Медицинский сайт
  • Главная
  • Урология
  • Императорское православное палестинское общество (иппо). Православное палестинское общество Русское православное палестинское общество

Императорское православное палестинское общество (иппо). Православное палестинское общество Русское православное палестинское общество

Существует удивительная связь между домом №3 по улице Забелина, Марфо-Мариинской обителью в Москве и храмом Марии Магдалины в Иерусалиме.

В Иерусалиме, на склоне Елеонской горы в Гефсимании обращает на себя внимание небольшой православный храм, его купола ярко блестят на ближневосточном солнце среди зелени Гефсиманских садов.

Это храм Марии Магдалины, освящённый в 1888 году в честь умершей в 1880 году российской императрицы Марии Александровны, урождённой принцессы Гессенской.

Храм построен созданным в 1882 году русским Императорским Православным Палестинским обществом (ИППО), для чего был выкуплен участок земли. Первым председателем общества был великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

В наши дни ИППО воссоздано и зарегистрировано в Москве в доме №3 по улице Забелина.

Общество создавалось для популяризации православия в странах Ближнего Востока и организации православного паломничества в Святую Землю.

В Палестине, Сирии, Ливии были созданы школы, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподавался русский язык.

Для приёма паломников открылись подворья, в них можно было получить один бесплатный обед, оставить свои вещи в камере хранения. При подворьях работали больницы и магазины с более дешёвыми, чем в городе, продуктами и сувенирами.

Паломники добирались в Святую Землю морским путём из Одессы до Яффы, причём билет на пароход стоил на сорок процентов дешевле, чем для обычных пассажиров.

На освящении церкви Марии Магдалины присутствовали великие князья, члены императорской фамилии, в том числе жена Сергея Александровича, Елизавета Фёдоровна, также как и его мать, гессенская принцесса. На торжественной церемонии она завещала похоронить её именно в этом храме.

После гибели великого князя Сергея Александровича, генерал - губернатора Москвы, от руки террориста Каляева в 1905 году, председателем Императорского общества стала его жена Елизавета Фёдоровна.

В 1909 году на собственные средства, продав ценные вещи и драгоценности, Елизавета Фёдоровна основала в Москве на Большой Ордынке монастырь, она же стала его настоятельницей. Свою жизнь Елизавета Фёдоровна посвятила милосердию и делу помощи обездоленным. Церковь при открытой в обители больнице освятили в честь жён - мироносиц Марфы и Марии.

Кроме больницы в обители работали школа и бесплатная столовая для малоимущих людей.

Во время Первой мировой войны в Марфо - Мариинском женском монастыре был организован госпиталь.

В 1912 году в обители построен храм Покрова Пресвятой Богородицы по проекту А.В.Щусева.

В 1917 году над настоятельницей монастыря нависла угроза расправы из-за её немецкого происхождения, её добрые деяния в расчёт не принимались. Ей неоднократно поступали предложения от английского правительства покинуть страну. Елизавета Фёдоровна приходилась внучкой британской королеве, однако она отвергла все предложения, решив разделить судьбу своей новой Родины.

В 1918 году Елизавета Фёдоровна была арестована и вывезена с другими членами императорской семьи в Алапаевск. Там арестованных казнили, сбросив живыми в заброшенную шахту.

Тела погибших белогвардейцы подняли из шахты и вывели в Китай. В 1921 году, следуя завещанию великой княгини, её останки перевезли в Иерусалим и захоронили в церкви Марии Магдалины.

В настоящее время в Гефсимании работает женский православный монастырь, основанный в 1934 году.

Марфо - Мариинская обитель была закрыта в советский период, в Покровском храме открыли клуб и кинотеатр, в алтаре установили скульптуру Сталина.

В настоящее время обитель возрождена, в храме возобновлены службы.

В 1992 году Елизавета Фёдоровна причислена к лику преподобных священномучениц.

Современное ИППО с помощью российского и израильского правительств пытается вернуть подворья в Иерусалиме и эта деятельность приносит обнадёживающий результат.

