Медицинский сайт
  • Главная
  • Контрацепция
  • Эрмитаж средняя азия. Экспозиция искусства центральной азии вновь открылась в эрмитаже Средняя азия залы эрмитажа

Эрмитаж средняя азия. Экспозиция искусства центральной азии вновь открылась в эрмитаже Средняя азия залы эрмитажа

Б олее 3 млн произведений искусства, начиная с каменного века и до нашего столетия. 350 залов – весь маршрут займет ни много, ни мало 20 километров. И 8 лет жизни — именно столько времени уйдет на просмотр каждого представленного экспоната или картины (из расчета — 1 минута на экспонат). Конечно же речь о Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, который уже несколько лет подряд признан лучшим музеем Европы и России.

Можно как угодно относиться к Екатерине II, но именно она — «немка по рождению, но русская душой» стоит у истоков самого главного музея огромной страны, и сей факт прощает ей абсолютно всё!

Можно сказать, что история Эрмитажа началась совершенно случайно — в 1764 году, когда императрица, в счет долга русской казне приобретает коллекцию из 225 картин, собранную персонально для пылкого коллекционера — прусского короля Фридриха II. Последнему тем самым был нанесен неслыханный по дерзости удар по самолюбию. Не оправившись от поражения в Семилетней войне, прусский монарх оказался «неплатежеспособным» и вся коллекция досталась России.

Этот год вошел в историю Эрмитажа, как год его основания, а день рождения музей празднует 7 декабря — в День святой Екатерины.

В дальнейшем, с свойственным Екатерине II фанатизмом и жадностью к просвещению, она скупает лучшие произведения искусства со всего мира, собирая коллекцию в маленьком дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже. Спустя десятилетия разросшаяся коллекция обретает свой новый дом — Императорский Эрмитаж.

Сегодня мы попробуем виртуально прогуляться по самым красивым и роскошным залам Эрмитажа. Интерьеры всех 350 залов мы показать не в силах, но маршруты к самым интересным мы попытаемся проложить в этой статье.

Итак, прогулки по залам Эрмитажа

Зал Древнего Египта

Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV — начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.).

Зал эпохи неолита и ранней бронзы


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это бывшая Готическая гостиная в апартаментах дочерей Николая I (архитектор А. П. Брюллов, 1838-1839). В экспозиции представлены археологические памятники VI-II тыс. до н. э., найденные на территории России, Украины, Молдавии и Средней Азии. Плита с петроглифами, отделенная от скалы близ бывшей деревни Бесов Нос в Карелии, — выдающийся памятник изобразительного искусства неолита. Представляют большой интерес навершие жезла в виде головы лосихи из Шигирского торфяника в Свердловской области, идол из свайного поселения Усвяты IV (Псковская обл.), женские статуэтки, найденные при раскопках поселения Алтын-Депе в Туркмении.

Зал культуры и искусства кочевых племен Алтая VI-V вв. до н.э.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале представлены предметы, найденные при раскопках курганов VI-V вв. до н.э., расположенных на берегах рек Караколи Урсул в Центральном Алтае. Это множество накладок, деревянных фигурок и барельефов с изображениями лосей, оленей, тигров и грифонов, которые служили украшениями конской сбруи. Особого внимания заслуживает большая круглая деревянная резная бляха, в которую вписаны две фигуры «кружащих» грифонов, которая служила налобным украшением конской сбруи и была найдена при раскопках одного из самых больших курганов на Алтае возле села Туэкта в долине реки Урсул. Совершенная композиция и высокое мастерство исполнения ставят эту бляху в ряд шедевров древнего искусства.

Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем Средневековье


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале экспонируются памятники тагарской и таштыкской культур – предметы из Минусинской котловины (территория современной Хакасии и юга Красноярского края). Это кинжалы, чеканы, наконечники стрел, произведения прикладного искусства, выполненные в зверином стиле, резные миниатюры. Особый интерес представляют таштыкские погребальные маски. Их помещали на кожаный манекен, куда вкладывался пепел умершего, или использовали непосредственно как погребальные урны. Роспись женских и мужских масок различна: женские маски белые, с красными спиралями и завитками, мужские – красные, с черными поперечными полосами.

