Медицинский сайт
  • Главная
  • Урология
  • Правила и требования: При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учащихся - Документ. Положение о проверке тетрадей Нормы проверки тетрадей русскому языку

Правила и требования: При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учащихся - Документ. Положение о проверке тетрадей Нормы проверки тетрадей русскому языку

Положение о проверке тетрадей.

1. Общие положения.

1.1 Данное Положение разработано в соответствии с Едиными требованиями к устной и письменной речи учащихся и призвано урегулировать вопросы, связанные с проверкой тетрадей.

1.2. Настоящее Положение согласовано с методическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.3. Тетрадь - обязательный атрибут обучения школьника, она ведется каждым учеником по всем предметам учебного плана.

1.4Проверка тетрадей оплачивается учителям начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранного языка.

2. Задачи проверки тетрадей:

Выполнение учителем норм проверки тетрадей.

Выполнение учащимися домашних работ.

Соблюдение единого орфографического режима.

Правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года.

Правильность подписи тетрадей.

Соответствие объема классных и домашних работ.

3. Порядок проверки тетрадей.

3.1 Начальные классы.

Все тетради проверяются ежедневно.

Изложения и сочинения возвращаются не позже, чем через два дня.

Виды ошибок выносятся на поля тетради (/ - орфографическая ошибка; v - пунктуационная ошибка).

Объем письменной работы по русскому языку (за урок в тетради пишут столько слов, сколько предусмотрено программой по технике чтения).

3.2. Русский язык и литература.

Рабочие тетради по русскому языку проверяются в 5 и 6 (первое полугодие) классах ежедневно, каждая работа, в 6 (второе полугодие), 7 - 9 классах - наиболее значимые работы, но обязательно один раз в неделю, 10 - 11 классах один раз в месяц, у слабоуспевающих учеников проверяется два раза в неделю.

Рабочие тетради по литературе проверяются в 5 - 9 классах не реже двух раз в месяц, 10 - 11 классах - не реже одного раза в месяц.

Контрольные работы возвращаются к следующему уроку.

Изложения и сочинения возвращаются через неделю в 5 - 9 классах, через 10 дней в 10 - 11 классах.

Ошибка подчеркивается, исправляется учителем.

После каждой проверенной работы выполняется работа над ошибками.

Оценки за контрольные работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

Объем письменной работы по русскому языку (за урок в тетради пишут столько слов, сколько предусмотрено программой по технике чтения).

Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.

3.3.Иностранный язык.

Рабочие тетради проверяются: в 5, и 6 классах каждая работа, в 7 - 9 классах - один раз в неделю, 10 - 11 классах один раз в месяц, у слабоуспевающих учеников проверяется два раза в неделю.

Контрольные работы возвращаются к следующему уроку.

Виды ошибок выносятся на поля тетради (/ - орфографическая ошибка; v - пунктуационная ошибка, Л - логическая. Ф - фактическая, Р - речевая, речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией), ГР - грамматическая).

Ошибка подчеркивается, исправляется учителем.

После каждой проверенной работы выполняется работа над ошибками.

Объем выполненных работ должен соответствовать программным требованиям.

Оценки за контрольные работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.

3.4 Математика.

Рабочие тетради проверяются в 5, и 6 (первое полугодие) классах ежедневно, каждая работа, в 6 (второе полугодие), 7 - 9 классах - наиболее значимые работы, но обязательно один раз в неделю, 10 - 11 классах - наиболее значимые работы, но обязательно два раза в месяц у всех учащихся, у слабоуспевающих учеников проверяется два раза в неделю.

Контрольные работы возвращаются к следующему уроку.

Ошибка подчеркивается, грубая - двумя, негрубая - одной, недочет - волнистой чертами, выполняется работа над ошибками.

Контрольные работы возвращаются к следующему уроку.

Оценки за контрольные работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.

3.5 Физика, химия, биология информатика.

Рабочие тетради в 5 - 11 классах проверяются обязательно два раза в месяц, наиболее значимые работы проверяются у всех учащихся, у слабых учеников проверяется один раз в неделю.

Ошибка подчеркивается, выполняется работа над ошибками.

Контрольные, практические и лабораторные работы возвращаются к следующему уроку.

Оценки за контрольные, лабораторные и практические работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.

3.6. История, обществознание, география.