Пропаганда православия на Святой Земле продолжается.

Юрий Трифонов

Дата создания: 21 мая 1882 г. Описание:

Императорское православное палестинское общество — старейшая в России научная и гуманитарная организация, уставными задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока.

Основано 21 мая 1882 года, в день памяти святых равноапостольных Константина и Елены, как Православное палестинское общество. В 1889 году получило почетное наименование Императорское.

С 1882 по 1905 годы председателем Общества был Великий князь Сергий Александрович.

После Октябрьской революции общество вынужденно разделяется на две независимые организации — российскую и зарубежную. В 1918 году оставшаяся в России часть общества переименовывается в Российское палестинское общество при Академии наук. 22 мая 1992 года восстанавливается историческое название — Императорское православное палестинское общество.

Структура Общества

  • Председатель . На Общем собрании ИППО 14 июня 2007 года председателем Императорского православного палестинского общества был избран , председатель Счетной палаты Российской Федерации;
  • Комитет Почетных членов . Возглавляет комитет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ;
  • Совет ;
  • Редакционный совет ;
  • Членский состав . По состоянию на 7 июля 2009 года Императорское православное палестинское общество включает 619 членов;
  • Отделения . В настоящее время Общество насчитывает 15 отделений как в России, так и за границей. В России отделения открыты в таких городах, как Белгород, Владимир, Нижний Новгород, Орел, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тверь. На Святой Земле отделения работают в Иерусалиме, Вифлееме, Акко. Кроме того, созданы отделения на Кипре, в Болгарии и в Узбекистане.

Устав Общества

Устав Императорского православного палестинского общества был утвержден указом императора Александра III 8 мая 1882 года и актом публичного признания собранием членов-учредителей, состоявшимся 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге.

Христианские древности: Введение в сравнительное изучение Беляев Леонид Андреевич

Православное Палестинское Общество и Русская духовная миссия в Палестине

Сведения по археологии поступали в Россию не только от частных лиц, паломников и путешественников, но и по государственным каналам, а также от религиозных организаций. Правительство уже с первой пол. XIX в. опиралось на весьма информативные консульские, военные и торгово-экономические обзоры, дополнявшие картину жизни На Ближнем Востоке. Часто два источника сведений, официальный и неофициальный, восходят к одному лицу. Так, направленный в 1843 г. в Иерусалим Синодом архимандрит Порфирий (Успенский) имел секретные поручения по делам православной церкви; отчеты о состоянии ее дел в Сирии и Палестине Синод передавал в Министерство иностранных дел. Впоследствии именно Порфирий стал главой первой русской религиозной миссии в Палестине. 32

Русская Духовная миссия в Иерусалиме была учреждена в 1847 г., чтобы облегчить положение паломников. Но развернуть ее деятельность удалось лишь с 1857 г., по окончании Крымской войны, когда ее возобновили «ввиду сильного развития, которое приняли, пользуясь нашим отсутствием, в Святой земле… католическая и протестантская пропаганда». (Антонин, 1884). Большую роль в Миссии играли ее руководители, архимандриты Антонин (Капустин), а позже Леонид (Кавелин). 33

Активные исследования церковных древностей Палестины русскими учеными стали возможны с 1880-х гг., с момента образования Императорского Православного Палестинского общества (ИППО). Созданное для «упорядочения движения паломников и помощи им», оно с самого начала имело среди своих задач научно-популяризаторские и строго научные. 34 В 1881 г. Иерусалим посетили великие князья, поддержавшие идею создания специального общества. Великий князь Сергей Александрович стал его председателем, сразу указав, среди других задач, на необходимость исследования древностей (1882). 35 ИППО снаряжало экспедиции, работало над публикацией источников. Официальным изданием стал специальный «Православный Палестинский сборник», сохранившийся, хотя и в измененном виде, до наших дней (то же можно сказать, собственно, и про ИППО). Уже за первые 15 лет существования было издано до сотни исследований и памятников письменности (160 томов!), в числе которых, кроме популярно-церковной литературы, - древнерусские «хождения», тексты паломников латинских (4), греческих (11) и южнославянских (2). 6