Мощевая Балка — археологический памятник на Северокавказском шелковом пути


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В галерее экспонируются уникальные находки из могильника VIII–IX вв., расположенного на высокогорных террасах в ущелье Мощевая Балка (Северный Кавказ). Это – ткани и предметы одежды, изделия из дерева и кожи, редкой для археологических материалов сохранности. Изобилие у местных алано-адыгских племен драгоценных шелков: китайских, согдийских, средиземноморских, византийских — свидетельство пролегания здесь одного из рукавов Шелкового пути.

Зал культуры и искусства «Золотой Орды»


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале представлены сокровища Волжской Булгарии: украшения из драгоценных металлов, изделия из серебра и золота, вооружение и предметы конского убранства, а также произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой. Особый интерес представляют «Блюдо с сокольником» и изразец с персидскими стихами.

Портретная галерея дома Романовых


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В галерее, получившей существующую ныне отделку в 1880-е гг., помещены портреты представителей династии Романовых — от основателя Российской империи Петра I (1672-1725) до последнего российского императора Николая II (1868-1918). Начиная со времени правления Елизаветы Петровны (1709-1761) — заказчицы строительства Зимнего дворца, жизнь императорской семьи была неразрывно связана с историей зданий современного Государственного Эрмитажа. При Екатерине II (1729-1796), хозяйке Зимнего дворца с 1762 г., были возведены Малый и Большой Эрмитажи, Эрмитажный театр. Ее внук Николай I (1796-1855) повелел построить императорский музей — Новый Эрмитаж.

Библиотека Николая II


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894 – 1895 годах архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья. На столе – скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.

Малая столовая


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Малая столовая Зимнего дворца была отделана в 1894-1895 гг. по проекту архитектора А. Ф. Красовского. Столовая входила в апартаменты семьи императора Николая II. Декор интерьера создан под влиянием стиля рококо. В лепных рамах с рокайльными мотивами — шпалеры, вытканные в XVIII в. на Петербургской шпалерной мануфактуре. На каминной полке — мемориальная доска, которая сообщает, что в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в этой комнате были арестованы министры Временного правительства. В убранство зала включены предметы декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв.: английская люстра, французские часы, русское стекло.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Малахитовый зал (А. П. Брюллов, 1839) служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике «русской мозаики». Большая малахитовая ваза и мебель, выполненная по рисункам О.Р. де Монферрана, входили в убранство Яшмовой приемной, погибшей во время пожара 1837 г. Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии (А. Виги). В гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства. Экспозиция представляет изделия декоративно-прикладного искусства ХIХ в.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Концертный зал, замыкающий Невскую анфиладу Зимнего дворца, был создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 г. Классическая архитектурная композиция зала, выполненного в строгой белой гамме, подчинена членениям и ритмам соседнего – Николаевского, самого большого зала дворца. Расположенные попарно колонны с коринфскими капителями поддерживают карниз, над которым помещены статуи античных муз и богини Флоры. Серебряная гробница Св. Александра Невского была создана по заказу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге. В 1922 г. она была передана в Государственный Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Фельдмаршальский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Интерьер восстановлен после пожара 1837 г. В. П. Стасовым близко к первоначальному проекту О. Р. де Монферрана (1833-1834). Входы в зал акцентированы порталами. В декоре люстр, выполненных из золоченой бронзы, и гризайльных росписях зала использованы изображения трофеев и лавровых венков. В простенках между пилястрами помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется название зала. В зале представлены произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX в.

Петровский (Малый тронный) зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Петровский (Малый тронный) зал был создан в 1833 г. О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 г. В.П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

Военная галерея 1812 года


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту К. И. Росси в 1826 г. в честь победы России над наполеоновской Францией. На ее стенах помещены 332 портрета генералов — участников войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Картины созданы английским художником Джорджем Доу при участии А. В. Полякова и В. А. Голике. Почетное место занимают парадные портреты государей-союзников: российского императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III (художник Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Портреты четырех фельдмаршалов находятся по сторонам дверей, ведущих в Георгиевский и Гербовый залы.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца был создан в начале 1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Большой императорский трон был исполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепен наборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Зал искусства Франции XVIII века


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Этот зал входил в анфиладу созданных А. Брюлловым после пожара 1837 г. пяти Залов военных картин, прославляющих победы русских войск в период до Отечественной войны 1812 г. Экспозиция посвящена искусству Франции 1730-1760-х гг. и представляет творчество выдающихся мастеров эпохи рококо. Это полотна самого яркого художника рококо Ф. Буше: «Отдых на пути в Египет», «Пастушеская сцена», «Пейзаж в окрестностях Бовэ», а также картины Н. Ланкре, Ш. Ванлоо, Ж.-Б. Патера. Скульптура представлена работами Э. М. Фальконе, среди которых знаменитый «Амур», и произведениями Г. Кусту Старшего, Ж.-Б. Пигаля, О. Пажу.