 Рабочие тетради в 5 - 11 классах проверяются обязательно два раза в четверть, наиболее значимые работы проверяются у всех учащихся, у слабых учеников проверяется каждая работа.

 Ошибка подчеркивается, речевая ошибка подчеркивается волнистой чертой, выполняется работа над ошибками.

 Оценки за контрольные работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

4.Оплата за проверку тетрадей

4.1 Проверка тетрадей обязательно оплачивается учителям:

Начальных классов - 10% от количества часов русского языка и математики;

Учителям русского языка и литературы - 15% от часов русского языка 5-11 класс и 15% от часов литературы 8-11 классы

Учителям математики - 10% от количества часов;

По формуле х= (% от часов/(кол-во классов * 25 человек) * (ко-во обучаемых уч-ся)

Учителям иностранного языка - 10% от количества часов по формуле: По формуле х= (% от часов/(кол-во классов * 15 человек) * (ко-во обучаемых уч-ся)

4.2Остальным предметникам оплата производится при наличии фонда оплаты труда учреждения.

4.3. Контроль за проверкой тетрадей осуществляет заместитель директора по УВР один раз в месяц.

4.4 Оплата может быть снята на 50%, если проверка была не полной и на 100%. Если тетради совсем не проверялись.

1.2. Виды письменных работ учащихся

Итоговые контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значительных тем программы;
  • в конце учебной четверти, полугодия.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

1.3. Количество итоговых контрольных работ

Предметы

Вид работы

по классам

Русский язык
диктанты
изложения
сочинения
Литература
классные сочинения
домашние сочинения

Класс

Словарный диктант

Контрольный диктант

Изложение (подробное)

Объём ученического сочинения

0,5 – 1 стр.

1 – 1,5 стр.

1,5 – 2 стр.

до 50 слов

до 50 слов

При подсчёте слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Если контрольный диктант сопровождается дополнительным заданием, то берётся текст объёмом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.

Количество проверяемых орфограмм и пунктограмм в текстах контрольных диктантов не должно превышать:

Класс V
Количество орфограмм
Количество пунктограмм

В тексты контрольных диктантов по русскому языку могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трёх предыдущих уроках).

Слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктанте должно быть не более пяти в V классе, семи – в VI и VII классах, десяти – в VIII и IX классах.

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Объём сочинений по литературе, независимо от источника и места работы:

Объём классного сочинения по литературе зависит также от времени, отведённого на выполнение работы.

Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения.

4.Порядок проверки письменных работ учителями.

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

I. по русскому языку:

  • в V классе и в первом полугодии VI класса – после каждого урока у всех учеников;
  • во II полугодии в VI классе и в VII – IX классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
  • в X – XI классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

II. по литературе:

в VI – IX классах – не реже 2 раз в месяц, а в X – XI классах – не реже одного раза в месяц.

4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

  • контрольные диктанты в I – IX классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
  • изложения и сочинения в V – VIII классах – через неделю;
  • сочинения в IX – XI классах проверяются не более 10 дней.

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

– при проверке изложений и сочинений в V – XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетрадей учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф , логические – знаком Л , речевые – знаком Р , грамматические – знаком Г , орфографические ошибки – знаком I , пунктуационные – знаком V ;

(* Примечание. Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения по литературе.

Любое сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В V – XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая оценка – к русскому языку.)

  • при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V – XI классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
  • подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
  • проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
  • после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку в V классе – I полугодии VI класса оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В VI (начиная со второго полугодия) – XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

4.6. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

4.7. Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  1. степень самостоятельности;
  2. этап обучения;
  3. объём работы;
  4. чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

5 . Выведение итоговых оценок

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, языковую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Учащиеся 5-9 классов имеют:

2 рабочие тетради по русскому языку

Тетрадь для контрольных работ по русскому языку

Тетрадь для работ по развитию речи

Тетрадь для творческих работ по литературе

Тетрадь по литературе (общую 48 или 96 листов, в клетку или в линейку)

Требования к ведению тетрадей по русскому языку.

1. Писать аккуратным почерком синей ручкой, не допускать неразборчивого написания.

2. Тетрадей по русскому языку должно быть две - одна сдаётся на проверку, вторая остаётся на руках.

3. Тетрадь должна быть в линейку и не толще 18 листов!