Археолого-археографические экспедиции ИППО изучали пути древних пилигримов в Сирию через Кавказ и Малую Азию (А. В. Елисеев), отыскивали греческие (П. В. Безобразов) и описывали грузинские (А. Цагарели) рукописи, исследовали архитектуру (Н. П. Кондаков). Особо важны были работы в Палестине. Кроме научного интереса к христианским древностям, за ними стояла потребность России занять определенную позицию в изучении Святых мест (без чего сложнее было претендовать на контроль за ними), а также постепенно проявлявшееся стремление сформировать собственную, отличную от других, сеть паломнических центров на территории Палестины, подобную той, которыми располагали, например, францисканцы и соперничавшие с ними ордена. Это удалось частично осуществить благодаря широкой покупке земель русским правительством и Духовной миссией. 37

Архимандрит Антонин (Капустин), с именем которого тесно связана археологическая деятельность ИППО и Духовной миссии, хорошо понимал, что ход процесса обеспечит только владение землей и памятниками. Это было одной из причин, побуждавших вступить в «состязание» с представителями иных конфессий и стараться приобрести участки в исторических местностях, перспективных для открытия библейских или церковных древностей (например, участки с гробницами «жены царя Соломона, египтянки, в деревне Силоам»; древнееврейские гробницы Эр-Румание; «гробы пророческие» в Иерусалиме). Конечно, на этих землях, как почти везде в Палестине, обнаруживались «древности» и можно было вести их исследования. 38

М. Ростовцев в кратком очерке археологической жизни в Палестине перед Первой мировой войной очень ярко показал ее кипение, оживление различных спекулянтов мощами и древностями, а также активизацию усилий европейских «религиозных школ» и неконфессиональных обществ. Ожесточенное, постоянное соревнование национальных научных групп, в котором лидировали англичане и немцы при нарастающей конкуренции американцев и французов, бросалось в глаза. 39 Необходимость отстаивать интересы России не вызывала у него сомнения: «В Палестине мы не можем и не должны отступать». Одобрив стремление к покупке земель архимандрита Леонида (Кавелина), Ростовцев указал на плохую организацию созданного архимандритом Антонином в Миссии музея древностей (хотя и похвалил его состав) и на несопоставимо скромную роль русских археологов в натурных исследованиях. Ростовцев полагал нужным включить Палестину в зону контроля РАИК хотя бы для наблюдений за открытиями на землях Миссии и музеем. 40

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Пути Русского Богословия. Часть II автора Флоровский Георгий Васильевич

2. Русская духовная журналистика и подготовка общественного мнения к восприятию церковной реформы. Потребность в гласности становится в те годы всеобщей. И одним из самых характерных симптомов эпохи было возникновение и развитие русской духовной журналистики. Один за

Из книги Дорогами христианства автора Кернс Эрл Е

2. Церковь в Палестине Начиная описывать историю ранней Церкви, Лука обращается прежде всего к Церкви в Иерусалиме (Деян. 1–7). Затем в описание включаются Иудея и Самария (8–12). Это значит, что христианство было передано людям других национальностей. Истинное христианство

Из книги Духовная и культурная традиции в России в их конфликтном взаимодействии автора Хоружий Сергей Сергеевич

Духовная практика и духовная традиция. Концепт Хоружий: Тема лекции включает в себя слово «Россия» и предполагает, что речь пойдет о духовной и культурной традициях именно в России и о том, как происходит их взаимодействие. Не вообще и всегда, а именно в нашей стране. Может

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО рус. общество, первоначально ориентированное на нужды правосл. *паломничества, а затем преобразованное в научное общество по изучению Бл. Востока, в частн., Палестины. Предшественником П.о. был Палестинский комитет, основанный в 1858 по инициативе рус.