Зал искусства Великобритании


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В бывшем Малом кабинете Первой запасной половины (арх. А.П. Брюллов, 1840-е) продолжается выставка искусства Великобритании. Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII в. Джошуа Рейнолдса «Младенец Геракл, удушающий змей», «Воздержанность Сципиона Африканского» и «Амур развязывает пояс Венеры». Авторские копии портретов членов королевской семьи Англии (художники Натаниэл Данс и Бенджамин Уэст) предназначались для интерьеров Чесменского дворца. Для этого же комплекса Екатериной II был заказан уникальный «Сервиз с зеленой лягушкой» (фирма Веджвуд). В витринах представлены изделия фирмы Веджвуд из базальтовой и яшмовой масс.

Александровский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Александровский зал Зимнего дворца создан А.П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвященного памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 – 1814 годах воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого. В люнете торцевой стены помещен медальон с барельефным изображением Александра I в образе древнеславянского божества Родомысла. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI – XIX веков. Представлены изделия Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.

Золотая гостиная. Апартаменты императрицы Марии Александровны


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838-1841 гг. Потолок зала украшает золоченый лепной орнамент. Первоначально стены, облицованные белым стюком, были декорированы растительным золоченым узором. В 1840-е гг. облик интерьера был обновлен по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной (Э. Модерни), вызолоченные двери и великолепный паркет.

Малиновый кабинет. Апартаменты императрицы Марии Александровны


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер Малинового кабинета в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером. Стены затянуты штофом малинового цвета. В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях. В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И.И. Кендлера. В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX века с росписью Э.К. Липгарта.

Павильонный зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А.И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, Ренессанса и Востока. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана – вариации «Фонтана слез» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика – копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. В зале экспонируются часы «Павлин» (Дж. Кокс, 1770-е), приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Фойе Эрмитажного театра


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зрительный зал из Большого Эрмитажа ведет переходная галерея, отделка которой выполнена архитектором Л. Бенуа в 1903 г. в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проемы и стенные панно. На потолке живописные вставки – копии с картин итальянского мастера XVII в. Луки Джордано: Суд Париса, Триумф Галатеи и Похищение Европы, над дверью – Пейзаж с руинами французского художника XVIII в. Гюбера Робера, на стенах – портретная живопись XVIII-XIX вв. Из высоких оконных проемов открываются неповторимые виды на Неву и Зимнюю канавку.

Зал Юпитера. Искусство Рима I — IV вв.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Лео фон Кленце предполагал разместить в этом зале скульптуру нового времени. Поэтому в его декор включены медальоны с профилями выдающихся скульпторов: Микеланджело, Кановы, Мартоса и др.

Современное название залу дала огромная статуя Юпитера (кон. I в.), которая происходит из загородной виллы римского императора Домициана. В экспозиции искусства Древнего Рима I-IV вв. заслуживают особого внимания скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Шедеврами собрания являются «Портрет римлянки» (так называемая «Сириянка»), а также портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Лоджии Рафаэля


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в 1780-х гг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копии фресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством К. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты — так называемая «Библия Рафаэля». Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в «гротах» — руинах «Золотого дома» (дворца древнеримского императора Нерона, I в.).

Галерея истории древней живописи. Экспозиция: Европейская скульптура XIX в.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер, задуманный Лео фон Кленце как преддверие картинной галереи Императорского музея, призван напомнить историю античного искусства. Стены декорированы 80 картинами на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных источников. Художник Г. Хильтеншпергер выполнил их восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике энкаустики. На сводах помещены барельефные портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа — Лео фон Кленце. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы (1757-1822) и его последователей.

Рыцарский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это один из больших парадных интерьеров императорского музея Новый Эрмитаж. Первоначально зал, украшенный росписями в стиле историзм, предназначался для выставки монет. В зале находится часть богатейшей коллекции оружия Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов. Экспозиция западноевропейского художественного оружия XV-XVII вв. представляет широкий диапазон предметов турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы.

