Медицинский сайт

Реформы Александра II (кратко). Реформы Александра II и их оценка, последствия

1861 год. Наиболее известна, как отмена крепостного права в России. Крепостным крестьянам была дана свобода. Все что у них было (дома, скот и т.п.) стало их личной собственностью. Также они получили право на местное самоуправление, которое осуществлялось с помощью выборов. Помещики сохраняли свои земли, но были обязаны давать из них наделы в аренду крестьянам. «Арендной платой» служили барщина или оброк. Земледельцы могли выкупить землю, на эти цели государство давало им ссуду на 49 с половиной лет. Крестьяне получили свободу, но не получили землю.

Условия выкупа были крайне невыгодны и загоняли земледельцев в новую кабалу. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Однако со временем свобода бывших крепостных приняла реальные очертания, особенно для трудолюбивых и предприимчивых. Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами - феодализму и капитализму , создав условия для утверждения капитализма как господствующей формации. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Реформа образования. 1863-1864. Реформы народного просвещения Александра 2 (иначе называемые образовательными), коснулись прежде всего университетов (университетский устав дал им большую самостоятельность во внутренних делах), гимназий (их устав обеспечивал возможность получения среднего образования всем слоям населения Российской империи вне зависимости от сословия и вероисповедания) и начальных школ (положение о начальных народных училищах возлагало заботы об основах грамотности населения на государство, духовенство и на городские и земские управы).

Итоги и значение реформ образования Александра 2 невозможно переоценить: менее чем за десятилетие после их проведения количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился.

Земская реформа. 1864 г. Были введены земские и уездные учреждения: собрания и управы. Они стали элементами местного самоуправления. Это были выборные органы. Причем в голосовании (пусть и в разной степени) принимали участие все сословия. Собрания, как правило, созывавшиеся ежегодно, давали управами распоряжения. Управы их выполняли и отчитывались. Их штат составлял шесть человек и занимался хозяйственными нуждами: в их ведении были местные образование и медицина, они способствовали развитию в своих районах торговли, сельского хозяйства, промышленности и т.п.


Подчинялись земства губернаторам. Земские учреждения были введены не во всех губерниях. Земства сыграли значительную роль в распространении грамотности среди российского крестьянства. Земские учреждения способствовали открытию множества школ, а также больниц на селе, поднимая, таким образом, уровень медицинского обслуживания крестьян (например, количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз).

Судебная реформа. 20.11.1864 г. были введены судебные Уставы, которые предусматривали независимость судей и судов, самостоятельность и несменяемость судей, разделение обвинителей и судей, равенство всех сословий в России перед судом. Судебная реформа Александра 2 предусматривала, что приговор мог теперь выноситься только судом и учреждала суд присяжных заседателей, а также вводила институт адвокатуры (тогда адвокаты назывались присяжными поверенными).

Также реформа обеспечивала гласность судебного производства. Судебная реформа 1964 года была весьма прогрессивной. Она частично отделила суд от власти и сформировала систему судебных инстанций. Эта реформа (пусть и не намного) уменьшила произвол и сделала судебные решения справедливее.

Городская реформа. 1870г. Городская реформа Александра 2 вводила новые элементы городского самоуправления: избирательные собрания, думы (выбирались раз в 4 года, избирательное право сильно ограничивалось величиной имущества) и управы (отвечали за пожарную безопасность, благоустройство, продовольствие, возведение общественно-полезных строений (например, пристаней) и т.п.). Сильно напоминала земскую реформу с поправкой на городские условия и особенности. Результатом реформы городского управления Александра 2 стало бурное развитие городов, особенно в области торговли и промышленности, а также усиление роли общества в процессе управления городами.

Однако не обошлось и без минусов. В связи с введением нового порядка, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Некоторые города не могли с этим справиться. В целом реформа оказала положительное влияние на экономическую ситуацию в России и сделала экономику менее централизованной.

Военная реформа. Главным творцом военной реформы Александра 2 был военный министр Д. А. Милютин. Что было сделано: армия и флот получили более современное вооружение, проведена реконструкция военных заводов, отменено подавляющее число телесных наказаний в армии, создание Главного Штаба, введение военных образовательных учреждений, значительное сокращение численности армии. Но главным элементом военной реформы была замена рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.