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

РОССИЙСКОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО - см. Палестинское

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ учреждение, созданное Рус. Правосл. Церковью с целью обеспечения нужд рус. паломничества в *Палестине и упрочения контактов с братскими церквами правосл. Востока. Поскольку *святые места находились под контролем мусульман,

Из книги Единство и многообразие в Новом Завете Исследование природы первоначального христианства автора Данн Джеймс Д.

6. Палестинское Монашество Как мы уже говорили, попытка прп. Илариона Великого привить в Палестине монашество в виде анахоретства египетского типа не имела продолжения, за исключением м. б. лавры прп. Герасима († 475), который был выходцем из Фиваиды. Поэтому истинным отцом

Из книги Наука самоосознания автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

3. Хабири в Палестине (XIV в.) В дипломатическом архиве фараона Эхнатона найдены письма царьков и правителей Ханаана - ставленников Египта. Они жалуются на нестроения в городах и враждебные действия бродячих кланов хабири. Из писем Абдхибы, правителя Иерусалима: Царю, моему

Из книги Паломничество в Палестину автора Ювачев Иван Павлович

§ 54. Насколько "ортодоксальным" было раннее палестинское христианство? 54.1. Первые христиане были иудеями. Даже если принять рассказ Луки о числе народов, присутствовавших на Пятидесятнице, все они были "иудеи и прозелиты" (Деян 2:10). Хотя они верили, что Иисус - Мессия и

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

Общество людей или общество животных? В своем интервью индийскому «Бхаван Джорнэл» в августе 1976 года Шрила Прабхупада спросил: «Возможны ли счастье и мир в обществе животных? Они хотят, чтобы люди находились на уровне животных и создают Организацию Объединенных Наций...

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

ГЛАВА 30. Православное Палестинское общество «Палестина» - русский оазис. – Народная столовая. – Дешёвый способ паломничества. – Русские женщины в Иерусалиме. – Императорское Православное Палестинское Общество. – Общие помещения. – Баня для паломников. – Недостаток

Из книги Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы автора Е Жуковская Е

Из книги автора

Православное Палестинское Общество и Русская духовная миссия в Палестине Сведения по археологии поступали в Россию не только от частных лиц, паломников и путешественников, но и по государственным каналам, а также от религиозных организаций. Правительство уже с первой

Из книги автора

Пример 7. Императорское православное палестинское общество провело круглый стол в Нижнем Новгороде 15 июня в Нижнем Новгороде в Вознесенском Печерском мужском монастыре состоялся круглый стол на тему «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь. Россия на

В Мюнхене состоялось ежегодное общее собрание действительных членов исторического Императорского Православного Палестинского общества. Но прежде, чем рассказать, чему оно было посвящено, немного о самом обществе.

Цель - добро, а не личная выгода

В 1859 году Указом императора Александра II «для устройства богоугодных и странноприимных заведений в Святой Земле» был учрежден Палестинский Комитет. Пять лет спустя он был переименован в Палестинскую Комиссию, которую, спустя некоторое время закрыли, а все принадлежащие ей земли и здания передали, учрежденному на основании Указа императора Александра III от 8 мая 1882 года Православному Палестинскому обществу.

Председателем Общества был избран Великий князь Сергей Александрович. В числе учредителей и членов Правления были семь представителей Дома Романовых, генерал-губернатор Москвы князь В.А. Долгоруков, директор Азиатского департамента граф Н.П. Игнатьев, ученые-востоковеды, профессора Духовных академий, писатели, историки.

24 мая 1889 года государь Николай II утвердил присвоение Православному палестинскому обществу наименования «Императорское».

К 1916 году в Обществе состояло 2 956 человек. Его почетными членами были председатели Совета министров С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцев, обер-прокуроры Св. Синода К. П. Победоносцев, П.П. Извольский, В. К. Саблер, другие политики, а также известные бизнесмены, писатели, юристы, ученые. Ежегодно, только на благотворительные цели, Общество тратило более полумиллиона золотых рублей. Дотации паломникам (до 12 тыс. человек в год), из которых 72 процента были крестьянами, для поездок в святые места – Палестину и Св. гору Афон в Греции составляли 35 процентов стоимости проезда по железной дороге до Одессы и далее на пароходах.