4. Соблюдать поля с внешней стороны, то есть не писать на полях.

5. Соблюдать красную строку (делать отступ). Если в конце страницы после даты и наименования работы не помещается хотя бы одна строчка текста, пропустить строку и перейти на новую страницу.

6. Между датой, заголовком, наименованием вида работы и текстом строку не пропускать.

7. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы пропускать 2 линейки.

8. Верхняя строчка на странице не пропускается.

9. Ошибки учащийся исправляет только ручкой. Все перечеркивания выполнять карандашом. Пользоваться корректором не разрешается.

10. Запись в тетради выглядит следующим образом (5-9 кл):

Пятое сентября.

Домашняя работа.

Упражнение 7.

11. В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.

12. В строчку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с большой буквы (Р. п.).

13. Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I спр.).

14. Род существительных обозначается маленькими буквами (м.р.).

Предварительный просмотр:

ОБЪЕМ ДИКТАНТОВ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ.

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.


Для диктантов используются связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается : для V класса -90-100 слов, для VI класса-100-110, для VII-110-120, для VIII-120-150, для IX класса- 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)


Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы (правила правописания) или пунктограммы (правила постановки знаков препинания) этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов подбираются такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями.

До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Объем словарного диктанта для V класса - 12-15, для VI класса - 16-20, для VII класса - 21-25, для VIII класса - 26-30, для IX класса - 31-35.

Проверка работ:

5 кл. – все работы

6 кл. - первое полугодие – все работы;

Второе полугодие – выборочно, но не реже двух раз

В неделю.

7-9 кл. – выборочно, наиболее важные работы, но не реже

Одного раза в неделю.

Контрольные и самостоятельные работы проверяются в сроки:

Диктант - к следующему уроку.

Изложение и сочинение в 5-9 кл. - в течение недели.

Предварительный просмотр:

НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями , учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки . Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки :

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки .

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки . Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка .

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят , то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые .

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность и логичность изложения;
  5. правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы .

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку . При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок . В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа , как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться .

Самостоятельные работы , выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Сначала из серии «Невыдуманные истории».

В учительской назревал скандал. По плану работы школы накануне проверяли, простите за тавтологию, «состояние проверки тетрадей» в каких-то там классах. Оказалось, что у Марьи Ивановны не проверены рабочие тетради за всю последнюю неделю, у Татьяны Львовны проверяются только классные работы или, может быть, только домашние – не в этом суть. А Любовь Давыдовна – о боже! – пропускает ошибки.
Завуч объявил выговоры. Учителя обижены, кто-то уже пишет заявление, кто-то горько рыдает.
Постороннему человеку этого просто не понять. И вот тут-то в игру вступает муж одной из учительниц: «Ты из-за этого так расстроилась? Сколько тебе за них платят? Ах, триста в месяц? Ну, конечно, это стоит и рыданий, и нервов. Цена одной твоей проверки – двадцать пять копеек. А главное – проверяй не проверяй, а красного цвета в них меньше не становится. Сизифов труд». Положил на стол цветную бумажку и велел собираться в гости. Жена в истерике: у меня еще не проверены три стопки рабочих и две контрольных. Но в душе зародилось сомнение: неужели и в самом деле двадцать пять копеек? Муж сел за калькулятор: «Берем не тебя, а среднестатистического учителя, у которого только три класса, это примерно сто учеников, сто учеников – сто тетрадей. Итого три рубля в месяц на ученика. В неделю его тетради нужно проверить хотя бы три раза. Делим три мифических рубля на 12 проверок. Все верно: двадцать пять. Это у учителя с тремя классами. У тебя будет меньше. Ну что, идем в гости?».
Конец этой истории каждый может придумать сам.

Как же все-таки быть? Не проверять тетради нельзя. Это знает каждый словесник. Но и проверить все работы просто физически невозможно. Перегрузки от самих уроков и от подготовки к ним еще как-то можно объяснить. Но проверка тетрадей часто доводит до нервного срыва.