В результате военной реформы Александра 2 русская армия значительно уменьшилась, зато получила огромный резерв на случай войны, состоящий из обученных военному делу, но живущих обычной мирной жизнью мужчин. Кроме того, армия была лучше вооружена и экипирована по сравнению с дореформенным периодом. Из недостатков следует отметить слабую организацию тыла.

Денежная реформа. Основоположником реформ стал В.А. Татаринов. Начало реформы было положено 22 мая 1862 года. Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля - контрольные палаты.

Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы. Налогообложение было разделено на две части - неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.

Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной - велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.

Реформы, проведенные в царствование Александра II, в 1860-е-1870-е годы, и охватившие многие области русской жизни.

Александр II вступил на престол в 1856 году, находясь под самым сильным впечатлением от проигранной Крымской войны 1853-1856 годов. Весь ход ее и результаты убедили царя: Россия значительно отстала в своем промышленном развитии и, собственно, в военном отношении от передовых европейских государств. Не менее ясным было и осознание того, что главная причина отсталости страны коренилась в крепостном праве. С его отмены Александр II и начал свое царствование.

Крестьянская реформа

Одной из главных и чрезвычайно сложных задач, вставших перед царским правительством, было добиться хотя бы формального согласия на реформу от тех, кто владел крепостными - от дворян-помещиков. Эту задачу в какой-то степени удалось решить в конце 1857 года, когда под нажимом верховной власти на местах стали создаваться выборные дворянские комитеты, которые должны были составить проекты освобождения крестьян для своих губерний. Эта работа растянулась более, чем на год, причем в ходе ее помещики стремились соблюсти, прежде всего, свои имущественные интересы: удержать за собой как можно большую часть земли, получив при этом максимальный денежный выкуп. В 1859 году все местные проекты поступили в распоряжение Редакционной комиссии, которая должна была на их основании составить единый проект Положения об отмене крепостного права для всей страны. Эта комиссия под председательством Я.И. Ростовцева состояла, в основном, из либерально настроенных чиновников, среди которых умом и характером выделялся Н.А. Милютин. Члены Редакционной комиссии, подходившие к разработке проекта с общегосударственных позиций, склонны были в большей степени, чем помещики, учитывать интересы крестьянства - хотя бы потому, что опасались массовых волнений. Однако, в 1860 году подготовленный комиссией проект прошел еще раз через ряд правительственных инстанций, в которых преобладали сановники, настроенные крепостнически, продворянски. В результате, в итоговом документе - «Положении о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», - который 19 февраля 1861 года подписал царь, на первый план вышли все-таки «выгоды и преимущества дворянские».

Согласно Положению вотчинная власть помещика ликвидировалась - то есть с 19 февраля он не мог уже вмешиваться в личную и хозяйственную жизнь крестьянина. Однако до полного освобождения было еще далеко. Бывшие крепостные попадали в переходное состояние, получив название временнообязанных. Имелось ввиду, что в течение того времени, пока они не внесут выкуп за полагавшуюся им землю, крестьяне обязаны были по-прежнему работать у своего бывшего помещика на барщине и платить ему оброк. Но и затем, развязавшись с помещиком, они не становились все-таки самостоятельными хозяевами. Дело в том, что крестьяне выходили на волю не персонально, а целыми обществами, то есть оставались во власти традиционных общинных порядков, как то: коллективное владение землей при постоянных переделах, круговая порука и тому подобное.

Совершенно очевидно было, что реформа многих крестьян обрекла на малоземелье. Согласно Положению, они должны были получить определенную норму земли, различную для разных губерний - в зависимости от качества почвы. При этом более, что для 65% крестьян эта норма оказывалась меньше тех наделов, которые раньше они получали в пользование от помещиков. Очевидно, что те своих крестьян не баловали, предоставляя им лишь самый минимум, необходимый для ведения хозяйства; таким образом, большинство российских земледельцев выходили на волю, получив земли меньше необходимого. «Лишняя» земля в виде отрезков присоединялась к той, которая оставалась в собственности помещика.