Для паломников формировались специальные паломнические караваны, которым выделялись проводники Общества и охрана. Эти караваны доставляли их к святыням Иерусалима , Вифлеема , Хеврона , Иудейской пустыни , Галилеи, священной реке Иордан. По вечерам для паломников проводились Палестинские чтения, рассказывающие об истории Ветхого завета и святынь, посещаемых ими.

Для приема паломников Общество в Иерусалиме возводит специальные подворья – Елизаветинское, Мариинское, Сергиевское, Николавевское, Александровское, Вениаминовское, а также Русскую больницу. Кроме того, в рамках программы улучшения быта паломников, прибывающих в Иерусалим, прокладывает водяную канализацию, кстати, первую в Иерусалиме.

Следующий важный аспект деятельности Общества – образовательный. К 1914 году на Ближнем Востоке им было открыто 102 сельские и городские четырехклассные школы, а также женская и мужская учительские семинарии для местного населения. Через русские школы, к финансированию которых с 1912 года подключилось и российское правительство (ежегодно выделялось 150 тыс. золотых рублей), прошли несколько поколений арабской интеллигенции Ближнего Востока.

Одновременно члены Общества активно занимались научной и издательской деятельностью, вели археологические раскопки, организовывали и финансировали научные экспедиции.

Немаловажная деталь. Вся недвижимость, приобретаемая Обществом в Святой Земле для религиозных и общественных нужд, включая храмы, подворья и больницы, не могла, в соответствии с законами Оттоманской империи, быть зарегистрированной на имя учреждений, поэтому она оформлялась, как собственность частных лиц. В частности, на имя князя Сергея Александровича, являвшегося председателем правления Общества. И это впоследствии помогло спасти православную недвижимость, едва не попавшую под юрисдикцию английских и турецких владельцев. К сожалению, ненадолго, и не всю, но об этом чуть позже.

«Турки пришли – грабят, англичане…»

Первая мировая война, революция, гражданская война в России нанесли страшный удар по православию в целом и православным миссиям в Святой Земле в частности.


Очистка стен подворья

В декабре 1914 года турецкие власти реквизировали имущество ИППО, закрыли храмы и приказали членам Общества и духовенству покинуть Иерусалим. В подворьях, приютах и монастырях разместились турецкие солдаты. Кладовые и склады были разграблены, церковная утварь частью украдена, частью осквернена. Монахи, сестры милосердия и служащие православной миссии подвергались оскорблениям, унижениям, а некоторые были убиты. Сообщение с Россией было прервано. После окончания войны и поражения Османской империи Палестина переходит под управление Британской империи. Из зданий, принадлежащих ИППО, турки удаляются, но в большинстве их теперь размещаются британцы.


Монтаж уникальных витражей

Одновременно на руинах Императорского Православного Палестинского общества в Москве возникло Российское палестинское общество (РПО) при Академии наук, занявшее откровенно богоборческую позицию, ну а другая часть его членов, волею судеб, оказавшихся за границей, в том числе в Палестине, сохранила прежнее название и верность прежним целям и идеалам. Важно отметить, что советское правительство категорически отрекшись от неприемлемых для него определений «императорское» и «православное» ни в какую не желало отказаться от имущества, принадлежавшего ИППО, многократно пытаясь придать ему официальный статус «государственное».