Как было сказано в самом начале, в Эрмитаже 350 залов. Каждый из них по-своему уникален, и ни одна статья или книга не передаст и толики того, что можно увидеть воочию. Дорога к главному музею страны открыта для каждого вне возрастов и национальностей. Эрмитаж ждет вас!

> Со стоимостью посещения и условием приобретения билетов можно ознакомиться на официальном сайте

> Выражаем особую благодарность О. Ю. Лаптевой и С. Б. Адаксиной за предоставленную возможность опубликовать материалы Музея.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В настоящее время отдел Востока включает четыре сектора: Древнего Востока, Дальнего Востока, Ближнего Востока и Византии, Средней Азии и Кавказа. Далеко не все материалы экспонируются. Как и в других крупных музеях мира, в Эрмитаже не хватает помещений. Для показа фондов используются выставки.


Писец Мааниимен. Известняк,Диптих с церковными сценами.

роспись. XVI в. д. н. э.Слоновая кость. V в.

Интересны материалы раскопок холма Кармир-блур (Красный холм) близ Еревана. Они рассказывают об искусстве Урарту, древнейшего из существовавших на территории СССР государств рабовладельческого типа. В первой половине VIII века до н. э. оно занимало главенствующее положение в Передней Азии. Уникальны находки VII–IX веков из могильника «Мощевая балка» на Северном Кавказе. Шелковые ткани, документы, изделия из дерева и кожи характеризуют эпоху раннего средневековья, когда был проложен Великий шелковый путь, связывающий страны Востока и Запада. Широко представлена культура Золотой Орды, огромного государства XIII–XIV веков: вещи из раскопок Сарая-берке (Царево городище около Волгограда) и курганов в станице Белореченской на Кубани, археологические находки экспедиций отдела, проведенные в 1978–1985 годы в городе Старый Крым.

Украшение экспозиции – великолепная многоцветная керамика, которой славился город Самарканд до разрушения его в XIII веке монголами. Интересны изразцы XIV–XV веков и уникальный бронзовый котел, отлитый по приказу Тимура в 1399 году. Вес котла около двух тонн, высота 160 см, диаметр 245 см. Поверхность украшена арабскими надписями на фоне растительного орнамента. Хорошо представлены образцы вышивок XIX века и туркестанские ковры, известные во всем мире.



Р. Аббаси. «Девушка в меховойДекоративное панно. Перегородчатая

шапке». Гуашь. 1602–1693.эмаль. XVIII в.

Два больших раздела посвящены искусству Китая и других стран Дальнего Востока. Особое внимание следует обратить на редкую коллекцию скульптуры и фрагментов стенных росписей VI–IX веков, доставленных в 1914–1915 годах экспедицией академика С. Ф. Ольденбурга из монастыря Цянь Фо-дун («Пещеры тысячи будд») близ города Дуньхуана. Среди этих памятников средневекового искусства наиболее выразительны фигуры монахов, святого бодисатвы и фантастических зверей, охранявших вход в храм. Большой интерес представляют находки из Хара-Хото – мертвого города, открытого среди песков пустыни Гоби русским путешественником П. К. Козловым. Некогда здесь была столица Тангутского царства, павшего в XIII веке под ударами Чингисхана. Найденные в Хара-Хото бумажные деньги, ткани, керамика, инструменты и предметы быта свидетельствуют о высоком развитии ремесел и торговли в средневековом городе. Отсюда происходят ценные произведения искусства – в частности, живопись на холсте, бумаге и шелке тибето-тангутской и китайской школ, скульптура, деревянные резные доски для печатных книг и гравюр.

Сектор располагает богатой коллекцией фарфора, образцами резьбы по камню и дереву, которыми издревле славился Китай. В этой стране создавались и великолепные изделия из перегородчатой эмали. Наравне с фарфором они широко вывозились в Европу. К сожалению, собрание китайской живописи невелико, хотя и представлено первоклассными произведениями. Несколько залов отведено для памятников культуры Монголии и Японии.



Ваза с изображением игроков в поло. Фаянс,Фигура божества. Дерево. XVIII в.

роспись люстром. 2-я половина XIII в.

Экспозиция искусства Индии включает образцы ранней каменной скульптуры – дар правительства этой республики Государственному Эрмитажу, интересное собрание миниатюр разных школ XVI–XVIII веков и шедевры прикладного искусства. Значительное место занимает одна из лучших в мире коллекций старинного индийского оружия: шлемы из золоченой стали, щиты из кожи носорогов, мечи «пата» с броневым прикрытием, кинжалы, метательные кольца «чакра», с острыми, как лезвие, краями. Холодное оружие с клинками булатной стали, родиной которой была Индия, богато отделано чеканкой, инкрустацией, насечкой листового золота и серебра.