Тяжелейшим испытанием для крестьянства стала выкупная операция. Сумма денег, которую крестьянин должен был выплатить помещику, совершенно не соответствовала цене покупаемой им земли. По сути дела крестьянин выкупал самого себя - свои рабочие руки, свои заработки, с которых он платил оброк. Выходя на волю, он должен был заплатить помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк, ежегодно приносила бы помещику доход, равный прежнему годовому оброку крестьянина (в те времена годовые в банке составляли 6%; к этим 6% от выкупной суммы и приравнивался годовой крестьянский оброк). Для большинства крестьян заплатить такой выкуп полностью в сколько-нибудь обозримый срок было делом совершенно непосильным. Стремясь ускорить выкупную операцию и максимально ублаготворить помещиков, государство выплачивало им сразу 80% выкупа, остальное они получали с крестьян по договоренности: сразу или в рассрочку, деньгами или отработками. По отношению же к государству крестьяне оказывались в долговой кабале: в течение 49 лет они должны были выплачивать государству 6% от суммы, затраченной им на всю эту операцию. Эти «выкупные платежи» стали тяжелым бременем для крестьян и источником дополнительного дохода для государства (6%Х49 = 294%, то есть государство как злостный ростовщик заведомо собиралось получить с крестьян почти в три раза больше того, что было затрачено на их выкуп).

В целом, признавая огромное значение крестьянской реформы, освободившей основную массу трудового населения от крепостной зависимости, необходимо иметь ввиду, что государство в ходе этой реформы предоставило крестьянам слишком мало земли за непомерно большой выкуп, поставив их тем самым в экономическую зависимость от их прежних хозяев-помещиков. Большинство крестьян не могло прожить без того, чтобы не взять в долг у помещика хлеба, в пользование - тот или иной кусок земли. Помещик, как правило, шел навстречу, но взамен требовал отработать на своей земле. Таким образом, у поместных хозяев появлялась возможность компенсировать потерю даровой рабочей силы, которую он имел при крепостном праве; развитие же крепостного хозяйства было предельно затруднено.

Крестьянская реформа, резко изменившая базовые социально-экономические отношения в стране, предопределила целый ряд других преобразований: в сфере управления, судопроизводства, комплектования армии и т.д.

Земская реформа

В 1864 году Александр II подписал «Земские положения», в соответствии с которыми в России вводилась система местных органов самоуправления. Они создавались на двух уровнях: в уездах и губерниях. Уездные земские собрания выбирались населением уезда раз в три года; губернские формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Выборы в уездные земские собрания были организованы таким образом, чтобы обеспечить заметное преимущество дворян-помещиков. Характерно, что в губерниях, где поместное дворянство отсутствовало, например, на Русском Севере или в Сибири, а также там, где оно было, с точки зрения правительства, ненадежно, как в западных губерниях - ополячено, окатоличено - земство вообще не вводилось.

Все население уезда делилось на три группы (курии): 1) землевладельцев; 2) городских избирателей; 3) выборных от сельских обществ (крестьян). Для первой и второй курий определялся имущественный ценз: в них ходили лица, имевшие годовой доход свыше 6 тысяч рублей. Равный для этих курий ценз отнюдь не означал равных возможностей, ведь поместное дворянство в целом было несравнимо богаче городского населения. Что же касалось крестьян, то для них были организованы не прямые, а многоступенчатые выборы: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались «выборщики», а затем уже составленный из них уездный съезд избирал депутатов в земское собрание. В результате всех этих ухищрений малочисленное поместное дворянство выбирало в уездное земское собрание столько же депутатов-гласных (от слова «голос»), сколько обе другие курии вместе взятые. В губернских же земствах дворянские депутаты составляли, как правило, более 70% гласных.

Земские собрания представляли собой распорядительные органы. Они определяли общее направление деятельности земства и, собираясь раз в год, в конце декабря на сессии, контролировали деятельность земских управ, которые создавались соответствующими земскими собраниями из своих членов сразу же после выборов. Именно земские управы и осуществляли реальную работу земств в уездах и губерниях.

Функции земств были довольно многообразны: местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но и обсуждать. Более того, разным губернским земствам не разрешалось налаживать контакты и согласовывать друг с другом свою деятельность. Однако работа на местах требовала и больших расходов. Основная часть средств (до 80%) шла от поземельного сбора, который обеспечивали все те же изнуренные разнообразными платежами крестьяне.