Объясняя начинающим учителям смысл этой работы, я всегда обращаюсь к «Письмам Кристине», написанным от имени опытного учителя Маргарет Метзгер к выпускнице педагогического колледжа. (Они были опубликованы в газете «Первое сентября» в № 83–88 за 1996 г.) Вспоминая себя в молодости, Маргарет рассказывает:

«Денно и нощно я проверяла работы 140 учеников. Об этом узнал один очень опытный учитель. “Вы не должны убивать свою жизнь на эту работу, – сказал он и посмотрел на новое, еще сверкающее обручальное кольцо на моей руке. – Бьюсь об заклад, у вас остается не много времени для мужа. Когда в последний раз вы вместе прогулялись или сходили в кино?.. Приходите на следующей неделе, и я покажу, как проверять работы быстро”. И он сдержал слово. Он дал мне самый важный совет: при проверке тетрадей не стоит решать все проблемы сразу, а каждый раз надо браться лишь за одну проблему. Каждый раз проверять в тетрадях что-то одно ».

Не знаю, как на эти советы посмотрели бы методисты, но мне «Письма Кристине» очень помогли. И прежде всего тем, что научили думать, искать свои пути в методике.

Конечно, читатель-скептик тут же возразит: какие еще «свои пути» могут быть в такой рутинной работе, как ежедневная проверка тетрадей? И все же у каждого словесника и здесь есть свои находки, свои полезные мелочи.

Опытные учителя советуют:

    Все, что может быть проверено в классе, должно быть проверено в классе. Для этого подходят самые разные приемы: образцы правильного выполнения заданий на доске или карточки-ключи на партах, орфографическое проговаривание, мгновенная проверка записанного с помощью сигнальных карточек, перфокарты.

    Возвращать тетрадь ученику нужно не позднее следующего дня, так как только в этом случае устанавливается быстрая обратная связь. Сочинение или контрольная, отданные через неделю, а то и через две, никому не нужны. Еще в большей степени это относится к тетрадям рабочим.

    Начинать любую следующую работу надо с исправления уже допущенных ошибок. Иначе благородный труд проверки тетрадей и в самом деле превратится в труд Сизифа.

Может, стоит прислушаться к этим советам? Не так уж они невыполнимы.
От себя добавлю еще несколько правил и приемов.

Проверку тетрадей надо постараться превратить в…... удовольствие. «А что они там сегодня написали? Чем порадовали? Много ли ошибок? Не прошел ли урок даром? Поняли ли тему?» – эти и другие вопросы задаю себе, глядя на стопку тетрадей.
Этот прием дает, как правило, положительные результаты. В самых что ни на есть обычных тетрадях часто можно найти не только гору ошибок, но и множество маленьких открытий, ведь тетрадь, в отличие от учительского конспекта, – фотография деятельности ученика. Она поможет скорректировать следующий урок, увидеть свои просчеты и ошибки.
К проверке тетрадей не следует относиться как к некоему священному делу, которое должно отнимать все силы и время учителя. Я положила себе за правило: на одну тетрадь тратить не больше минуты , тогда всю пачку можно проверить всего за полчаса.

Как это делается?

Берем тетрадь. Так, словарный диктант, проверяем обязательно, даже если написано всего две-три строчки, и обязательно поставим оценку. (Вспомним одно из правил «Писем к Кристине»: каждый раз проверять в тетрадях что-то одно.) Упражнения из учебника. Читаем по диагонали. Разборы все проверялись на уроке, нечего их еще раз так уж досконально изучать, тут не следственная экспертиза. А вот это проверим непременно – итоговая диктовка по теме – и опять поставим оценку (только не двойку, лучше черту или еще как-нибудь выразим свое неодобрение). Итого две-три оценки за одну классную работу. Ученик не обделен вниманием. Он знает: все, что он делал на уроке, будет проверено, замечено, оценено. Учитель же видит все пробелы в знаниях ученика.

Проверка тетрадей – ручная работа, и в прямом, и в переносном смысле ручная. Пока еще не придумано технологии, способной заменить каторжный труд учителя в этом деле. Но существует один путь, позволяющий значительно облегчить его. Это путь самопроверки .

Самопроверку в той или иной степени используют многие словесники. Но именно в той или иной степени – от случая к случаю. А между тем самопроверка и самоконтроль могут стать настоящими помощниками учителя.

Я работаю в пятом классе по учебнику Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой 1 . Примечательно, что ко всем упражнениям в нем есть ответы . Ответами в современных учебниках сегодня никого не удивишь. Однако эта методическая находка – не побоюсь даже сказать, открытие – впервые введена в учебники русского языка и литературы учеными-психологами Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой (см. их книги «Секреты орфографии», «Речь, язык и секреты пунктуации» и др.). Именно в ответах ко всем (!) заданиям и вопросам – принципиальное отличие нового учебника от всех других.