В анфиладе из 18 залов размещены произведения искусства Византии и стран Ближнего Востока.

Собрание памятников культуры Византии IV–XIV веков лучшее в России, а коллекция серебряных изделий и свинцовых печатей наиболее значительная в мире. В экспозиции имеется ряд икон, а также изделия из слоновой кости. Шедевр Эрмитажа – диптих – двустворчатый складень с изображением циркового представления.


Предметы подобного рода первоначально служили своеобразными записными книжками, с обратной, навощенной стороны которых процарапывали надписи. Со временем назначение их изменилось. Вновь избранный консул посылал диптихи знатным лицам, оповещая таким образом об избрании его на высокий пост. Новый консул обычно одаривал народ мелкими монетами и устраивал бесплатные цирковые увеселения. Одно из таких представлений и воспроизвели искусные византийские резчики на пластинках диптиха, умело соединяя живые, наблюденные детали с чисто условными приемами изображения. Византия прославилась и своими мозаиками, которые украшали культовые постройки. Менее известен другой вид этого искусства – небольшие мозаичные иконки, с прекрасными образцами которых можно ознакомиться.

Мировую известность получила коллекция серебряных изделий Ирана III–VII веков эпохи правления династии Сасанидов. Столь же уникально собрание бронзовых предметов VIII–XI веков, времени, когда в Иране получила распространение новая религия – ислам. Фигурные сосуды в виде животных и птиц использовались как водолеи и курильницы. Заслуженной славой пользуется иранская керамика XIII–XIV веков, расписанная особым металлическим составом – люстром или цветными эмалями. У нас хранится самая большая в мире люстровая ваза (XIII век) с изображением игроков в поло – любимой забавы иранской знати того времени.


Изящество и легкость массивному и толстостенному сосуду придает мерцание люстровой поверхности, переливающейся на свету различными оттенками лиловых, розовых, зеленых, желтых блесток. Подобные вазы обжигали пять-шесть раз при разной температуре. Техника их изготовления была необычайно сложна и требовала высочайшего мастерства.

Среди иранских памятников позднего времени следует отметить собрание бронзовых изделий и керамики XV–XIX веков. Привлекает внимание и небольшая коллекция прославленной иранской миниатюры, в том числе четыре работы последнего великого миниатюриста Ирана – Риза-йи Аббаси, среди которых изяществом и тонкостью исполнения выделяется «Девушка в меховой шапке». Художник впервые подписал именно эту миниатюру таким именем.

В залах анфилады можно также ознакомиться с искусством средневекового Египта и собранием памятников Сирии, Ирака XIII–XIV столетий и Турции XVI–XIX веков. В Особой кладовой хранятся ювелирные изделия многих восточных стран от начала I тысячелетия до н. э. и до XX века включительно.

Отдел Востока один из самых интересных в Государственном Эрмитаже. В нем широко и многообразно представлены произведения искусства восточных стран, границы которых простираются от побережья Средиземного моря до Тихого океана. Исторический отрезок времени, охватывающий культурные регионы древних и современных государств Востока,- это III тысячелетие до н. э.- XX век.

Отдел создан после Великой Октябрьской социалистической революции. Императорский Эрмитаж давал возможность ознакомиться только с искусством Египта, Месопотамии и древнего Ирана. Искусство стран Востока эпохи средних веков целиком выпадало из сферы интересов ученых дореволюционной поры. Сначала Эрмитаж располагал примерно 10 тысячами экспонатов восточного искусства. Теперь их количество увеличилось в 16 раз.
Для показа фондов мы используем выставки. К марту этого года предполагается создать большую выставку искусства Древнего Египта.

Интересны материалы раскопок холма Кармир-блур (Красный холм) близ Еревана, которыми руководил директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский.
В 16 залах можно ознакомиться с искусством народов Средней Азии III тысячелетия до н. э.- начала XX века и результатами работы экспедиций в южной части Туркменской ССР, на городище древнего Пенджикента в Таджикской ССР и Хорезме. Систематические изыскания археологов в Среднеазиатских республиках начались лишь в 1930-х годах. Среди первых значительных находок оказался Айртамский фриз - памятник II века н. э. Найден он был случайно пограничниками на дне Амударьи близ города Термеза (Узбекская ССР). Этот памятник - яркий образец слияния местных, античных и буддийских традиций.