Недостатки российского земства были очевидны: урезанная структура - отсутствие волостных земств на низшем уровне и общероссийского земского собрания наверху (земство называли «зданием без фундамента и крыши»); решительное преобладание дворянства во всех земских органах; скудость средств. И все же реформа поначалу казалась весьма значительной. Выборность земств, их независимость от местной администрации - все это позволяло рассчитывать на то, что земство в своей деятельности будет исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Действительно, земству удалось добиться определенных успехов, особенно в сфере просвещения и медицины - земские школы и больницы стали совершенно новым и очень позитивным явлением российской пореформенной действительности. Но земствам так и не удалось стать полноценными органами самоуправления: вместо того, чтобы развивать эту систему, самодержавно-бюрократическая власть стала беспощадно гнуть ее под себя, позволяя своим функционерам - губернаторам, прежде всего, - самые разнообразные возможности для вмешательства в деятельность земств и подчинения их административному контролю.

Городская реформа

В 1870 году в России вводится «Городовое положение». В соответствии с ним, в более чем 500 городах создавались органы городского самоуправления - городские думы, избираемые сроком на 4 года. Из своей среды думы выбирали городские управы - постоянно действующие исполнительные органы. В отличие от земств выборы в городские думы были бессословными: в них принимали участие все те, кто платил городские налоги. Однако и здесь избиратели делились на три курии - по имущественному достатку. В конечном результате городское управление оказывалось в руках представителей немногочисленной первой курии, состоявшей из предпринимателей и богатых домовладельцев.

Функции городского самоуправления были сродни с земскими: думы и управы занимались делами, связанными с благоустройством города, попечением о местной торговле и промышленности, здравоохранением и народным образованием. Основные средства городские думы получали от торговых и промышленных заведений в размере 1% от их доходов. Но только 40% от этих, как правило, не очень значительных сумм, использовались городскими думами по назначению. Остальные 60% шли на содержание полиции, городских тюрем, казарм для солдат, пожарных. И все же при весьма скромных возможностях новые органы заметно оживили городскую жизнь и немало способствовали развитию городов в хозяйственном и культурном отношениях.

Судебная реформа

В 1864 году были утверждены «Судебные уставы», в соответствии с которыми старый канцелярский чиновничий суд упразднялся безоговорочно. Вместо него создавались две судебные системы, практически независимые друг от друга: мировая и государственная.

Мировой суд был создан для того, чтобы разгрузить государственный от массы дел, связанных с мелкими правонарушениями и незначительными исками. Мировой судья выбирался местным населением из своей среды; он должен был иметь образование не ниже среднего. Сама судебная процедура носила предельно упрощенный характер: мировой судья заслушивал дело и тут же выносил приговор. Суд был открыт для посетителей.

Государственный или коронный суд обустраивался сложнее. Вся Россия делилась на судебные округа, и окружной суд становился основным органом новой системы. Характерно, что границы судебных округов не совпадали с границами губерний. Это делалось для того, чтобы затруднить влияние местной администрации на новый суд. С этой же целью судьи и следователи становились несменяемыми; уволить их по желанию начальства было невозможно - только по приговору суда. Окружные суды контролировались судебными палатами - по несколько смежных округов на палату. В судебную палату можно было подать апелляцию, то есть жалобу на несправедливое решение суда, и попытаться добиться пересмотра дела. Общий контроль над системой осуществлял Сенат, принимавший кассации - тоже жалобы, но, в отличие от апелляций, на нарушение законности в ходе судебного процесса.

Принципиально новый характер носил и весь судебный процесс. В отличие от старого, в ходе которого несколько чиновников за закрытыми дверями подгоняли материалы следствия под определенную карательную формулу, новый процесс был не только открытым и гласным, но и состязательным. Обвинение, которое вел прокурор, состязалось здесь с защитой, находившейся в руках адвоката (в русской традиции - присяжного поверенного). Судья всего лишь вел процесс, стремясь максимально соблюсти порядок и законность. Исход судебного процесса определялся присяжными заседателями - представителями общества, которые должны были, просмотрев дело, ответить на вопросы, поставленные перед ними судьей - ответить не формально, а по совести. На основании их ответов судья выносил приговор.