Установка на окнах новых ставень

28 апреля 1948 года, как, казалось, в этих притязаниях Кремля на «иператорско-православное» имущество была, наконец поставлена точка. Именно в этот день был обнародован Указ Британского Верховного комиссара, управлявшего Палестиной по мандату Лиги Наций с 1922 года по15 мая 1948 года, об управлении имуществом Палестинского Общества и учреждении Бюро Администраторов. Таким образом, после десятилетий волокит и мытарств официально было признано и подтверждено право Общества, в тот момент возглавляемого князем Кириллом Ширинским-Шихматовым, на все владения в Святой Земле. Однако первая арабо-израильская война 1947-49 годов между еврейским населением Палестины , а впоследствии - вновь созданным государством Израиль и армиями соседних арабских государств и нерегулярных арабских военных формирований перекроила не только географическую карту, но и имущественную.

14 мая 1948 года СССР одним из первых установил дипломатические отношения с Израилем, а спустя шесть дней был назначен «уполномоченный по делам русского имущества» на территории Израиля И.Л. Рабинович.

10 сентября того же года замминистра иностранных дел СССР В.А. Зорин в письме на имя председателя Комитета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпова (к слову, имевшего звание генерал-майора НКГБ) писал: «Учитывая сложившуюся в Иерусалиме обстановку, посланник т. Ершов внес следующие предложение: Назначить и в ближайшее время прислать начальника Русской духовной миссии от Московского Патриархата, а также представителя Русского палестинского общества, выдав им соответствующие правовые полномочия и доверенности…». А вскоре социалистическое правительство Израиля, в числе первых своих декретов, решило «признать все здания и земли Императорского Православного Палестинского общества и Русской духовной миссии на Святой Земле», находящихся на его территории, собственностью СССР.


Так выглядит теперь домовая церковь Св. Александра Невского

Эта «передача имущества» представителям, назначенным лично тов. Сталиным, по воспоминаниям священнослужителей, сестер и мирян, находившихся в тот момент в Иерусалиме, «носила порой излишне жестокий характер». Но не все имущество ИППО и РДМ было тогда передано СССР, в частности здания, находившиеся в Старом городе и Восточном Иерусалиме, отошедшие после арабо-израильской войны к Иордании. В их числе и Александровское подворье, расположенное метрах в 80 от Храма Гроба Господня и включающее в себя Порог Судных Врат , домовую церковь св. Александра Невского , небольшой музей и другие достопримечательности. Глядя на него трудно сегодня представить, что еще лет десять назад часть строений подворья более напоминали руины. Но благодаря пожертвованиям, прежде всего православных живущих за пределами России, упорству и трудолюбию членов ИППО оно возродилось, принимает паломников, здесь проходят церковные службы, ведутся археологические раскопки.


Витражи Александровского подворья после реставрации

Ну а что касается «имущества, возвращенного в 1948 году Израилем Русской православной церкви», фактическими собственниками которого, и это следует отметить особо, являлись частные лица, общественные и церковные организации, то в 1964 году оно было продано… Израилю за 4,5 млн. долларов США по так называемой «Апельсиновой сделке». Официально этот акт, инспирированный Н. С. Хрущевым (первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров) именовался соглашением № 593 «О продаже правительством Советского Союза имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль ». В ходе этой богоборческой акции здания российского генконсульства, Русской больницы, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское, Веньяминовское подворья в Иерусалиме, а также ряд зданий и земельных участков в Хайфе, Назарете, Афуле, Эйн-Кареме и Кафр-Канне (всего 22 объекта общей площадью около 167 тыс. кв. метров) фактически были обменены на апельсины и текстиль.


Вход в Александровское подворье

«И вы, и они, напомню, православные»

После крушения СССР российское правительство принялось оспаривать законность этой сделки, заявляя, что Советский Союз не являлся законным собственником подворий. 22 мая 1992 года Президиум Верховного Совета РФ переименовал существовавшее при Академии наук СССР Российское Палестинское общество в Императорское Православное Палестинское общество, вопреки тому, что Общество с таким название давно существовало. Возглавил этот «новодел» бывший руководитель ФСБ РФ Николай Степашин. Вот оно то, по мнению официального Кремля, и является «законным владельцем всей русской недвижимости в Святой Земле», которую незаконно продал Израилю «богоборец Никита». Впрочем, Никита Сергеевич, как знаем, не только иерусалимскую недвижимость на цитрусовые обменял, а еще Украине Крым передал, и что? Еще один «референдум» проводить, то теперь в Иерусалиме? А может попытаться наладить отношения с людьми, которые сохранили и продолжают оберегать жемчужину православия в Святой Земле, тем более что и вы, и они, напомню, православные?