«С какой целью введены ответы? – обычно спрашивают все, кто впервые сталкивается с учебником, и среди них нередко родители. – Ведь ребенок попросту все спишет». И заклеивают, замарывают страницы с ответами, прячут их от ученика. А ведь ключи в учебнике даны не просто так. Они нужны для самоконтроля и самопроверки знаний, позволяют школьнику работать спокойно, не бояться того, что можешь ошибиться, а еще позволяют каждому работать в своем темпе: «черепахам» не спешить, а «ланям» бежать так, как это свойственно их природе. Дети, успешно справившиеся с заданием, пропускают однотипные упражнения, переходя на следующий уровень, – для них включается зеленый свет, слабые и интеллектуально пассивные продолжают тренировку – для них пока еще горит красный свет.

Вот так организован самоконтроль в нашем учебнике и на наших уроках. Часть работы учителя берут на себя сами ученики. А у меня на проверку тетрадей теперь уходит гораздо меньше времени, чем раньше. Домашние работы я просто просматриваю, попутно для себя отмечая тех, кто списал «точь-в-точь как в ответе». (Эксперимент показал, что спустя некоторое время интеллектуально пассивные дети тоже перестают списывать, переходя на уровень интеллектуально активных, так что пусть пока списывают.)

Вопрос о самоконтроле увел нас далеко в сторону от предмета обсуждения – проверки тетрадей. На самом деле эти вопросы взаимосвязаны. И дело, конечно, не только в том, чтобы разгрузить учителя. Постоянный самоконтроль включает внимание и помогает воспитать такие важные качества личности, как самостоятельность и ответственность. Это знают все мои ученики, которые учатся по нашему учебнику.

А как же быть тем, для кого пока что учебник с ответами-ключами не стал привычным делом? Оглянуться назад и задать себе вопрос: «Не слишком ли много сил я трачу на проверку тетрадей? Не стоит ли это дело чуть-чуть упростить, чтобы осталось время и на походы в кино, и на прогулки с мужем, и, наконец, на творчество?». Ведь рутинная работа больше всего убивает ту способность в человеке, которая называется творчеством.

1 Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А . Русский язык: Учебник для 5-го класса: В 2 ч. М., 2001. См. также мою рецензию на этот учебник в № 14/2002.


Положение о ведении и проверке тетрадей

1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании»; гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02; едиными требованиями к устной и письменной речи обучающихся; уставом школы; должностными инструкциями и другими локальными актами школы.

1.2. Настоящее положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.3. Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника, она ведется каждым учеником по предметам учебного плана.

1.4. Настоящее Положение устанавливает правила ведения ученических тетрадей, проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений обучаемых.

1.5. Проверка тетрадей является одним из возможных способов контроля знаний обучающихся.

1.6. При проверке тетрадей учитель имеет право делать записи только пастой (чернилами) красного цвета.

1.7. Учитель имеет право, помимо выставления (или не выставления) оценки, делать в тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы.

1.8. Запрещается делать в тетради записи, касающиеся поведения учащихся.

1.9. В качестве отметки может быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5». Допускается выставление нескольких отметок за каждый вид деятельности (в том числе и через дробь).

1.10. В 1-х классах обучение проводится без бального оценивания знаний учащихся и домашних заданий.

2. Задачи проверки тетрадей:

Выполнение учителем норм проверки тетрадей.

Выполнение учащимися домашних работ.

Соблюдение единого орфографического режима.

Правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года.

Правильность подписи тетрадей.

Соответствие объема классных и домашних работ.

3 . Виды письменных работ учащихся.

3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

Упражнения по русскому и иностранным языкам, математике, физике, химии;

Конспекты первоисточников и рефераты по истории, обществознанию, литературе, географии в 5-11-х классах;

Планы и конспекты лекций учителей по разным предметам на уроках и элективных курсах в 9-11 классах;

Планы статей и других материалов из учебной литературы;

Сочинения, анализы текстов и письменные ответы на вопросы;

Составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);

Фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения во 2-5-х классах, биологии, географии;

Различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных (практических) работ по природоведению, биологии, географии, физике, химии, технологии в 5-11-х классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника);

3.2.В школе проводятся текущие и итоговые контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.