Судебную реформу справедливо считали наиболее последовательной. Однако введенною ею система со временем так же стала подвергаться искажениям. Наиболее значительные из них были связаны с политическими процессами, которые с конца 1860-х годов стали обыденными явлениями русской жизни. Будучи не удовлетворено слишком мягкими, с его точки зрения, приговорами, и не имея надежных рычагов давления на суд присяжных, правительство постепенно передает политические дела военным судам - как правило, без всяких на то законных оснований. Зато военные суды, в которых роль присяжных заседателей играли офицеры-строевики, всегда выносили те приговоры, которые требовала от них власть.

Военные реформы

Военные реформы представляли собой целый комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить боеспособность российских армии и флота, устранить те недостатки, которые стали очевидными в ходе Крымской войны. Подготовка и проведение этих реформ были связаны, прежде всего, с именем военного министра Д.А. Милютина (брата Н.А. Милютина, деятеля крестьянской реформы).

Прежде всего, здесь следует отметить «Устав о воинской повинности», подписанный Александром II в 1874 году, согласно которому в России вводилась всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на всех годных по состоянию здоровья мужчин, достигших 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота - 7 лет и 3 года соответственно. При этом Устав предусматривал различные льготы: по семейному положению, сокращение срока службы в зависимости от уровня полученного образования. В результате в мирное время на действительной службе находилось не более 25-30% от общего числа призывников.

Много внимания Д.А. Милютин уделял совершенствованию управления армией. С этой целью еще в 1864 году он добился создания системы военных округов - 15 на всю Россию. Во главе войск, расквартированных на территории каждого округа, стоял командующий, подчинявшийся непосредственно министру.

Серьезным достижением Милютина стала система военного образования. Он ликвидировал закрытые военные учебные заведения - кадетские корпуса. Вместо них учреждались военные гимназии с хорошо продуманной учебной программой; окончив их, можно было поступать в самые различные учебные заведения. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в юнкерские училища - пехотные, кавалерийские, военно-инженерные, артиллерийские. Высшее военное образование давали академии - Генерального штаба, артиллерийские и пр.

Важной составляющей военных реформ стало перевооружение армии и флота. На флоте, которым управлял энергичный и умный брат царя великий князь Константин Николаевич, перевооружение началось еще в годы Крымской войны. Место парусных деревянных кораблей заняли паровые металлические суда. Сухопутные войска получили скорострельные винтовки, новую артиллерию и т.п. Во имя модернизации армии государство шло на огромные расходы.

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Здравия желаю, на связи Андрей Пучков. Сегодня на примере темы «Реформы Александра 2» я покажу, как надо эту тему отработать при самостоятельной подготовке к экзаменам. Более подробно эту простую методику смотрите в статье по ссылке, ссылка в конце поста.

Общая характеристика реформ

Реформы Александра II называются буржуазными, поскольку содействовали развитию в России капитализма. Капитализм предполагает свободное развитие четырех основных форм капитала: земли, свободного рынка труда, предпринимательство, средства производства (возможность заводить заводы, фабрики, производить орудия труда). Как не трудно догадаться, главной реформой, которая хоть как-то сопутствовала развитию в России, была отмена .

Остальные реформы вытекали из этой. О ней мы поговорим в следующем посте, а в этом разберем кратко остальные реформы.

Земская реформа 1864 года

Причины. Необходимость создания местного самоуправления для крестьян, которые ранее были в крепостной зависимости. Раньше именно дворянин управлял своими крепостными. После того как они получили личную свободу, дворянин стал для бывших крепостных частным лицом. Поэтому то и требовалось создать местное самоуправление.

Ход реформы. 1 янваля 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В 1870 году было принято «Городовое положение», которое реформировало местное самоуправление в городах. Кстати, при каком императоре оно вообще появилось? Ответ пишите в комментариях!