Средняя Азия 4-го тысячелетия до н. э. - IV в. н. э. Археологами обнаружены древнейшие памятники культуры земледельческих и скотоводческих племен Средней Азии, находившихся на стадии первобытнообщинного строя. Такова керамика с геометрическими узорами и стилизованными изображениями животных; антропоморфные статуэтки из глины и камня; бронзовые кельты. В 1-м тысячелетии до н. э. на территории Средней Азии складываются государства рабовладельческого типа; одним из них была Парфия. В центре зала выставлены замечательные памятники парфянского искусства II-I вв. до н. э. (из раскопок г. Нисы, близ современного Ашхабада) - ритоны из бивней слонов, украшенные тончайшей резьбой: каждый сосуд в форме рога завершает полуфигура кентавра или грифона. Ко времени существования древнего Кушанского царства относится знаменитый Айртамский фриз - каменный рельеф I в. н. э. с полуфигурами музыкантов, расположенными среди пышных листьев аканфа. Фрагмент фриза, украшавшего когда-то храм в северной Бактрии (около г. Термеза в Узбекистане), был случайно найден пограничниками на дне реки Аму-Дарьи. Предпринятые вслед за этим раскопки открыли еще несколько частей фриза. Листья аканфа говорят об античном влиянии, однако типы лиц, прически, одежда, музыкальные инструменты, украшения - ожерелья, серьги, браслеты - свидетельствуют о местном происхождении памятника.
Айртамский фриз. I в. н. э.
Средняя Азия III-VIII вв. В трех залах экспонированы уникальные произведения средневекового монументально-декоративного искусства, обнаруженные за последние годы в Топрак-кале, Пенджикенте и Варахше.
Раскопки в Топрак-кале, на территории древнего Хорезма, открыли дворец хорезмийских правителей III-IV вв. - мощный трехбашенный замок с парадными, жилыми и хозяйственными помещениями. Комнаты украшала глиняная раскрашенная скульптура и стенные росписи, выполненные минеральными красками по глиняной штукатурке, предварительно загрунтованной тонким слоем алебастра. Из Топрак-кале происходят выставленные в зале 35 женская статуя, фрагменты скульптурных групп, а также фрагмент росписи "Женщина с арфой".
Древний Пенджикент (в 60 км от Самарканда, на окраине современного г. Пенджикента) в VII-VIII вв. был столицей согдийского княжества. Раскопки открыли два храма, кварталы Домов знати, загородные усадьбы и замечательные произведения искусства. Среди них фрагмент монументального фриза из необожженной и раскрашенной глины, видимо украшавшего колоннаду храма, посвященного божеству реки Зеравшан. На нем изображены подымающиеся из волн обитатели подводного царства - тритон с телом человека и рыбьим хвостом, дракон, Дельфин и др. В Пенджикенте найдено также много Деревянной скульптуры; шедевр коллекции - статуя танцовщицы. Незабываемое впечатление оставляют пенджикентские Росписи. Роспись дома знатного горожанина, расположенная ярусами, сплошь покрывала стены парадного зала. Экспонированный в зале 37 фрагмент ее, длиной 12, высотой до 3,6 метра, воспроизводит сцены эпически-повествовательного характера: воин на гнедом коне отправляется в поход, воин в поединке с врагом-всадником, воин борется с драконом и т. п. Фрагменты росписей - "Арфистка", "Игра в нарды", "Юноша и девушка на конях" дополняют представление о высоком художественном мастерстве согдийцев, средневековых предков современных таджиков и узбеков.

Рубрики:

Замечательна роспись "Зала слонов" из дворца правителя VII-VIII вв. в Варахше, близ Бухары - древнем согдийском городе, ныне засыпанном песками. Этот живописный фриз изображает ряд всадников на слонах и нападающих на них тигров, леопардов и грифонов. Росписи Варахши, как и росписи Пенджикента, редчайшие образцы среднеазиатской монументальной живописи, были найдены в сильно поврежденном состоянии. В том, что посетитель может любоваться ими в стенах музея, заслуга не только археологов, но и реставраторов, тщательно и умело, путем сложнейших операций возродивших эти выдающиеся памятники.
В 1932 г. в верховьях реки Зеравшан, на горе Муг, пастух-таджик случайно нашел рукопись на коже - первый согдийский документ на территории Согда. В следующем году экспедиция обнаружила там остатки крепости князя Дивастича, возглавлявшего борьбу согдийцев против арабов в период завоевания поздними Средней Азии. В 722 г., несмотря на отчаянное сопротивление, арабы овладели последним оплотом согдийцев - замком на горе Муг. Экспонированы находки из замка - естные и привозные шелковые и хлопчатобумажные ткани; части деревянного ткацкого станка, тончайшего плетения сетки для волос, раскрашенные древки тростниковых стрел и утварь. Уникальный памятник начала VIII в. - фрагмент деревянного, обтянутого кожей щита с росписью, изображающей согдийского всадника. Многое о жизни средневековой Средней Азии рассказывают памятники письменности. В горизонтальной витрине у окна - письмо на арабском языке, написанное Дивастичем военачальнику арабу Ал-Джарраху об участи двух сыновей правителя Согда, покончившего жизнь самоубийством; здесь же палочка с надписью, сообщающей путь через горы. В шкафу 3 большой серебряный сосуд с древнетюркской надписью: "За младшую дочь Гирюнчук, невесту - подарок", напоминающей об обычае калыма.
Средняя Азия IX-XII вв. Экспозиция охватывает почти четыре столетия, весьма бурные в истории Средней Азии. Утверждение ислама после арабского завоевания оказало определенное воздействие на характер искусства. Реалистическое изображение человека, животных, растений, обычное для искусства домусульманского периода, постепенно вытесняется декоративным орнаментом - геометрическим или стилизованным растительным, с включением в него арабских надписей. Подобный орнамент украшал изделия художественного ремесла, развивавшегося в среднеазиатских городах - оживленных центрах ремесленного производства, торговли и культуры средневекового Востока. Среди экспонатов керамика из раскопок городищ на территории Средней Азии - Пайкенда, Афрасиаба, Мунчак-тепе и Тараза, изделия IX-XII вв. из бронзы, серебра, стекла. В другом зале, посвященном архитектуре, интересны резные неполивные изразцы, украшавшие порталы зданий Самарканда и Узгента, - прием декорировки, широко распространенный в среднеазиатском зодчестве X-XII вв. К концу XII в. появляются поливные изразцы. На выставке можно видеть один из наиболее ранних поливных изразцов с рельефной арабской надписью под поливою бирюзового цвета.
Золотая Орда XIII-XIV вв. Большая часть экспонатов происходит из столицы Золотой Орды Сарая Берне (раскопки 1843-1847 гг.), развалины которой находятся недалеко от Волгограда, на берегу р. Ахтубы.