Впрочем, это тема другой статьи и не одной, тем более что Императорское Православное Палестинское общество, с недавних пор имеющее приставку «историческое», это чтобы со степашинским не путали, невзирая на войны и глобальные катаклизмы, как было, так и есть. И ничего, и никому оно не продавало, в том числе и Александровское подворье.

Я же, пользуясь случаем, назову имена тех, кто возглавлял Общество в самый, пожалуй, трудный (начиная с 1917 г.) период его существования, когда не стало православной России и Государя Императора, когда оно, как и все русские обители, монастыри, храмы лишились помощи и поддержки, как державной, так и финансовой, когда, казалось нет более сил противостоять натиску богоборцев и провокаторов. Назову не только имена, но и места их проживания, что, в свете событий, разворачивающихся вокруг Александровского подворья, немаловажно. Итак, это князь Алексей Ширинский-Шихматов (Севр/Париж), Анатолий Нератов (Вильжюиф/Франция), Сергей Боткин (Сен-Бриак/Франция), Сергей Воейков (Париж), князь Кирилл Ширинский-Шихматов (Шелле, Франция), Николай Пашенный (Париж), Михаил Хрипунов (Иерусалим), епископ Антоний (Грабе) (Нью-Йорк), Ольга Уахбе (Вифлием). С мая 2004 года историческое ИППО возглавляет Николай Воронцов (Мюнхен).

Ну а прежде, чем огласить новый состав правления исторического Императорского Православного Палестинского общества, избранный на последнем общем собрании его членов, замечу, что клеветы и небылиц о его деятельности в желтой прессе хватает. Не верьте. Ни единому слову. Лучше один раз переступите порог Александровского подворья в Иерусалиме, и вы увидите все своими глазами и ощутите сердцем.

Итак, новый состав правления исторического ИППО: Николай Воронцов, (Мюнхен), Сергей Вильгельм (Бонн), Елена Халатян (Киев), Екатерина Шарай (Киев), Владимир Алексеев (Москва), Евгений Угляй (Николаев), Сергей Гринчук (Мюнхен). Запасные члены правления (на случай, если кто-то из основных членов правления не сможет исполнять свои обязанности) Ксения Рар-Забелич (Мюнхен), Владимир Артюх (Киев) и Галина Рокецкая (Москва).

Императорское Православное Палестинское Общество - старейшая в России научная и гуманитарная организация, задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока.

Российское Православное Палестинское Общество было основано в 1882 году указом императора Александра III. Инициатором создания общества, его вдохновителем и почетным членом был известный российский палестиновед, видный петербургский чиновник Василий Николаевич Хитрово. 8 мая 1882 года был утвержден устав общества, а 21 мая в Санкт-Петербурге в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов состоялось торжественное открытие общества.

В 1889 году общество получило почетный титул "Императорского" и было принято под прямой патронаж царствующего дома. До 1905 года Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) возглавлял великий князь Сергей Александрович, после его смерти председательство перешло к его вдове Елизавете Федоровне. Членами общества в разное время были представители царской фамилии и аристократии, высшие государственные сановники, общественные, научные деятели, среди которых С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, К.П. Победоносцев, А.А. Голенищев-Кутузов, С. Д. Шереметев, Е. В. Путятин и многие др.

Общество было создано для оказания помощи православным паломникам, поддержки интересов православной церкви на Ближнем Востоке, просветительской и гуманитарной помощи населению Палестины, научного исследования наследия христианства на Святой земле.