Основные положения реформы:

  • В уездах и губерниях учреждались земства (земские собрания), которые обладали административными и хозяйственными полномочиями.
  • Земства переизбирались каждые три года, выборы были куриальными — по трем куриям: дворянская, купеческая и крестьянская.
  • Земства были всесословными органами местного самоуправления, однако избирательный закон был таков, что фактически они оказались под опекой дворян.

Последствия реформы.

  • В России появилось какое-никакое местное самоуправление.
  • Земства стали социальной опорой либеральной интеллигенции. Это вообще важное следствие. Все его стороны невозможно разобрать в рамках этого поста.

Судебная реформа 1864 года

Причины. После отмены крепостного права появилась необходимость коренного реформирования судебной системы. Поскольку, во-первых, у нас суды в России были сословными до сих пор, а, во-вторых, когда было крепостное право, судом для крепостных (читай, для основной массы населения) был помещик. Теперь крепостные стали свободными и сословия де юре перестали существовать, а на деле они стали размываться.

Ход реформы. В ноябре 1864 года были приняты новые Судебные уставы.

Основные положения реформы.

  • В России вводились бессословные суды.
  • В России вводились новые принципы судопроизводства: состязательность (сторона обвинения, сторона защиты), гласность (в суды стали допускать прессу), независимость судей, вводился суд присяжных.
  • Возникала новая система судов: мировой суд (для мелких дел), коронный суд (окружной, судебная палата).
  • Сохранялись военно-полевые суды и трибуналы.

Последствия

В России возникла самая лучшая за все время система судопроизводства. Это, кстати, доказало .

Военная реформа

Причины. Отсталость русской армии, вооружения армии, что показала Крымская война (наличие гладкоствольных ружей против нарезных у англичан и французов; наличие парусного флота против парового у союзников).

Основные положения реформы

  • Вместо рекрутской повинности (которая еще с Петра Великого так и существовала) вводилась всеобщая воинская повинность. Она была всесословной.
  • Воинскую повинность должны были отбывать лица в возрасте от 21 до 40 лет. Шесть лет в армии и семь лет во Флоте.
  • Вводился образовательный ценз: чем выше уровня законченное образовательное учреждение, тем меньше в армии служить. Были и другие ограничения, в частности в армию не шел единственный сын в семье.
  • От воинской повинности освобождались некоторые народы России.

Последствия

Россия получила более-менее боеспособную армию, которая хорошо себя показала против отсталой турецкой армии в годы Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

Кроме этих реформ был принят новый Университетский устав 1863 года, а также проведена в 1865 году проведена Цензурная реформа. Однако последние два нововведения не проверяются в тестах ЕГЭ. Хотя некоторые нюансы я всегда рекомендую знать своим ученикам.

Post Scriptum: в рамках этого поста, мы, разумеется, не сможем разобрать все эти нюансы. Они разобраны в моем видеокурсе « » , а также на моих курсах подготовки к ЕГЭ по истории.

С уважением, Андрей Пучков

Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения
  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

Краткая биография Александра II

  • 1818, 17 апреля — рождение
  • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
  • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
  • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
  • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
  • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
  • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
  • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
  • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
  • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
  • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора (умер в 1894 году)
  • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
  • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
  • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
  • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
  • 1855, 18 февраля — смерть
  • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
  • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
  • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
  • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
  • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
  • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
  • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
  • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
  • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
  • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
  • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
  • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
  • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
  • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
  • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II

  • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
  • Поражение в
  • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

Реформы Александра Второго

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
  • Финансовые реформы (с 1863 года)
  • Реформа образования (1863 год)
  • Земская реформа
  • Городская реформа (1864 год)
  • Судебная реформа (1864 год)
  • Военная реформа (1874 год)

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    - личную свободу,
    - независимость от помещика;
    - право переходить в другие сословия;
    - право самостоятельного вступления в брак;
    - свободу выбора рода занятий;
    - право защиты своих дел в суде.
    - самостоятельно совершать сделки
    - приобретать и распоряжаться имуществом;
    - заниматься торговлей и промыслами
    - участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Реформа образования

  • Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
  • Принято положение о начальных училищах
  • Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
  • Создана система женского образования: закон о женских училищах
  • Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась

Земская реформа. Кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Городская реформа