Ответить С цитатой В цитатник

Культурные ценности золотоордынской столицы создавались ремесленниками, насильно переселяемыми сюда из завоеванных стран, в частности, из Средней Азии. Поэтому памятники Сарая Берке весьма близки памятникам среднеазиатской культуры. Керамика Сарая Берке - поливная посуда и пестрые мозаичные изразцы для облицовки зданий - работа среднеазиатских гончаров, о чем говорят и форма предметов, и орнамент, и цвета, и техника изготовления. Через Сарай Берке проходил караванный путь из Европы на Восток. Торговые связи Золотой Орды характеризуют фрагменты китайской керамики, сирийское стекло, мраморный подсвечник из Египта и др. Интересна найденная в Днепропетровской области серебряная пайцза XIV в. - пропуск для беспрепятственного следования по территории Золотой Орды, обычно выдаваемый послам, купцам, иноземным путешественникам. Надпись на пайцзе гласит: "Силою вечного неба. Покровительством великого могущества. Если кто не будет относиться с благоговением к указу Абдуллы-хана, тот подвергнется ущербу и умрет".
Средняя Азия XIV-XV вв. Во второй половине XIV в. Средняя Азия стала центром могущественного государства Тимура, а Самарканд - столицей державы этого грозного завоевателя. В зале 48 выставлен своеобразный исторический документ - камень с надписью на арабском и монгольском языках "В лето семьсот девяносто третье, в год овцы, в средний весенний месяц, султан Турана-Тимур-бек шел с двумястами тысячами войска, имени своего ради, против хана Золотой Орды - Тохтамыша". Камень, найденный в Казахстане, был положен на вершине кургана, насыпанного по приказу Тимура в ознаменование его победы над Тохтамышем в 1391 г. Художники, зодчие, ремесленники, переселенные из завоеванных стран, отстраивали и украшали Самарканд. На выставке представлены изразцы и резные плитки из мрамора и известняка - детали архитектурного убранства соборной мечети Биби-ханым, красивейшего здания Самарканда того времени, построенного по приказу Тимура в 1399-1404 гг. Внимания заслуживают также разнообразные по технике изразцы, украшавшие стены мавзолеев знаменитого самаркандского некрополя Шах-и-Зинда. Замечательное произведение искусства XV в. - дверь мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, где похоронен Тимур и члены его семьи. Двухстворчатая дверь из дерева арчи, покрытая тончайшей резьбой, сохранила следы инкрустации костью, серебром, медью, перламутром, черным и розовым деревом. В зале 48 внимание привлекает огромный бронзовый литой котел; его вес - две тонны, высота - сто шестьдесят и диаметр - двести сорок пять сантиметров. Декоративная арабская надпись, опоясывающая котел в три яруса, гласит, что этот котел для воды - дар Тимура мечети Ходжи Ахмеда Ясеви (ныне г. Туркестан в Казахстане); ниже десять раз повторяются слова "Будь благословен", указан год изготовления-1399, имя мастера - Абд ал Азиз из Тавриза; третий ярус заполнен повторяющейся мусульманской формулой "Царство принадлежит Аллаху".
Средняя Азия конца XVIII -начала XX в. В последних залах выставки демонстрируются превосходные образцы художественного ремесла: знаменитые среднеазиатские ковры, керамика из мастерских Коканда, Хивы, Бухары и Самарканда, холодное оружие работы бухарских и хивинских мастеров, изделия ювелиров, золотошвейные одежды, изделия из кожи.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 14 фев — РИА Новости. Обновленная экспозиция залов "Культура и искусство Центральной Азии" открылась в четверг в Эрмитаже после длительного перерыва, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.

"Экспозиция включает в себя около тысячи экспонатов из разных регионов Центральной Азии: Восточного Туркестана, Тибета, Монголии, а также памятники, находящиеся на западной окраине современного Китая", — рассказали в музее.

Как пояснили РИА Новости кураторы обновленной экспозиции, залы культуры и искусства Центральной Азии были закрыты в течение шести лет. За это время удалось произвести масштабную реставрацию большей части экспонатов. Кроме того, сама экспозиция увеличилась примерно на треть — как за счет новых предметов из запасников музея, так и за счет появления новых выставочных пространств.

По словам кураторов, столь длительный перерыв в экспозиционной деятельности объясняется отчасти тем, что музею пришлось ждать специального экспозиционного оборудования из Германии и Испании.

Как отмечают специалисты, большинство предметов экспозиции представляет особый интерес за счет того, что они были произведены не в традиционных культурных центрах, а на перекрестных путях между Китаем, Индией, Тибетом и так далее, в результате чего в экспонатах можно наблюдать влияние одновременно нескольких культурных традиций.

© Фото: предоставлено пресс-службой Эрмитажа


© Фото: предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Открывается выставка предметами из могильников Ноин-Ула в Северной Монголии. Центральным экспонатом является войлочный ковер. Кроме того, в зале можно увидеть ткани и предметы быта. По словам кураторов, эта часть экспозиции в отличие от остальных претерпела незначительные сокращения. Далее следуют находки из Карокорума, древней столицы монгольского государства. В частности, здесь представлена уникальная каменная голова с рунической надписью, которая датируется VI — VIII веками. В Монголии существует всего две таких находки.

Значительное пространство в обновленной экспозиции отведено под серебряные буддистские скульптуры, характерные для особой тибето-монгольской формы буддизма Махаяны. Собственно монгольская живопись практически отсутствует в коллекции Эрмитажа, однако несколькими тангка бурятской работы можно ознакомиться в залах музея.

Несколько залов отведено под памятники тангутского государства Западное Ся, для культуры которого было характерно положение "между Китаем и Тибетом". Среди наиболее известных работ здесь можно увидеть "Портрет сановника" и икону "Будда в короне".

Целую галерею занимают новые экспонаты, вошедшие в экспозицию. Здесь представлены памятники Восточного Туркестана из Хотана, Кучарского, Карашарского и Турфанского оазисов. В частности, здесь можно увидеть яркие фрагменты фресок из пещерного монастыря Безеклик.

Лучшие статьи по теме