде, стремясь, чтобы они царствовали всюду.

Он глубоко осознал, что лишь елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала (Флп 4, 8) - должно быть основой жизни как отдельного человека, так и всего народа. Посему он не отделял одно от другого и то, что проявлял в личной жизни, осуществлял в государственных делах.

Тот новый дух цельности, единства во всех областях жизни и осуществления правды во всем показал в себе самом и передал русскому народу святой Владимир. Он его Просветитель и Креститель, государь и апостол, воевода и учитель, объединитель и хранитель. Ему следовали его лучшие преемники, и не случайно именно в день его памяти была одержана Невская победа благоверным великим князем Александром, в котором ярко отпечатлелся духовный облик его равноапостольного предка.

Служение Богу, начатое св. Владимиром на земле, продолжается ныне у Престола Всевышнего, предстоя которому он молится за Русскую землю, им просвещенную и освященную, и сияет с высот небесным светом, озаряя русским людям путь к Истине и Правде.

Святитель Иоанн (Максимович)

Лучшие статьи по теме