Преследовала те же цели, что земская. В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести
  • 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
  • 6. Примерная тематика рефератов
  • 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
  • 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
  • 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
  • Типичные ошибки авторов рефератов
  • II. Календарный план занятий
  • III. Описание балльно-рейтинговой системы
  • 4 Кредита (144 балла)
  • IV. Темы и задания к семинарским занятиям по курсу «история».
  • Тема 8. Советский человек – традиционный или модернизированный?
  • Тема 9. Духовное развитие общества и появление «нового человека» во второй половине хх – начале ххi вв.
  • V. Вопросы к рубежной аттестации (1-ый курс, 1-й сем., нач. Ноября)
  • VI. Вопросы к итоговой аттестации (1-ый курс, 2-ой сем., начало июня)
  • VII. Темы рефератов
  • 2. Понятие «общество». Основные законы развития общества
  • 1. По закону ускорения развития общества.
  • 2. По закону неодинаковой скорости общественного развития разных народов.
  • 3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.
  • 4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный
  • 5. Место России среди других цивилизаций
  • Лекция № 2 Восточные славяне. Возникновение и развитие древнерусского государства (VI – середина XI в.В.)
  • 1. Восточные славяне в древности. Особенности хозяйственного уклада и политической организации в VI – середине IX в.В.
  • 2.Образование, расцвет и начало раздробленности
  • Лекция №3 Политическая раздробленность на Руси. Борьба за независимость в XIII в. И начало объединения Русских земель
  • 1.Причины и последствия раздробленности Руси
  • 2.Борьба за независимость и её итоги.
  • Лекция №4 Образование централизованного российского государства. Политика и реформы Ивана IV Грозного.
  • 1. Образование и политическая система Российского централизованного государства
  • 2. Политика и реформы Ивана Грозного
  • Важнейшие реформы:
  • Лекция № 5 Смутное время в России и правление первых Романовых
  • 1.Причины, ход и итоги смутного времени
  • 2.Ход и итоги Смутного времени
  • 2. Россия во времена первых Романовых
  • Лекция №6
  • 2. Просвещенный абсолютизм и итоги правления Екатерины Великой.
  • Лекция №7 Россия в первой половине XIX века. Великие реформы Александра II и особенности модернизации страны.
  • 2.Начало промышленного переворота в России
  • 3.Великие реформы Александра II и их значение.
  • 4.Особенности модернизации пореформенной России.
  • Лекция №8 Россия на рубеже XIX – XX веков.
  • Лекция № 9 Столыпинские реформы и их итоги. Россия в I Мировой войне.
  • Лекция № 10 Смена путей исторического развития России в 1917 г. Становление советской системы.
  • 2. Двоевластие. Кризис Временного правительства.
  • 3.Установление Советской власти. Учредительное собрание.
  • Лекция № 11 Гражданская война и политика «военного коммунизма»
  • Лекция № 12 Советский Союз в 1920-30-е годы хх века
  • 2. Образование ссср.
  • 3. Советская модель модернизации.
  • 4. Завершение складывания тоталитарной политической системы. Режим «личной власти» Сталина.
  • 5. Международное положение и внешняя политика ссср в 1930-е годы
  • Лекция № 13 Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
  • Лекция № 14 Послевоенное устройство мира, холодная война и её последствия.
  • Лекция №15 Восстановление народного хозяйства в ссср (1946-1952гг.). Советское общество в 1953-1964гг.
  • Лекция №16 Советское государство в середине 1960-х - начале 1990-х годов Особенности периода правления л.И. Брежнева
  • Лекция №17 Перестройка и распад ссср. Образование Российской Федерации
  • Лекция № 18 Современная Россия (1990-е гг. Хх в. – начало ххIв.)
  • Россия в 2000 - 2012 гг.
  • 3.Великие реформы Александра II и их значение.

    Старший сын Николая I - Александра II вступил на престол 19 февраля 1855 г. По словам умиравшего отца его сын получал «команду не в добром порядке». Поэтому реформы в стране становились не только необходимы, но и неизбежны. В конце 1857 г. по его указанию в губерниях были учреждены дворянские комитеты для составления проектов реформы. Правительственная программа определилась к концу 1858 г.