4. Количество и назначение ученических тетрадей.

Для выполнения всех видов письменных работ, обучающих, проверочных, лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося:

Предмет

Количество тетрадей

1-4 кл.

5-9 кл.

10-11 кл.

Русский язык

две рабочие тетради, одна тетрадь для диктантов и изложений

две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ, одна для творческих работ

Литература

одна тетрадь

одна рабочая тетрадь и одна для творческих работ

Математика

две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ

Алгебра

две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ

одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ

Геометрия

Одна рабочая тетрадь

Одна рабочая тетрадь

Иностранный язык

Одна тетрадь и словарь

Одна тетрадь и словарь

Одна тетрадь и словарь

Физика, химия

одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ и одна тетрадь для лабораторных работ

одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ и лабораторных работ.

Биология, география, природоведение, история, технология, ОБЖ, физкультура, информатика

одна рабочая тетрадь

одна рабочая тетрадь

одна рабочая тетрадь

5. Требования к оформлению и ведению тетрадей учащимися.

5.1.Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов, 1-4 классы: 12 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ. Общие тетради по алгебре используются только начиная с 10-го класса.

5.2.Тетради для учащихся первого класса подписываются только учителем.

5.3.Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

5.4.Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (на обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи, лабораторных и практических работ делаются соответствующие записи).

Образец надписи:

Тетрадь

для работ

по русскому языку

учени (цы) __ ___ класса

средней школы № 45

ФИ ученика (в род. п.)

Английский язык

English

Galina Sedova

Form 2A

5.5.Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях. Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.

5.6. Указывать дату выполнения работы.

Со 2 полугодия 1 класса, во 2-4 классах по русскому языку число и месяц записываются учащимися словами в форме именительного падежа, по математике дата записывается цифрами, название месяца словами.

В 5-11-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5-11-х классах по математике (по остальным предметам) допускается запись даты цифрами на полях.

5.7. На каждом уроке в тетрадях 5-11-х классах следует записывать его тему (на отдельной строке), а на уроках по русскому языку, математике во 2-11 классах – указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.). При выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать по центру номер упражнения, задачи, вопроса.

5.8. Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, проверочный диктант и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

5.9. Соблюдать красную строку. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см.

5.10. Для учащихся 1- 4-х классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.

5.11. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике (5-11 класс) во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. В тетрадях по математике (1-4 класс) пропускать между столбиками 3 клетки, между видами работ 2 клетки, между классной и домашней работой - 4 клетки. По русскому языку – начинать писать с первой строчки, по математике (алгебре, геометрии) –с самой верхней полной клетки, между датой и заголовком работы – 1 клетка; между столбиками выражений, уравнений, неравенств и т.д. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой. При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).

5.12. Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, физике, химии выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ. В тетрадях по русскому языку записывается только вид работы (например, диктант). То же относится и к обозначению кратковременных работ, выполняемых в общих тетрадях. Вариантность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру. В тетрадях по математике, физике, химии запись контрольной, практической, лабораторной работы ведётся в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы учителя. Например: контрольная работа по теме «Длина окружности. Площадь круга»

5.13. Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.

5.14. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей пастой. Карандаш используется при подчеркивании, составлении графиков и т.д. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой. Грамматические формы указываются над словом простым карандашом.

5.15.Учащимся 1-4-х классов учитель обязательно прописывает упражнения для формирования навыков чистописания и владения каллиграфией.

5.16. Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки.

6. Количество контрольных работ.

6.1.Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается программными требованиями и рабочими программами по предмету

6.2.Количество проверочных работ определяется учителем самостоятельно на принципах целесообразности и с учетом санитарно-гигиенических требований к обучению.

6.3. Итоговые контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значимых тем программы;

В конце учебной четверти, полугодия;

6.4. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним учащимся.

7. Порядок проверки письменных работ учителями.

Проверка знаний и умений учащихся является обязательной важной частью

педагогического процесса и выполняет в нём различные функции:

воспитывающую, обучающую, развивающую, диагностическую.

7.1. Учитель начальных классов

Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам,

соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.