Для содействия православным в организации паломничества в Святую землю ИППО приобретало земельные участки в Палестине, строило подворья с необходимой инфраструктурой, организовывало для паломников проезд и проживание, посещения святых мест и чтение для них лекций. Уже в 1907 году общество имело 8 подворий, дающих приют 10 тыс. паломникам, в том числе Сергиевское и Николаевское подворье в Иерусалиме.

С целью осуществления просветительской и гуманитарной помощи народам Ближнего Востока и поместным церквам возводились храмы для греческого духовенства, открывались школы для детей, оказывалась финансовая помощь Иерусалимскому и Антиохийскому Патриархатам. При содействии общества были возведены церкви св. Марии Магдалины, преподобного Сергея Радонежского, св. Георгия Победоносца и др. В Палестине, Сирии и Ливане были открыты мужская и женская учительские семинарии в Назарете и Бейт-Джале и 101 учебное заведение для детей. В них бесплатно учились свыше 5,5 тыс. мальчиков и 6 тыс. девочек преимущественно из православных семей.

В рамках научной деятельность общество проводило научные экспедиции, археологические раскопки, ученые изыскания. Огромную роль оно сыграло в развитии отечественного востоковедения. В "Православном Палестинском сборнике", "Сообщениях ИППО" и "Отчетах ИППО" публиковались работы по истории и культуре народов Ближнего Востока, тексты литературных памятников. Эти издания быстро приобрели международную известность и признание в научных кругах.

Императорское Православное Палестинское Общество занималось распространением и популяризацией знаний о Палестине и сопредельных с ней стран среди русской общественности. Лекции, чтения и выставки о Святой Земле были важной частью общенациональной религиозно- воспитательной работы.

Активная деятельность ИППО была прекращена после начала Первой мировой войны и революции 1917 года. Палестинское общество в 1917 году перестало называться "Императорским", а с 1918 года перестало называться и "Православным". Оно было передано под управление Академии наук СССР и стало Российским Палестинским Обществом при Академии наук. Его деятельность была сведена к научным исследованиям в рамках АН СССР.

Только через 75 лет, 22 мая 1992 года Президиум Верховного Совета РСФСР вернул обществу его историческое название и рекомендовал правительству принять меры к восстановлению традиционной деятельности ИППО и возвращению организации имущества и прав. В 1993 году общество было перерегистрировано Минюстом в качестве правопреемника дореволюционного Императорского Православного Палестинского Общества и Российского Палестинского Общества советского времени.

ИППО сегодня - это 22 региональных российских отделения, зарубежные отделения в Израиле, Палестине, Болгарии, Греции, Латвии, Иордании, Эстонии, на Кипре, Украине, Мальте. В Вифлееме находится Центр Императорского Православного Палестинского Общества, а на его базе размещен Российский центр науки и культуры. Общество зарегистрировано ООН как член Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) по координации сотрудничества в экономической и социальной областях.

Целью Императорского Православного Палестинского Общества является полномасштабное восстановление его юридического и фактического присутствия в России и за рубежом для решения паломнических, научных и гуманитарных задач. Только за последние пять лет обществу удалось урегулировать такие сложные вопросы, как возвращение российской собственности на территории другого государства - Сергиевского подворья в Иерусалиме и земельных участков в Иерихоне, достичь договоренностей об открытии русской школы и Культурно-делового центра ИППО в Вифлееме, о создании нового отделения общества в Рамалле. В рамках своей деятельности ИППО продолжает традицию по организации паломничеств на Святую землю, принимает участие в международных конференциях, проводит исследования по истории и культуре Европы, Средиземноморья, Причерноморья и Ближнего Востока в связи с историей России. В 2008 году Императорское Православное Палестинское Общество приняло решение об учреждении Русского исторического института с представительствами в традиционных научных центрах Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока (Стамбул, Венеция, Иерусалим).

Главным звеном в структуре Императорского Православного Палестинского Общества является Совет Общества во главе с Председателем ИППО.

С июня 2007 года председателем ИППО является Сергей Степашин, с 2009 года Комитет почетных членов ИППО возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Лучшие статьи по теме