Медицинский сайт
  • Главная
  • Анализы
  • Награды русской православной церкви. О церковном облачении История и символическое значение ораря

Награды русской православной церкви. О церковном облачении История и символическое значение ораря

Вот вам кусочек моей научной работы.

В качестве награды для диаконов, в нашей церкви используется двойной орарь, состоящий из двух орарей, которые закрепляются на плече следующим образом. Передняя половина "нижнего" ораря на правом боку фигуры диакона соединяется с половиной "верхнего" ораря, которая оказывается сзади. Существует два основных варианта этого соединения: "внахлест" - концы орарей имеют естественный вид (с лентой и бахромой) – этот вариант более каноничный и отвечающий самой идее двух орарей; и соединение "углом" – орари на боковой части сшиваются сразу после кроя, и отделываются галуном – получается "большой", а не "двойной" орарь.
На двойной орарь, как правило, нашивается 7 крестов, а не 14, как можно было бы предположить – вероятно, этим подчеркивается идея одного целого (единого) предмета облачения диакона. Кресты располагаются следующим образом: два на передней части ораря, два на задней, по одному на «диагональных» частях, и один крест на скрещении орарей (на правом боку).
Кроме того, существует большое количество вариантов украшения двойного ораря, которые несут как символически-смысловую (изображение херувимов, надписей «святъ, святъ, святъ»), так и чисто декоративную нагрузку (растительные или геометрические орнаменты), при соединении «углом» нередко к этому соединению пришивается кисть.
Поскольку двойной орарь иногда шьется отдельно от стихаря (нередко из более богатой, чем стихарь, ткани – чтобы подчеркнуть значение этого предмета, как награды) возможна проблема крепления ораря к стихарю – «петля и петля» или «пуговица и пуговица». Решить эту проблему с двойным орарем проще, чем с обычным – достаточно на плече, в месте будущего крепления орарей к стихарю пришить не по две петли (по две пуговицы), а на одной стороне - петлю, а на другой пуговицу. Затем пуговица продевается в петлю, и орарь становится универсальным – если на стихаре петля, то продеваем в нее пуговицу, а если на стихаре пуговица – надеваем на нее петлю.

Ора́рь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная широкая лента.

В настоящее время двойной орарь является распространенной формой церковной награды для диаконов Русской Православной Церкви . Идея сделать его церковной наградой обсуждалась впервые в г. на страницах журнала "Руководство для сельских пастырей" известным историком и литургистом А.А.Дмитриевским . "К изменению нынешней обычной формы ораря "по подобию архидиаконского и протодиаконского" не может быть никакого препятствия, - писал он, отвечая па вопрос одного из заинтересованных читателей. - Наши епископы могут действительно награждать заслуженных диаконов этими орарями, которые почему-то присвоены у нас только архидиаконам и некоторым из протодиаконов. На Востоке вообще орарь диаконский доходит длиною до 7-ми аршин (почти 5 метров) и носится таким образом: диакон, возложив этот орарь на левое плечо, опускает его па правую сторону и, проведя под пряною рукою, снова возлагает па левое плечо и опускает конец до земли, причем смотрит, чтобы два крестика, находящиеся на ораре, лежали на его плече рядом" .

ὀράριον , от лат. orare - молиться, или лат. os - уста; также от греч. ωρα - время ) - в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона - длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани . В Православных Церквях орарь носят диаконы, включая протодиаконов (и соответствующие им в чёрном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы), а также иподиаконы (только крест-накрест).

История и символическое значение

Историки богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания .

Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу , готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя .

Облачение в орарь

Первое облачение в орарь происходит во время хиротесии во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь , они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением , затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.

Иподиакон надевает орарь крестовидно. Диакон надевает орарь крестообразно во время совершения Божественной литургии после произнесения молитвы «Отче наш ». Орарь при этом надевается так, что его середина оказывается спереди на пояснице, а оба его конца сначала перекладываются на спину с обеих сторон, затем пересекаются на спине крест-накрест, а затем через плечи перекладываются на грудь и там пересекаются ещё раз.

В Русской православной церкви существует неофициальная практика награждения старших или опытных алтарников орарем, который носится крестообразно, как у иподиакона . Однако эта награда не получила одобрения у священноначалия и потому вручается негласно

ОБЛАЧЕНИЕ ДИАКОНА
(ОБЛАЧЕНИЕ ИЕРОДИАКОНА, ДЬЯКОНА, ДИАКОНСКОЕ, ДЬЯКОНСКОЕ)

Облачение дьякона (иеродиакона ) состоит из подрясника , поручей , стихаря и ораря .

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (диакона, иеродиакона ) с вышивкой .