В 1-4 классах ежедневно проверяются все классные, во 2-4 классах и домашние работы учащихся по письменным предметам (письмо, русский язык, математика);

Соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:

В 1-4 классах работы проверяются к следующему уроку;

Проставляет в классный журнал оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились;

7.2. Учитель русского языка и литературы

Соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

а) по русскому языку

- 5 класс и 6 класс в 1 полугодие - проверяются все домашние и классные работы учащихся;

Во втором полугодии в 6 классе и 7-9 классы - ежедневно проверяются работы у слабых учащихся, наиболее значимые - у всех остальных, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

10-11 классы - ежедневная проверка работ у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

б) по литературе

5-8 классы - проверка тетрадей 2 раза в месяц,

9-11 классы - 1 раз в месяц.

Контрольный диктант проверяется к следующему уроку,

Изложение - через 2-3 дня после проведения работы,

Сочинение - через неделю после проведения работы.

Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке».

Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.

7.3. Учитель математики

а) 5 класс - 1 полугодие - проверяются все домашние и классные работы учащихся,

б) 5 класс - 2 полугодие ежедневно проверяются работы у слабых учащихся, у всех остальных - наиболее значимые работы, но не реже одного раза в неделю;

в) 6-8 классы - ежедневно проверяются работы у слабых учащихся и наиболее значимые - у всех остальных, но не реже двух раз в месяц;

г) 9-11 классы - ежедневная проверка работ у слабых учащихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц.

Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.

Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:

а) 5-8 классы: работы проверяются к уроку следующего дня,

б) 9-11 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока.

Проводит работу над ошибками, анализ контрольных работ после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке».

Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.

7. 4. Учитель истории, обществознания, МХК

Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.

Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п.

Хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.

а) 5-11 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока.

Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.

7.5. Учитель географии

Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение установленного в школе порядка, их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.

Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть.

Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):

5-11 классы - работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока.

7.6. Учитель биологии

Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей и других пособий соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.

Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть.

Выставляет в классные журналы оценки за практические, творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п.

Хранит творческие и контрольные (практические) работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.

Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):

7.7. Учитель физики

Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.

Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть.

7.8. Учитель химии

Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.

Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

Рабочие тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть.

Проверяет все виды контрольных работ у всех учащихся. Выставляет в классные журналы оценки за контрольные работы учащихся, как правило, к следующему уроку. При количестве уроков в год 68 и более - через 1-2 урока. Оценка выставляется за то число, когда была проведена работа.

Хранит контрольные работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.

7.9. Учитель иностранного языка

Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.

Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

а) 5- классы - после каждого урока в течение I полугодия и не реже одного раза в неделю во втором полугодии;

6- классы - после каждого урока у слабых учащихся. У всех учащихся тетради должны быть проверены один раз в неделю;

б) 7-9 классы - после каждого урока у слабых учащихся, у сильных - наиболее значимые работы. У всех учащихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели.

в) 10-11 классы - тетради всех учащихся проверяются 1 раз в учебную четверть, а тетради-словари - 1 раз в месяц.

Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.

Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:

все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к следующему уроку.

Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение года в учебном кабинете.

7.10. Учитель информатики и ИКТ

Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.

Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть.

Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):

Работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока.

7 .11. Учитель технологии

Контролирует наличие и правильности ведения учащимися тетрадей по предмету.

Осуществляет выборочную проверку тетрадей, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже 1-2-х раз за учебную четверть.

7.12. Учитель ИЗО

Контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования тетрадей на печатной основе.

Проверяет каждую работу у учащихся всех классов. Работа выдается ученику либо на следующем уроке, либо через урок после ее выполнения.

Выставляет оценки в классный журнал за контрольные и наиболее значимые работы за то число, когда проводилась работа.

7.13. Учитель ОБЖ

Контролирует наличие и правильность ведения учащимися тетрадей по предмету. Осуществляет выборочную проверку тетрадей, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже 1-2-х раз за учебную четверть.

Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):

5-11 классы - работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока.

8. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы:

8.1. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля по следующей схеме:

    Учитель;

    Класс;

    Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;

    Выполнение единого орфографического режима;

    Регулярность проверки;

    Соответствие отметок существующим нормам;

    Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в тетради и т.д.);

    Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок, индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);

    Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи тетрадей);

    Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;

    Разнообразие форм классных и домашних работ;

    Дифференцированный подход.

Лучшие статьи по теме