    19 февраля 1861 г. Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положения» о крестьянах. Главным итогом реформы стало личное освобождение крестьян, наделение их землёй и выкупная сделка. Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия. Однако освобождение от помещиков крестьяне оплатили высокой ценой. Крестьян освобождали с землёй, но его размер должен был согласован с помещиком. Если до реформы у крестьян было больше земли, чем предусматривалось актом 19 февраля, то излишек («отрезки») отдавался помещикам. Крестьянам отдавали землю худшего качества. Чтобы стать собственником земли, крестьяне должны были заплатить выкуп значительно превышающий её рыночную стоимость. Поскольку у крестьян небыло денег, в роли посредника выступило государство. Оно выдало помещикам до 80% выкупной суммы. Этот долг с процентами крестьяне должны были выплачивать в течение 49 лет. Его отменили лишь после революции 1905-1907 гг. Однако и 20% выкупной суммы оказались для многих крестьян не под силу, поэтому они считались временнообязанными и за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности – барщину или оброк. Такое их состояние было ликвидировано только в 1881 г.

    Историческое значение реформы в том, что крестьяне получили личную свободу (около 30 млн. человек), гражданские и имущественные права. Она расчистила путь для развития капитализма в России, обеспечила значительный приток крестьян в города, дала толчок развитию промышленного производства. В последующие годы возросло производство на металлургических, горнодобывающих, машиностроительных заводах и других предприятиях.

    В 1862 г. правительством была проведена финансовая реформа . Её проведение было обусловлено осуществлением выкупных платежей за крестьянские земельные наделы. Была также проведена денежная реформа, которая заключалась в том, что государственные кредитные бумаги можно было обменивать на серебро и золото. Для оживления экономической ситуации был создан Государственный банк , начали создаваться частные банки, которые должны были также поддерживать рост экономики.

    Следующим шагом стала реформа местного самоуправления. В соответствии с указом (1864 г.) на губернском и уездном уровне вводились органы местного самоуправления – земства. Состав земства определялся по имущественному цензу от трёх категорий граждан – помещиков, горожан и крестьян, со сроком их полномочий 3 года. Исполнительными органами земств стали управы, которые должны были решать вопросы местного характера, связанные с образованием, медицинским обслуживанием и т.д., но под строгим контролем губернаторов. В этом году была проведена и судебная реформа. Появились единые судебные органы, функционирующие на бессословной основе. Судебный процесс должен строиться на состязательной основе, сам суд объявлялся независимым от исполнительных органов власти. Кроме того, рассмотрению отдельных судов подлежали дела, касающиеся военных и духовенства.

    В 1870 г. проведена городская реформа . По Городовому положению создавался бессословный орган местного управления в городах – дума, исполнительным органом которой объявлялась управа, которую возглавлял городской голова. Решения думы контролировались со стороны губернатора и министра внутренних дел. Выборы в думу проводились по имущественному цензу от тех же 3 категорий граждан (курий). В их ведении находились вопросы медицины, образования, местной налоговой системы, торговых отношений и т.д.

    В 1862 году началась и военная реформа. Вся страна была поделена на военные округа, что делало управление более эффективным. Численность армии была сокращена, разработана программа производства и внедрения нового вооружения. Создавались специальные военные образовательные учреждения (гимназии и училища, а также академии). C 1874 г. отменялся рекрутский набор, вводилась всеобщая воинская повинность, которой подлежали мужчины с 21 года.

    1864 г. началась реформа образования. Ещё в конце 1850-х гг. были созданы женские гимназии, а впоследствии стали появляться и высшие женские курсы на базе университетских программ. В 1864 г. был восстановлен автономный статус университетов, который давал высшим учебным заведениям относительную свободу в решении образовательных вопросов и политики назначения преподавательского состава. Было проведено разделение гимназий на классические и реальные со сроком обучения в 7 лет. Кроме того, появились земские и воскресные училища.

    Проведённые Александром II преобразования имели прогрессивный характер, закладывали основу для эволюционного пути развития России. Логическим их продолжением могло бы стать принятие умеренной конституции, разработанной в конце 1870-х гг. министром внутренних дел генералом М. Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II (1 марта 1881 г.) изменило общее направление правительственного курса.

    Лучшие статьи по теме