СТИХАРЬ

Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы . Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей . По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием . Для диаконов и низших клириков - это верхнее богослужебное облачение , для священников и епископов стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником , поверх которого надеваются прочие ризы . Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов. Иногда на боках и рукавах стихаря нашиваются ленты, знаменующие собою узы, которыми был связан Иисус Христос , и кровь, истёкшую из его ребра. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют прободённое ребро Иисуса Христа , а оплечья из материй других цветов символизируют язвы от его бичевания.

ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба , туника . Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий - alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

ОРАРЬ

Орарь (устар. - орарий ) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона . В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов , а также соответствующих им в черном духовенстве - иеродиаконов и архидиаконов . Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения . В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников .

ИСТОРИЯ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРАРЯ

Считается, что прообразом ораря новозаветной Церкви является убрус (полотенце), которым в ветхозаветных синагогах подавали знак, по которому провозглашали «Аминь» при чтении Священного Писания. Орарь является символом крыльев ангела, при этом сам диакон олицетворяет ангела, исполняющего волю Божию. Помимо этого, орарь слывет символическим изображением благодати, ниспосланной диакону как священнослужителю .

ОБЛАЧЕНИЕ В ОРАРЬ

В процессе посвящения (хиротессии) в иподиакона происходит первое облачение в орарь . После облачения новопосвященного в стихарь , другие иподиаконы подносят орарь архиерею, который осеняет орарь крестным знамением, после этого посвящаемый целует орарь и руку архиерея, и иподиаконы крестообразно опоясывают посвящаемого орарем . При рукоположении (хиротонии) иподиакона в диакона с него смимают орарь , которым он был перепоясан, и архиерей возлагает орарь на его левое плечо, произнося, при этом: «Аксиос» (от греч. - «Достоин»). В православии диакон и иподиакон надевают орарь поверх стихаря только после благословения, получаемого от священника перед богослужением. В процедуру благословения входит троекратное крестное знамение и поклоны кресту Господню, после чего стихарь и орарь складываются особым образом (при этом в состав богослужебного облачения дьакона входят и поручи ) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После получения благословения от священника в форме крестного знамения происходит облачение диакона и иподиакона .

ДВОЙНОЙ ОРАРЬ

В православии после пяти лет служения диакон получает первую награду - право ношения двойного ораря . Один из двух орарей надет, как обычно у диакона , а второй орарь идет от левого плеча, спускается к правому бедру, и соединяется здесь концами. Богослужебным облачением архидиакона и протодиакона является протодиаконский орарь , который отличается от двойного ораря тем, что на него навешивается девять, а не семь, как на простом и двойном орарях , крестов и наличием слов «Свят, свят, свят», а также богатой вышивкой.

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (облачения дьякона , диакона, иеродиакона , иподиакона, протодиакона, архидиакона ) с вышивкой , включая стихарь , орарь , поручи.

Вот вам кусочек моей научной работы.

В качестве награды для диаконов, в нашей церкви используется двойной орарь, состоящий из двух орарей, которые закрепляются на плече следующим образом. Передняя половина "нижнего" ораря на правом боку фигуры диакона соединяется с половиной "верхнего" ораря, которая оказывается сзади. Существует два основных варианта этого соединения: "внахлест" - концы орарей имеют естественный вид (с лентой и бахромой) – этот вариант более каноничный и отвечающий самой идее двух орарей; и соединение "углом" – орари на боковой части сшиваются сразу после кроя, и отделываются галуном – получается "большой", а не "двойной" орарь.
На двойной орарь, как правило, нашивается 7 крестов, а не 14, как можно было бы предположить – вероятно, этим подчеркивается идея одного целого (единого) предмета облачения диакона. Кресты располагаются следующим образом: два на передней части ораря, два на задней, по одному на «диагональных» частях, и один крест на скрещении орарей (на правом боку).
Кроме того, существует большое количество вариантов украшения двойного ораря, которые несут как символически-смысловую (изображение херувимов, надписей «святъ, святъ, святъ»), так и чисто декоративную нагрузку (растительные или геометрические орнаменты), при соединении «углом» нередко к этому соединению пришивается кисть.
Поскольку двойной орарь иногда шьется отдельно от стихаря (нередко из более богатой, чем стихарь, ткани – чтобы подчеркнуть значение этого предмета, как награды) возможна проблема крепления ораря к стихарю – «петля и петля» или «пуговица и пуговица». Решить эту проблему с двойным орарем проще, чем с обычным – достаточно на плече, в месте будущего крепления орарей к стихарю пришить не по две петли (по две пуговицы), а на одной стороне - петлю, а на другой пуговицу. Затем пуговица продевается в петлю, и орарь становится универсальным – если на стихаре петля, то продеваем в нее пуговицу, а если на стихаре пуговица – надеваем на нее петлю.

Лучшие статьи по теме